Исследовательская работа Тайны снежинок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 16 п. Рогатая Балка










Тайны снежинок




автор работы

Солнышкина Вероника,

ученца 1 а класса

МКОУ СОШ № 16

п. Рогатая Балка



научный руководитель

Ласкина Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 16

п. Рогатая Балка


2016г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

I Основная часть

1.1. Как рождается снежинка?.............................................................................5

1.2. Формы снежинок …………………………………………………………..5

1.3. Как звучит снег?.............. ………………………………………………..5-6

1.4. Почему снег белый?......................................................……………………6

1.5. Из чего состоит снежинка?...................................................………………6

1.6. Снежинкины исследователи……………………………………………..6-7

1.7. О пользе снежинок…………………………………………………………7

1.8. Анкетирование одноклассников и анализ анкет………………………..8-9

III. Заключение……………………………………………………………… .10

Список использованных источников информации……………………….11

Приложение



















Введение

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

ДА - ЭТО СНЕЖИНКА


Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов, засыпают прохожим шапки, воротники. Снежинки похожи на белые звёздочки. Они опускаются из облаков до самой земли. "Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди их хорошенько, только не дыши на них, а то растают. Правда красивые? Будто кружевные, все разные, с тонкими лучами, с лепестками, как у самых нежных цветов"-очень часто эти фразы говорят взрослые маленьким детишкам во время зимних прогулок, и малыши с интересом рассматривают снежинки. Но не всегда можно увидеть их. Иногда они слипаются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звёздочки, превращая их в мелкую снежную пыль, и тогда их разглядеть совсем невозможно. На уроках окружающего мира мы изучали материал по теме "Снежинки". Меня заинтересовала эта тема и в один из морозных солнечных дней меня заинтересовали вопросы: Как же образовались снежинки? Почему все снежинки шестиконечные? Почему снег скользкий и почему он в морозную погоду скрипит под ногами? И я решила найти на них ответы.
Моё предположение: я считала, что снежинка-это замерзшая капелька воды. И решила это проверить.
Я поставила перед собой цель: собрать и изучить информацию о снежинках.
Объект моего исследования: неживая природа.
Предмет исследования: снежинка.
Цель исследования: изучить и раскрыть тайны снежинок.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить специальную литературу;
  • узнать, как рождается снежинка, сколько весит, как звучит;
  • определить полезные свойства снежинок;
  • выяснить «тайные» секреты снежинок;
  • провести опыты, наблюдения;
  • создать мультимедийную презентацию по теме исследования;
  • выпустить буклет для желающих раскрыть тайны снежинок.

Практическая значимость исследования состоит
  • в составлении презентации, которую можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, внеклассной работе;
  • в выпуске буклета для тех, кто хотел бы узнать о тайнах снежинок;
  • в обогащении словарного запаса.

Методы исследования:

анализ источников информации;

эксперимент по образованию снежинок;

наблюдение за формой снежинок;

анкетирование учащихся 2-4 классов и анализ анкет;

наблюдение за тональностью скрипа снега;

обобщение полученных данных.


  1. Основная часть


  1. Как рождается снежинка.


Опыт 1. Я поймала несколько снежинок на тарелочку и принесла их в дом - они растаяли и получились маленькие капельки воды. Я поместила тарелочку в морозильник, но когда капельки замерзли, то на их месте образовались льдинки. Вывод: Значит снежинки - это не просто замерзшие капельки воды. Они образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они сверкающими звездочками опускаются до самой земли и покрывают её снегом. Очень долгое время ученые не могли объяснить это странное явление. Потому что долгое время никто не знал как рождается снег! Раньше думали так, как и я, что снег-это замерзшие капельки воды. Что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот, наконец, была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег, никогда, не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Всё бывает совсем по-другому. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

  1. Формы снежинок.

Опыт 2.Как же выглядят снежинки? Я взяла увеличительное стекло и в снежную, морозную погоду отправилась рассматривать снежинки. Они были все совершенно разные и все шестиконечные. Сколько я ни пыталась найти одинаковые снежинки, или с другим количеством лучиков у меня ничего не получилось. Подтверждение своих наблюдений я нашла в энциклопедии. Вывод: Среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка каждая из них шестигранная или шестилучевая. Почему? Форма снежинок с шестью лучами ясно описана немецким астрономом Иоганном Кеплером в эссе "Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках" в 1611году. В этом эссе Кеплер впервые пришел к выводу, что водяной пар при охлаждении может конденсироваться в шестилучевые кристаллики-снежинки. Форма снежинок похожа на пчелиные соты и кристаллы некоторых минераллов. Научное объяснение формы снежинок появилось только через 300 лет, когда исследования с помощью рентгеновских лучей показал и, что атомы кислорода и водорода в кристаллах льда располагаются в решетке, состоящей из шестиугольников.
  1. Как звучит снег?

Опыт 3. Я пробежала по снегу в ясный морозный день и послушала, как скрипит под ногами снег. Мои наблюдения привели меня к выводу, что когда мороз усиливается, то снег под ногами начинает поскрипывать. А при сильном морозе он скрипит, как несмазанная телега. Почему? Я заметила, что тональность скрипа снега меняется от температуры воздуха: чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. А вообще-то, скрип снега не что иное, как звук от раздавливаемых под нашим весом мельчайших кристалликов льда. Это потрескивают и поскрипывают маленькие лучи холодных звездочек, которые ломаются у меня под ногами. Я взяла одну снежинку и сжала её, но ничего не услышала. Потом я взяла горсть снега и сжала его в руках. Я услышала негромкий хруст. Почему? Каждый кристаллик так мал, что когда он ломается, то услышать этот звук наше ухо не в состоянии. Но когда миллионы и миллиарды кристалликов начинают "петь хором", мы слышим вполне явственный скрип. Причем "петь" снег начинает, только, когда температура опускается ниже 6° мороза.
  1. Почему снег белый?

Снег белый, потому что снежинки - это кристаллы, которые отражают весь спектр света, который мы видим, как белый. Но история знает случаи, когда снег выпадал и других цветов. В Швейцарии в 1969 году выпал чёрный снег, а в Калифорнии в 1955 году люди увидели зелёный снег. В арктических и горных регионах снег может быть, розовым, красным, фиолетовым. Это потому, что под его кристаллами могут жить какие-нибудь затейливые водоросли. А в местностях, расположенный недалеко от пустынь, где бушуют песчаные бури, в облака попадают мелкие частицы пыли, окрашивая снежинки в жёлтый и бурый цвета. (Приложение 3.)
  1. Из чего состоит снежинка?

Снежинки на 95 % состоят из воздуха. Именно поэтому снежинки так медленно падают на землю, словно кружатся в медленном танце.
  1. Снежинкины исследователи.

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году. Архиепископ Олаф Магнус из Швеции первым наблюдал снежинки невооружённым глазом и зарисовал их. Его рисунки говорят о том, что он не заметил их шестиконечной симметрии. Астроном Иоганн Кеплер издал научный трактат «О шестиугольных снежинках». Он «разобрал снежинку» с точки зрения строгой геометрии.
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт. Он классифицировал геометрическую форму снежинок. А первую фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли. Уилсон фотографировал разный снег почти пятьдесят лет и за эти годы сделал более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок. В 1939 году Укихиро Накая, профессор университета Хоккайдо также начал всерьёз заниматься исследованием и классификацией снежинок. А со временем даже создал «Музей ледяных кристаллов» в городе Кага (500км к западу от Токио). С 2001 года в лаборатории профессора Кеннета Либбрехта снежинки выращивают искусственно. Благодаря фотографу Дону Комаречка из Канады у нас появилась возможность полюбоваться красотами и разнообразием снежинок. Он делает макроснимки снежинок. (Приложение 4).


  1. О пользе снежинок.


Миллиарды снежинок способны повлиять даже на скорость вращения земли. Но самое главное предназначение снежинок в том, что при таянии весной они питают нашу землю влагой. Оказывается, под снежным одеялом тепло. Многие звери зарываются в снег, и так спят ночью. Снежный покров спасает растения от вымерзания. Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, поэтому во время снегопада всегда легко дышится. На Севере люди делают из снега временные жилища. Нарезают из снега кирпичи и складывают из них домики. Охотники, застигнутые на Чукотке метелью, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из под снега живыми. (Приложение 5).

  1. Анкетирование одноклассников и анализ анкет.


На первом этапе исследования среди ребят 1-4 класса было проведено анкетирование «Что ты знаешь о снежинках?» В анкетировании участвовало 50 человек. Вот что я узнала.

  1. Из чего состоит снежинка?
а) знаю - 37 чел. ( 74%) б) не знаю - 13 чел. (26 %)
  1. Все ли снежинки одинаковые?
а) да - 8 чел. (16 %) б) нет - 42 чел. (84 %)
  1. Можете объяснить, почему снежинка шестиугольная?
а) да - 15 чел. (30 %) б) нет - 35 чел ( 70 %)
  1. Могут ли снежинки быть разного цвета?
а) да - 8 чел. (16%) б) нет - 42 чел. (84 %)
  1. Можно ли получить снежинку в домашних условиях:
а) можно - 8 чел. (16%) б) нельзя - 42 чел.(84 %)
  1. Можете объяснить, почему снег скрипит?
а) да - 26 чел. (52 %) б) нет - 24 чел (48%)

Вывод: знания о снежинках не составляют 100%.
По результатам анкетирования были построены диаграммы. (Приложение 9)

Заключение В ходе исследовательской работы я узнала, что снежинка рождается, когда мельчайшие капли воды в облаках соединяются с такими же мелкими пылевыми частичками или бактериями, а затем замерзают. После этого мельчайшие кристаллики льда падают вниз и постепенно вырастают вследствие воздействия на них влаги из воздуха. В результате образуются всем нам известные шестиконечные снежинки. Узнала, что снег скрипит под ногами только в сильный мороз. А лёгкая белая снежинка потому, что она на 95 % состоит из воздуха и солнечный свет отражается и рассеивается на гранях между кристаллами и воздухом и создаёт видимость белой массы. Исследование показало, что изучением снежинок занимаются уже очень давно. Но получить снежную красавицу можно только в специальных лабораториях, при определённом давлении, влажности и температуре. Но снежинки можно рассмотреть через увеличительное стекло, зарисовать их, сфотографировать и убедиться, что все они абсолютно разные и все шестиугольные. Таким образом, гипотеза (что все снежинки разной формы и размера, их невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать) подтвердилась. Результаты анкетирования показали, что не все одноклассники знают, как устроена снежинка. Я поделилась результатами своего исследования с одноклассниками: создала мультимедийную презентацию для тех, кто хотел бы узнать о тайнах снежинок. Теперь одноклассники знают о снежинках многое. Таким образом, поставленной цели (изучить и раскрыть тайны снежинок) я достигла. Своё исследование я буду продолжать. Мне хотелось бы подробнее рассмотреть классификацию снежинок, созданную учёными. А ещё меня заинтересовала наука кристаллография, ведь снежинка - это кристаллик льда. И я бы хотела вырастить кристалл в домашних условиях. Уверена, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.


Список использованных источников информации


Литература:


  1. Большая энциклопедия школьника. « Планета Земля». - Издательство «Росмэн-Пресс», 2001 г.- 660 с. / А.Ю.Бирюкова.

  2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. - Издательство

« Ключ-С, Филологическое общество "Слово", 1994 г.-488 с./ Славкин В.


  1. Краски природы: Книга для учащихся нач.классов - М: Просвещение, 1989 г. - 160 с./ Корабельников В.А



Интернет- ресурсы:

  1. ru.wikipedia.Снежинка.

  2. vorotila.ru/Otdyh-turizm-oteli-kurorty/Snezhnye-tayny-i174550
  3. Электронная детская энциклопедия «Почемучки».

9


© 2010-2022