Урок литературного чтения во 2 классе С. Михалков «Быль для детей»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 2 класс

Тема: С. Михалков «Быль для детей».

Цели урока:

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные:

воспринимать художественное произведение,

работать по иллюстрации к тексту.

Личностные:

содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия,

воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;

формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2 класс М.: «Вентана-Граф», 2011;

запись первого куплета песни «Священная война». Зрительный ряд: портрет С.В. Михалкова; Антонов «Победители», Ветеран Великой Отечественной войны; боевые награды: медали, ордена ВОВ; слайдовая презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология продуктивного чтения

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада, что сегодня на уроке буду работать с вами. И, надеюсь, что мы будем друг другу помогать.

- С каким настроением вы пришли на урок? Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки. Ответьте на вопрос: зачем человеку нужно чтение?

II. Актуализация знаний

1. Повторение жанров произведений из изучаемого раздела. Работа в парах (на парте - карточки с заданием)

-Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах. Вспомним правила делового сотрудничества.

(Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга).

-Прочтите задание и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте к работе.

Задание: Прочти отрывки произведений левого столбика и соедините с жанром правого столбика. Вспомните автора и название произведения.

Карточка (левый столбик)

1) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

2) При солнышке тепло -

При матери добро.

3) Малиночка сладенька,

Спи, доченька, маленька.

Берёзонька, скрип, скрип,

А доченька, спит, спит…

4) Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали

Своими руками

Себе на потеху

И внукам на память.

Карточка (правый столбик)

рассказ

народная сказка

пословица

стихотворение

народная песня

2. Проверка

1 - татарская народная сказка «Три сестры»;

2 - пословица;

3 - народная песня;

4 - рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком»;

5 - стихотворение В. Солоухин «Деревья».

-Что объединяет эти произведения?

(Произведения о семье, раздел «Семья и я».)

-Оцените свою работу, поставьте за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Встаньте те ребята, которые сделали все правильно; допустили ошибки.

III. Дыхательная гимнастика

-Вспомните упражнение «Пушинка». Вздохните глубоко и подуйте на ладошку.

IV. Речевая разминка

- Прочтите предложение про себя. Что прочитали?

Береги землю родимую, как мать любимую (Слайд 3)

( Пословицу)

-Объясни смысл пословицы. Прочитай по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.

- Определите тему пословицы.( О Родине)

-Как по-другому можно назвать родимую землю? Назовите синонимы

( Родина, мать, Россия, Отчизна, Отечество)

IV. Формулирование темы урока (3 мин)

Звуковой ряд: куплет песни «Священная война» (15 сек).

Учитель: Ребята, вы догадались, о чем будем читать? (О Великой Отечественной войне, о Родине.)

V. Работа над новым материалом.

1. Работа с текстом до чтения

-С каким произведением познакомимся?

-Прочтите на стр.88 фамилию автора, название произведения.

( Сергей Михалков «Быль для детей»)

- Что такое быль?

( Рассказ о том, что было или бывает на самом деле)

- Как вы думаете, о чем оно?

- Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

2. Работа с текстом во время чтения.

а). Первичное чтение текста (Читает учитель)

б). Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам стихотворение? Что слушали?

-Какое произведение по жанру? Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?

- Какие чувства испытали?

3. Лингвистическое комментирование:

- О каком советском народе идет речь?

- Объясни значение слова "фронт".

4. Работа над содержанием стихотворения.

- Сколько частей в были? (3)

- Прочтем вступление

5. Подготовка к выразительному чтению 1 части.

- Прочтем 1 часть (читают по четверостишию)

Вопросы :

- Когда началась война?

- Кто дал немецким войскам приказ?

- При помощи, каких слов автор передаёт своё отношение к народу?

- Выполни задание 1. (стр.90)

Взааимопроверка.

- Как встали русские полки? (И от моря и до моря встали русские полки)

Учитель: В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

На защиту Родины встала вся страна, все - от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

- Прочтите «жужжащим чтением вполголоса» вторую часть стихотворения. С кем сравнивает наш народ автор?( С богатырями)

- «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»

Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ

Эпитет - образное художественное определение свойств предмета.

-Для чего нужны эпитеты?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и силу армии, народа, страны)

- Ответьте на 2 вопрос учебника.

- О каких городах говорится в стихотворении? (О Москве, Орле)

VI. Физминутка

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

VII. Работа над выразительным чтением третьей части стихотворения.

- Прочти про себя 3 часть. О чем она?(О Победе)

- И вот он - День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.

- Ответь на третий вопрос.

- Воспользуйся второй подсказкой.

- С какой интонацией нужно читать каждую часть?

(1 часть- с тревогой 2 часть- с гордостью 3 часть - с восхищение, радостью, торжественно). Подготовьте выразительное чтение.

VIII. Работа с текстом после чтения.

1. Работа по иллюстрации к тексту.

- Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение передает художник?

(Победа! Салют! Но горесть в глазах солдата - тяжелой ценой досталась ему эта победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат преклонил голову перед могилой воина)

2. Составление синквейна на тему «Родина». (1 ученик у доски)

Взаимопроверка

3. Конкурс пословиц.

Учитель: Как вы думаете, подходит ли пословица, которую мы читалис которой познакомились в начале урока к этому произведению?

- Какие вы знаете пословицы о Родине?

Учащиеся называют пословицы

• Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

• Для родной Отчизны не жаль и жизни.

• Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

• Что мир строит, то война разрушает.

IX. Обобщение по теме урока.

- Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну. (Слайд 10)

(Ветераны)

- С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

X. Домашнее задание

Стр. 88-89. выразительное чтение. Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне».

XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились?

- Кто его автор?

- О чём оно? Почему автор назвал его былью?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а теперь знаете?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Оцените свою работу. Продолжите предложения.

- Мне понравилось… - Мне было трудно…





АНАЛИЗ

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: словесный (вводное слово, объяснительное слово); беседа (подводящий диалог); антиципация (предугадывание предстоящего чтения); наблюдение (анализ материала по заданию учителя, слушание); применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Для поддержания стимула на уроке использовались техники подкрепления (позитивные предложения, маскировка негативных предложений). Применялись следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.

Данный урок стоит под рубрикой «Послушай» (урок слушания), важным этапом которого является слушание учащимися произведения. Часть урока была отведена на отработку навыка чтения, а также на развитие навыков выразительного чтения. Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей.

Использование разнообразных средств обучения (звуковой ряд, зрительный ряд, материал учебника, слайдовая презентация) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, осмысление содержания). Система заданий используемая на уроке была направлена на формирование навыка. размышлять и анализировать, навык монологической речи, выразительного чтения..

Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, для обогащение словарного запаса учащихся использовались упражнения, вырабатывающие внимание к слову. Все это позволило обеспечить продуктивное чтение.

Использовались разнообразные виды чтения (слушание, чтение по частям, выборочное чтение, чтение про себя, хоровое чтение)






© 2010-2022