- Преподавателю
- Начальные классы
- «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» 1 класс
«Общие приемы вычитания с переходом через десяток» 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дёмина М.А. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
г. Железнодорожный
Урок математики
тема: «Общие приемы вычитания
с переходом через десяток»
1 класс
УМК «Школа России
Дёмина Марина Александровна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Название материала Класс
Разработка урока по математике 1 класс
Тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»
УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс
УМК «Школа России» -Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2013 -Образовательная программа по математике авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова
Вид ресурса
Конспект урока с презентацией.
Цели, задачи материала
Общедидактическая цель урока:
формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новой темой.
Образовательная цель:
моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы.
Задачи:
образовательные: -познакомить учащихся с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток через моделирование приемов; - совершенствовать вычислительные навыки; развивающие: -развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь учащихся, умение анализировать;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитательные: -формировать потребность быстро и правильно решать поставленные задачи, навыки работы в паре и группе, воспитывать учебную активность; -развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.); Здоровьесберегающие - учиться беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения);
- развивать эмоционально-волевую сферу учеников;
- создавать ситуацию успеха.
Необходимое оборудование и материалы для занятия
-Мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер;
-Презентация к уроку «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»; -Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2013
-карточки;
Технологическая карта урока
Технология проведения
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
УУД I. Самоопределение к деятельности. ( 1 мин) Цель:
-включение в учебную деятельность на личностно-значимом
уровне.
Доброе пожелание, положительный настрой на урок.
- Добрый день всем, кто присутствует сегодня на нашем уроке! Как гостеприимные хозяева, давайте поздороваемся и подарим гостям свои улыбки, пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! -Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять. Будем правильно считать. Настрой на дальнейшую работу. Коммуникативные: -умение поддержать разговор на интересную тему; -умение слушать и понимать речь других; -включение в учебный процесс. II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5-6 мин) Цель:
готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение).
-Чему мы учимся на уроках математики?
- Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание - особенно.
Устный счет:
-Молодцы! А сейчас откроем тетрадь, пропустив 4 клетки вниз, подписываем число.
Обратите внимание на осанку.
А так же на правильное написание цифр.
Найдите карточку №5
- Сформулируйте задание связанное с числом 10.
Работа в парах
10
6 7
8 1
9 2 3 4
проверка.
-Предлагаю вспомнить состав этих чисел
-Для чего надо хорошо знать состав чисел?
11- это 5 и …
15- это8 и…
17- это 9 и…
12- это 6 и… -Как вы думаете, зачем нужно знать состав чисел не только до 10, но и от 11 до 18? Да, это пригодится для решения более сложных примеров на вычитание. Демонстрируют знаний, умения. считать, решать задачи -Числа от 1 до 20.
-Оформление тетради.
-Работа в тетради.
-Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами.
-Чтобы решать примеры Познавательные: -умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. III. Выявление места и причины затруднения (4 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение)
Создание познавательной проблемной ситуации.
- карточка Предлагаю вам примеры для решения 3+6= 5+7= 13-4= 6+8= 14-5= 9-4= 10-7= 11-3= 6+8= - Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем? Запись на доску (слайд) примеров, которые вызвали затруднения у учеников 13-4 14-5 11-3 ? - Есть ли ребята, которые сумели решить данные примеры? Молодцы! А правильность решения вы докажите на уроке и будете экспертами при решении примеров данного вида. Самостоятельно подходят к теме урока.
-Работа на карточке - индивидуально.
Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: --уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: -установка на здоровый образ жизни. Физкультминутка для глаз (1 -2 мин) Учит беречь свое здоровье (зрение)
Чтобы продолжить нашу работу давайте подготовим наши глаза, которые будут следить за цветами дружбы. Выполнение зарядки для глаз Личностные: -установка на здоровый образ жизни. IV. Построение проекта выхода из затруднения ( 15 мин) т.е. построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.
Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.
Организует работу в группе.
Частично- поисковая деятельность. Побуждает к анализу собственных действий
Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.
Помогает учащимся планировать и выполнять действия.
Организует работу
Побуждает к анализу собственных действий
Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения).
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема урока:
" Общие приёмы вычитания с переходом через десяток» -В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания с переходом через десяток. -Как вы думаете, какова цель нашего урока: познакомиться… - Давайте попробуем найти пути решения примера на вычитание с переходом через десяток. Предлагаю вам в группах подумать над решением примера 12-5. Все необходимое для работы лежит у вас на партах.
-Вспомните правила работы в группе. Будьте взаимовежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается. -Желаю успехов! - Какие пути решения вы нашли? 1прием: 1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10. 2.Вспоминаем состав числа 5 (вычитаемого), заменим его суммой удобных слагаемых. 3. Вычитаем второе слагаемое. Молодцы. Кто из вас может предложить другой способ решения примера? 2 прием: вспомнить состав числа 13. 13 - это 9 и 4, значит, 13-9=4 - Какое затруднение возникло при выполнении задания? - При решении этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18. Есть ли другие приемы решения примера? - Так кто же прав? Откроем учебник на с. 80. внимательно изучите эту страницу и сделайте вывод, кто же прав? Вывод: и правы все, приемы разные, а результат (разность) одинаковый (ая). Так сколько приемов на вычитание вы предложили? А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к каждому приему вычитания с переходом через десяток. Записываем в тетрадь: 12-5= 1. Вычитание округляем до 10. 2. Вспоминаем состав числа 5. Заменив суммой удобных слагаемых. 3.Находим разность. Предлагаю опорную схему для решения примеров первым приемом. 12-5= Вспоминаем состав числа 12. Это 5 и 7 Обратите внимание на опорную схему для решения примеров вторым способом Давайте посмотрим, какая группа права? На доске (слайд) правильный ход решения. Поднимите руку, у кого так сделано? Молодцы! Запишем пример в тетрадь и составим алгоритм данного приема. ( группа, которая нашла верный путь решения, объясняет) Алгоритм: 1.Заменим уменьшаемое суммой разрядных слагаемых. 2. Вычтем из 10 вычитаемое. 3.К полученному результату прибавим оставшиеся единицы. Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток. Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока.
-Поиск решения
Моделируют с помощью счетных палочек ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. -Вспоминают правила работы в группе
-Объединяются в группы. -Вспоминают правила работы и распределяют роли для работы в группе. -Нахождение пути решения примера.
-Выдвигают вариант приема решения
-Работа по учебнику. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка своих решений.
-Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске -Объясняют ход решения. Регулятивные: Уметь: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные: Уметь: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; -формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей.
Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, в паре находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные:
- проявление любознательности к изучаемому материалу:
-установка на здоровый образ жизни. Физкультминутка (1-2 мин) Учит беречь свое здоровье (осанка) и здоровье окружающих. В совместной деятельности мы нашли способ решения.
Организует самостоятельную, практическую работу
Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение)
-Откройте учебник на стр.81. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. (№2)
- Кто желает объяснить решение первого примера? Каким приемом желаешь его решить?
-Кто желает решить второй пример. А какой прием выбираешь из двух оставшихся?
-Третий пример- прием, который остался.
(слайд - схемы - опоры)
Обратите внимание на осанку.
Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы- опоры.
Излагают, объясняют учебный материал.
Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; -Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность; -Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем; -Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку; Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия.
Самостоятельная работа с задачей
Проверка: по слайду
Докажите.
Какой прием использовали?
Молодцы!
Ребята, а есть еще вариант для решения таких примеров?
Поиск 3 варианта решения (гипотезы)
Повторение всех вариантов для решения в речи (слайд) -Используют приобретенные знания в практической деятельности. -Самооценка. Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; -Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму; -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -Формирование самостоятельности, ответственности. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
- Так какие же открытия, сделаны нами на уроке?
- Выполним задание « Незаконченное предложение»
Мне на уроке понравилось ........
Мне показалось трудным...........
Главным своим результатом я считаю.........
А сейчас оцените свою работу на уроке.
- Как вы думаете, что будем делать на следующем уроке?
Всем спасибо за работу! Анализируют свою деятельность Регулятивные: -Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.