- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности В мире дорожных знаков
Программа по внеурочной деятельности В мире дорожных знаков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мох Л.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борцовская СОШ № 5»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире дорожных знаков»
Составитель Мох Л.В.
Борец
В мире дорожных знаков
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе:
- «Примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования» В.А.Горского, А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010г.;
- Программы становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста, рекомендована Научно-методическим советом Избирательной комиссии Республики Хакасия (протокол № 2 от 23 ноября 2007 г.) и коллегии Министерства образования и науки Республики Хакасия (протокол № ГОС-1 от 14 февраля 2008 г.);
- Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №100.
Программа предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из учащихся первых классов. Данная программа ориентирована на достижение результатов 2- ого уровня, направленная на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания. Цель программы -
- создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Основным направлением внеурочной деятельности является профилактическая работа. Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно-ценностное общение.
- Художественное творчество.
- «ПЕШЕХОДНАЯ АЗБУКА» - знакомит учащихся с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения, учит правилам дисциплинированного поведения на дороге, особенностям движения пешеходов, а так же позволяет на практике отработать усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
- «ИГРА - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» - направлен на формирование у обучающихся умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Позволяет моделировать дорожные ситуации для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
- «ДОРОЖНЫЕ ЛОВУШКИ» - позволяет учащимся познакомиться с «бытовыми» привычками на дороге, формирует представление о «дорожных ловушках» - ситуации обманчивой безопасности, а так же правилах безопасного поведения в данных ситуациях.
Учебно-тематический план
-
№
тема
всего
теория
практика
1 «Пешеходная азбука »
13
5
8
2 «Игра - дело серьезное»
13
13
3 «Дорожные ловушки»
8
4
4
Всего34
9
25
На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа.
Методы работы, формы внеурочной деятельности, используемые на занятиях.
-
Игры - упражнения;
-
Познавательные беседы;
-
Викторины;
-
Работа с учебной книжкой-тетрадью;
-
КТД (коллективное творческое дело);
-
Образовательные экскурсии;
-
Встречи с работниками ГИБДД;
-
Практические занятия
Организация промежуточного и итогового контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию. Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах:
- игры - соревнования;
- урок - зачет;
- тестирование
Общая характеристика программы Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа «В мире дорожных знаков» необходима для того, чтобы дети успешно усвоили правила безопасности на дорогах, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает интересы детей, возрастные особенности, а так же рекомендации работников ГИБДД. Ребенок - это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности: - обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом); - самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных книжках-тетрадях); - практическая отработка координации движений в играх-упражнениях, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Принципы обучения по программе Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. Принцип взаимодействия «дети - дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. Поэтому необходимо формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Основное содержание Раздел 1. «Пешеходная азбука» (13 час).
- Дорога в школу и домой
- Почему на улице опасно?
- Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
- Где и как надо переходить дорогу.
- Наш друг светофор (светофор и его сигналы).
- Дорожные знаки.
- Встреча с сотрудниками ГИБДД.
- Практические занятия.
- Я - пешеход. Экскурсия
- Учимся соблюдать ПДД. Зачетное занятие
Раздел 2. «Игра - дело серьезное» (13 часов)
- Угадай дорожный знак (настольная игра).
- Пешеход - водитель (сюжетно-ролевая игра).
- Игра - тренировка «Где ошибка?»
- Викторина «Мой друг Светофор»
- Тренинг «Справлюсь ли я с опасной ситуацией».
- Блиц - турнир «Пешеходы»
- Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика»
- Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
- Угадай дорожный знак ( настольная игра)
- Игры на развитие внимания и координацию движений.
- Дидактическая игра «Где ошибка?»
- Зачетное занятие
- Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
- Не попади в ловушку (настольная игра).
- «Бытовые » привычки на дороге.
- Экскурсия «Дорожные ловушки».
- Взаимопомощь на дороге.
- Ситуации на дороге (анализ ДТП).
- Зачетное занятие «Знающий пешеход»
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для организации процесса обучения используются: - учебный кабинет ; - актовый зал; - спортивная площадка, Также используются: знаки дорожного движения, телевизор, компьютер, мультимедийный проектор. Видео-, кино фильмы, плакаты по правилам дорожного движения, аптечка, уголок юного пешехода, пешеходная дорожка (3 этаж)
Список литературы Список литературы для обучающихся:
- Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2008.
- Все обо всем. /Издательство «Астрель», г. Москва, 2001 г.
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
- Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения/ Никитина Б.Г., Зуева Т.Э.; Под рук. Барканова С.В. , Никоновой О.А. - М., 2001
- Примерные программы внеурочной деятельности начального общего образования / В.А.Горский. - М., Просвещение, 2010.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. - М.: Третий Рим, 2005.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
№
занятия
Дата
по плану
Дата
по факту
Название
раздела
Тема занятия
1
1
1 четверть
02.09
Пешеходная азбука (13 ч.)
Дорога в школу и домой.
2
2
09.09
Почему на улице опасно?
3
3
16.09
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
4
4
25.09
Где и как надо переходить дорогу.
5
5
02.10
Наш друг светофор (светофор и его сигналы).
6
6
09.10
Дорожные знаки.
7
7
18.10
Дорожные знаки.
8
8
25.10
Дорожные знаки.
9
9
1.11
Викторина по пдд
10
1
2 четверть
15.11
Практические занятия(рекреация 3 этажа)
11
2
22.11
Практические занятия(изготовление светофора)
12
3
29.11
Я - пешеход. Экскурсия по микрорайону
13
4
06.12
Учимся соблюдать ПДД.
14
5
13.12
Игра - дело серьёзное
(13 ч.)
Угадай дорожный знак (настольная игра).
15
6
20.12
Пешеход - водитель (сюжетно - ролевая игра).
16
7
27.12
Игра - тренировка «Где ошибка?»
17
1
3 четверть
13.01
Викторина «Мой друг Светофор».
18
2
20.01
Тренинг «Справлюсь ли я с опасной ситуацией».
19
3
27.01
Блиц - турнир «Пешеходы»
20
4
03.02
Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
21
5
10.02
Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
22
6
17.02
Изготовление дорожных знаков.
23
7
24.02
Угадай дорожный знак (настольная игра).
24
8
03.03
Игры на развитие внимания и координацию движения.
25
9
10.03
Дидактическая игра «Где ошибка?»
26
10
17.03
Зачётное занятие.
27
11
07.04
Дорожные ловушки
(8 ч.)
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
28
1
4 четверть
14.04
Не попади в ловушку (настольная игра)
28
2
21.04
«Бытовые» привычки на дороге.
30
3
28.04
Экскурсия «Дорожные ловушки».
31
4
05.05
Взаимопомощь на дороге.
32
5
12.05
Ситуации на дороге (анализ ДТП)
33
6
19.05
Ситуации на дороге (анализ ДТП)
34
7
26.05
Зачётное занятие «Знающий пешеход».