• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. (Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. (Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Обучение грамоте, 1 класс по учебнику «Азбука» авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др. УМК «Школа России».

Тип урока: ОНЗ. Цель урока: 1) формирование представления о букве мягкий знак; 2) формирование понятия об обозначении буквой ь мягкости согласных; 3) формирование способности к звуковому анализу слов с буквой ь; Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение, абстрагирование, классификация. Демонстрационный материал: электронная презентация. РКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)аздаточный материал: конверты с буквами, набор звуковичков: Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)

















Ход урока: I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2-3 мин.) Цели: 1) организация актуализации требований к ученику на примере 2 шагов. 2) организация деятельности учащихся по изучению буквы мягкий знак. 3) создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности изучения буквы мягкий знак. Организация учебного процесса на этапе I. Учитель: Здравствуйте, ребята. Чему мы вчера научились на уроке? Ученики: Читать и составлять звуковые схемы слов с буквой ю. Учитель: Мы открыли последнее окошечко в нашем Теремке? Ученики: Да. Учитель: Значит, мы все буквы изучили? Ученики: Нет, остались два окошечка, но они стоят в стороне. Учитель: А хотите узнать, какие там буквы живут? Ученики: Да! УКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)читель: К нам на урок пришёл известный фокусник, который бывал у нас не раз. Он принёс с собой буквы:

е,ё,ю,я,и.

О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Ученики: Будем говорить о гласных, которые показывают на мягкость согласного звука. Учитель: Как вы думаете, нам этих знаний достаточно? Ученики: Нет. Мы пришли, чтобы узнать что-то новое. Учитель: С чего начнём? Ученики: Прежде чем узнать, что не знаем, нужно повторить то, что знаем. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.) Цель: 1) актуализация знания о гласных и согласных, об их делении на две группы; 2) актуализация способа деления гласных букв на те, которые являются показателем мягкости согласных и на те, которые являются показателем твердости согласных; 3) мотивирование пробного действия в форме создания звуковой схемы; 4) фиксация затруднения в 2-х формах: неправильный ответ, неумение объяснить правило. Организация учебного процесса на этапе II. Учитель: Почему все буквы, которые принёс фокусник, красные? Ученики: Все эти буквы гласные. Учитель: Для чего они служат? Ученики: Они могут стоять в начале, в середине и конце слова, показать мягкость согласного звука. Учитель: Прочитайте слоги: ля, ле, лё, лю, ли.

Дети читают слоги.

Учитель: Давайте закрепим наши знания в игре. Если слово начинается на мягкий согласный звук, отправляете его в зеленые ворота, если на твердый согласный звук - в синие ворота.

Работа проводится на интерактивной доске. Дети по одному подходят, цепляют слово и отправляют его в нужные ворота, класс аплодирует в случае правильного действия.

Слайд (ворота)

Слова для работы: Синица, ласточка, воробей, гуси, шипун, дятел, зяблик.

Ученики: зелёные ворота синие ворота синица ласточка дятел воробей зяблик шипун гуси

Учитель: Что объединяет эти слова? Какое слово лишнее? Почему? Ученики: Гуси. Слово стоит во множественном числе. Учитель: Составьте звуковую схему к этому слову? ДКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)ети показывают: Учитель: Какая буква показала на мягкость последнего согласного звука? Ученики: Гласная второго ряда и. Учитель: Молодцы! Все одинаково выполнили задание. Учитель: А фокусник взял и превратил гусей… в одного гуся. (Картинка) Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.(Урок составлен в технологии деятельностного метода. УМК Школа России)Составьте звуковую схему к этому слову. Учитель: Какой последний звук? Ученики: Последний звук мягкий. Учитель: А что показывает мягкость согласного? Ученики: ответа нет. Учитель: Напишите слово гусь под схемой. Выбираются 3 разных варианта ответа. III. Выявление места и причины затруднения (3 - 4 мин). Цели: 1) организация фиксации места (шага), где возникло затруднение; 2) организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа); 3) организация выявления причины затруднения и фиксации во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе III. Учитель: Кто же из вас прав? Вася: Я считаю, что мой вариант правильный, но я не могу объяснить. Маша: Я думаю, что Васин рисунок неправильный, ведь мы не знаем - буквы, которая показала мягкость согласного звука. Петя: Я не могу объяснить. Учитель: Почему у нас разные ответы? Ученики: Мы не знаем, какую букву писать. Учитель: Ребята, как вы думаете, есть такая буква? Ученики: Наверное, есть, но мы её не знаем. Учитель: В чём возникла трудность? Ученики: Не знаем буквы , которая смягчает последний согласный звук. Учитель: Какую же поставим цель урока? Ученики: Узнать, какая ещё буква обозначает мягкость согласных звуков. Слайд (с вопросом) Учитель: Какой шаг учебной деятельности сделали? Ученики: Определили, что не знаем. Учитель: Какой следующий шаг надо сделать? Ученики: Попробуем её узнать. Учитель: Кто будет искать эту букву? Ученики: Мы сами. IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3-4 мин.) Цели: 1) постановка цели проекта (устранение причины возникшего затруднения); 2) уточнение и согласование темы урока; 3) определение средства (алгоритм); 4) формулировка шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Организация учебного процесса на этапе IV. Учитель: Давайте попросим фокусника помочь нам. Послушайте, что он говорит об этой букве: Мягкий голос, Мягкий шаг. Это буква …. Ученики: Мягкий знак. Учитель: Назовите тему нашего урока. Ученики: Мы будем говорить о новой букве мягкий знак. V. Реализация построенного проекта (4-5 мин.) Цели: 1) организация реализации построенного проекта в соответствии с планом; 2) организация фиксации нового способа действия в речи; 3) организация фиксации нового способа действия в знаках (с помощью эталона); 4) организация фиксации преодоления затруднения; 5) организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). Организация учебного процесса на этапе V. Фокусник показывает эту букву и заселяет окошечко в Теремке. Учащиеся печатают букву в тетрадях. Учитель: Откроем наш букварь. Что он нам расскажет об этой букве? Ученики открывают буквари и замечают отсутствие звуковичка? Учитель: Почему нет звуковичка? У художника не хватило краски? Ученики: Эта буква не имеет звука. Учитель: Докажите. Составьте слово, которое начинается с этой буквы. Ученики: Нет такого слова, мы не можем его найти. Учитель: Подумай, где может в слове стоять мягкий знак? Ученики: Мягкий знак стоит в конце слова. Учитель: Так какую букву мы поставим в конце слова ГУСЬ? Проверьте. Физкультминутка. Слайд с картинкой.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-6 мин.) Цель: организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи фронтально и в парах. Организация учебного процесса на этапе VI . Учитель: Для тренировки я предлагаю вам прочитать столбики Ль, мь, рь и т.д. Учитель: Прочитайте слова 2 столбика и объясните значение мягкого знака в этих словах и лексическое значение слова. гусь лень олень лань лось Учитель организует работу в парах. Учитель: Молодцы, теперь предлагаю поработать в парах. 1 столбик. Пары слов читайте друг другу и объясните значение мягкого знака. Учитель: Обратите внимание, что мягкий знак может не только обозначить мягкость согласного звука, но и изменить значение слова.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 - 6 мин). Цель: 1) организация самостоятельного выполнения учащимися звукового разбора слова на новый способ действия; 2) организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки; 3) организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия по результатам выполнения самостоятельной работы. Организация учебного процесса на этапе VII . Учитель: Можете ли вы сказать, что овладели новым знанием? Ученики: Пока не проверим, не знаем. Учитель: Какой следующий шаг нашей учебной деятельности? Ученики: Самостоятельная работа. Учитель: Предлагаю вам с помощью звуковичков выполнить звуковой анализ слов: I варианту - слово трель II варианту - слово дверь, звуковую схему которого мы не смогли выполнить на прошлом уроке. Дети выполняют работу со своими звуковичками. Учитель: Проведите самопроверку по эталону. Слайд (эталон анализа слов) Учитель: У кого были затруднения? Два ученика поднимают руки и отвечают, что при составлении звуковой схемы к слову дрёма ими были допущены ошибки в характеристике первого согласного звука, им было рекомендовано обратиться к 3-му пункту алгоритма звукового анализа слова «Вслушайся в звучание нужного звука». Учитель: У кого не было затруднений? Дети поднимают руки.. Учитель: Молодцы. Те ребята, кто нашел и исправил ошибки, тоже молодцы. VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 мин). Цель: 1) организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия; 2) организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Организация учебного процесса на этапе VIII. Учитель: Как мы можем применить новое знание? Ученики: В чтении текстов. Учитель: Сегодня на уроке нам помогал фокусник. Он сейчас готовится к новому фокусу, а мы прочитаем слова 3 столбика. (Добавить слово мечеть). Чего нет в нашем городе? Ученики: Красная площадь. Учитель: Фокусник готов переместить нас из Казанского кремля в Московский. Слайды. Чтение текста Московский Кремль сильными учениками Учитель: Подчеркните слова с мягким знаком в тексте. Проверка на доске. Учитель: Молодцы, вы очень хорошо поработали. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-4 мин.) Цели: 1) организация фиксации нового содержания, изученного на уроке; 2) организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке; 4) организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности Организация учебного процесса на этапе IX: Учитель: Какую цель ставили перед собой? Ученики: Узнать новую букву и её роль.. Учитель: Достигли мы цели? Ученики: Да, мы узнали новую букву - ь и её роль в словах. Учитель: Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Ученики: Петю, Васю, Сашу, Лену. Учитель: Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. Фокусник приготовил праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь.

  • Если ты хорошо работал и все понял, нарисуй красную звездочку;
  • Если все понял, но рассказать пока не можешь - нарисуй желтую звездочку.
Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!
© 2010-2022