«Общие приемы вычитания с переходом через десяток» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Железнодорожный




Урок математики

тема: «Общие приемы вычитания

с переходом через десяток»

1 класс

УМК «Школа России











Дёмина Марина Александровна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Название материала Класс

Разработка урока по математике 1 класс

Тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»

    УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс

    УМК «Школа России» -Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2013 -Образовательная программа по математике авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова

      Вид ресурса

      Конспект урока с презентацией.

        Цели, задачи материала

        Общедидактическая цель урока:

        формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новой темой.

        Образовательная цель:

        моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы.

        Задачи:

        образовательные: -познакомить учащихся с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток через моделирование приемов; - совершенствовать вычислительные навыки; развивающие: -развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь учащихся, умение анализировать;

        - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

        - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитательные: -формировать потребность быстро и правильно решать поставленные задачи, навыки работы в паре и группе, воспитывать учебную активность; -развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.); Здоровьесберегающие - учиться беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения);

        - развивать эмоционально-волевую сферу учеников;

        - создавать ситуацию успеха.

          Необходимое оборудование и материалы для занятия

          -Мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер;

          -Презентация к уроку «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»; -Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2013

          -карточки;





          Технологическая карта урока

          Технология проведения

          Деятельность

          учителя

          Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

          Деятельность

          учеников

          УУД I. Самоопределение к деятельности. ( 1 мин) Цель:

          -включение в учебную деятельность на личностно-значимом

          уровне.
          Доброе пожелание, положительный настрой на урок.

          - Добрый день всем, кто присутствует сегодня на нашем уроке! Как гостеприимные хозяева, давайте поздороваемся и подарим гостям свои улыбки, пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! -Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять. Будем правильно считать. Настрой на дальнейшую работу. Коммуникативные: -умение поддержать разговор на интересную тему; -умение слушать и понимать речь других; -включение в учебный процесс. II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5-6 мин) Цель:

          готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
          Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
          Устанавливает тематические рамки.
          Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение).

          -Чему мы учимся на уроках математики?

          - Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание - особенно.

          Устный счет:

          «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» 1 класс«Общие приемы вычитания с переходом через десяток» 1 класс

          -Молодцы! А сейчас откроем тетрадь, пропустив 4 клетки вниз, подписываем число.

          Обратите внимание на осанку.

          А так же на правильное написание цифр.

          Найдите карточку №5

          - Сформулируйте задание связанное с числом 10.

          Работа в парах

          10

          6 7

          8 1

          9 2 3 4

          проверка.

          -Предлагаю вспомнить состав этих чисел

          -Для чего надо хорошо знать состав чисел?

          11- это 5 и …

          15- это8 и…

          17- это 9 и…

          12- это 6 и… -Как вы думаете, зачем нужно знать состав чисел не только до 10, но и от 11 до 18? Да, это пригодится для решения более сложных примеров на вычитание. Демонстрируют знаний, умения. считать, решать задачи -Числа от 1 до 20.

          -Оформление тетради.
          -Работа в тетради.


          -Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами.




          -Чтобы решать примеры Познавательные: -умение ориентироваться в своей системе знаний.

          Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. III. Выявление места и причины затруднения (4 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
          Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение)


          Создание познавательной проблемной ситуации.

          - карточка Предлагаю вам примеры для решения 3+6= 5+7= 13-4= 6+8= 14-5= 9-4= 10-7= 11-3= 6+8= - Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем? Запись на доску (слайд) примеров, которые вызвали затруднения у учеников 13-4 14-5 11-3 ? - Есть ли ребята, которые сумели решить данные примеры? Молодцы! А правильность решения вы докажите на уроке и будете экспертами при решении примеров данного вида. Самостоятельно подходят к теме урока.

          -Работа на карточке - индивидуально.
          Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: --уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: -установка на здоровый образ жизни. Физкультминутка для глаз (1 -2 мин) Учит беречь свое здоровье (зрение)

          Чтобы продолжить нашу работу давайте подготовим наши глаза, которые будут следить за цветами дружбы. Выполнение зарядки для глаз Личностные: -установка на здоровый образ жизни. IV. Построение проекта выхода из затруднения ( 15 мин) т.е. построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.





















          Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.






          Организует работу в группе.
          Частично- поисковая деятельность. Побуждает к анализу собственных действий



          Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.











          Помогает учащимся планировать и выполнять действия.


















          Организует работу
          Побуждает к анализу собственных действий








          Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения).
          -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема урока:

          " Общие приёмы вычитания с переходом через десяток» -В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания с переходом через десяток. -Как вы думаете, какова цель нашего урока: познакомиться… - Давайте попробуем найти пути решения примера на вычитание с переходом через десяток. Предлагаю вам в группах подумать над решением примера 12-5. Все необходимое для работы лежит у вас на партах.
          -Вспомните правила работы в группе. Будьте взаимовежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается. -Желаю успехов! - Какие пути решения вы нашли? 1прием: 1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10. 2.Вспоминаем состав числа 5 (вычитаемого), заменим его суммой удобных слагаемых. 3. Вычитаем второе слагаемое. Молодцы. Кто из вас может предложить другой способ решения примера? 2 прием: вспомнить состав числа 13. 13 - это 9 и 4, значит, 13-9=4 - Какое затруднение возникло при выполнении задания? - При решении этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18. Есть ли другие приемы решения примера? - Так кто же прав? Откроем учебник на с. 80. внимательно изучите эту страницу и сделайте вывод, кто же прав? Вывод: и правы все, приемы разные, а результат (разность) одинаковый (ая). Так сколько приемов на вычитание вы предложили? А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к каждому приему вычитания с переходом через десяток. Записываем в тетрадь: 12-5= 1. Вычитание округляем до 10. 2. Вспоминаем состав числа 5. Заменив суммой удобных слагаемых. 3.Находим разность. Предлагаю опорную схему для решения примеров первым приемом. 12-5= Вспоминаем состав числа 12. Это 5 и 7 Обратите внимание на опорную схему для решения примеров вторым способом Давайте посмотрим, какая группа права? На доске (слайд) правильный ход решения. Поднимите руку, у кого так сделано? Молодцы! Запишем пример в тетрадь и составим алгоритм данного приема. ( группа, которая нашла верный путь решения, объясняет) Алгоритм: 1.Заменим уменьшаемое суммой разрядных слагаемых. 2. Вычтем из 10 вычитаемое. 3.К полученному результату прибавим оставшиеся единицы. Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток. Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока.








          -Поиск решения

          Моделируют с помощью счетных палочек ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. -Вспоминают правила работы в группе
          -Объединяются в группы. -Вспоминают правила работы и распределяют роли для работы в группе. -Нахождение пути решения примера.

          -Выдвигают вариант приема решения


          абота по учебнику. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка своих решений.






















          -Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске -Объясняют ход решения. Регулятивные: Уметь: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

          - проговаривать последовательность действий на уроке;

          -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

          -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

          -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

          -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные: Уметь: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; -формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей.

          Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, в паре находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

          - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные:

          - проявление любознательности к изучаемому материалу:

          -установка на здоровый образ жизни. Физкультминутка (1-2 мин) Учит беречь свое здоровье (осанка) и здоровье окружающих. В совместной деятельности мы нашли способ решения.

          Выполнение упражнений Личностные: -установка на здоровый образ жизни. V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
          Организует самостоятельную, практическую работу








          Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение)

          -Откройте учебник на стр.81. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. (№2)

          - Кто желает объяснить решение первого примера? Каким приемом желаешь его решить?

          -Кто желает решить второй пример. А какой прием выбираешь из двух оставшихся?

          -Третий пример- прием, который остался.

          (слайд - схемы - опоры)

          Обратите внимание на осанку.


          Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы- опоры.
          Излагают, объясняют учебный материал.
          Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; -Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность; -Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем; -Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

          - организовать самопроверку по эталону, самооценку; Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия.

          Самостоятельная работа с задачей

          Проверка: по слайду

          Докажите.

          Какой прием использовали?

          Молодцы!

          Ребята, а есть еще вариант для решения таких примеров?

          Поиск 3 варианта решения (гипотезы)

          Повторение всех вариантов для решения в речи (слайд) -Используют приобретенные знания в практической деятельности. -Самооценка. Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; -Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму; -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -Формирование самостоятельности, ответственности. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.



          Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

          - Так какие же открытия, сделаны нами на уроке?

          - Выполним задание « Незаконченное предложение»

          Мне на уроке понравилось ........

          Мне показалось трудным...........

          Главным своим результатом я считаю.........

          А сейчас оцените свою работу на уроке.

          - Как вы думаете, что будем делать на следующем уроке?

          Всем спасибо за работу! Анализируют свою деятельность Регулятивные: -Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


          © 2010-2022