Рабочая программа по обучению грамоте Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

Обучение грамоте

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, локального акта об утверждении структуры рабочей программы, а также планируемых результатов начального общего образования на основе УМК «Перспектива» Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1, 2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева и Сборника рабочих программ М. «Просвещение». 2011г. Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач: - сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; - обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей; - обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; - развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека. В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.


Общая характеристика предмета Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах. Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту. Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет: - сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки; - дать представление о тексте как продукте речевой деятельности; - осознать язык как средство общения; - сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет: - изучать язык как культурно-исторический процесс - от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.; - освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания; - формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию; - обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического); - развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность: - раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают); - осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности; - выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак - значение, значение - звучание (содержание - форма); - познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1. Подготовительный этап Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают с прописью №1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
2. Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название - «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №2 и №3 «Мой алфавит».
3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.

Про всё на свете (обобщающий (послебукварный этап) - 8 часов


Место предмета в учебном плане


На изучение обучения грамоты в 1 классе отводится 161 ч. Курс рассчитан на 23 учебные недели: письмо - 92 часа (4 часа в неделю), чтение - 69 часов (3 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Содержание программы Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных; употребление ъ и ь как разделительных знаков; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам


Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте» Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом. Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: • осознание языка как основного средства человеческого общения; • восприятие русского языка как явление национальной культуры; • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; • овладение словами речевого этикета. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: * умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; * умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; * стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; * умение задавать вопросы; * самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; * умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами; * умение работать с таблицами, схемами, моделями; * умение представлять учебный материал в виде схем, моделей; * умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики; Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; • умение проверять написанное; • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; • способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь: вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова; знать способы их буквенного обозначения; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком; определять место ударения в слове; вычленять слова из предложений; чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 - 5 слов, написание которых не расходится с произношением; употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему; знать гигиенические правила письма; правильно писать формы букв и соединения между ними; уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

































Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 кл. в 2-х частях;

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.Русский язык. 1 кл.;

Стандарт начального образования по русскому языку.

Примерная программа начального образования по русскому языку.

Методические пособия для учителя.

К

К

Д

Печатные пособия

2.

Комплекты для обучения грамоте (лента букв, набор букв, образцы письменных букв в цифровой форме).

Д

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального

образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Д

Словарь фразеологичкских оборотов.

Д

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по

Д

русскому языку (в цифровой форме).


Технические средства обучения

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок (магниты).

Д

Мультимедийный проектор.

Д

Экспозиционный экран.

Д

Компьютер.

Д



Экранно-звуковые пособия

4.

CD.Обучение грамоте. Электронное приложение к учебнику.

CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения.

Д

Д Д

Д

Оборудование класса

5.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев ( 15 столов и 30 стульев).

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, подставки для ручек и карандашей.

Вееры.

Держатели для схем и таблиц и т.п. К Д Д К Ф


Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К - полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф - комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).


















Тематическое планирование

урока

Тема урока чтения

урока

Тема урока письма

Цели и задачи уроков чтения и письма

Планируемые результаты

Н.Р.К.

Обратная связь


Часть I.



Пропись №1. «Рисуй, думай, рассказывай».

1 «Давайте знакомиться!» «Мы - хорошие друзья». Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.

1

« Новые друзья». Гигиенические требования. Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу.

«Раскрашивание.Обведение.» - каллиграфический текст на списывание предложения. Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения - умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.
Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения; умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы. Рассказ «Наша школа». Р.Р. Устный рассказ «Самые-самые…».

2 «Мир общения». Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам - роль слова в общении. Имя собственное.
Вн.чт. «Произведения К.Чуковского». 20'

2

«Что в центре ?». Ориентировка на листе: в центре, слева, справа. Обведение фигур по образцу. Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов. Знание понятия «общение»; знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать; составлять устные рассказы.
Диалог «Разговор по телефону».








3

«Мы теперь ученики». «Культура общения». Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла - игрушка).



3

«Сравни». Больше, меньше, одинаково. Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. Задания по выбору.
Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.
Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение; умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке.


«Чтение» загадок по рисунку.



4

«Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Логические и ассоциативные упражнения. Штриховка. Задания по выбору. Стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью и посадкой при письме. Умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке; знание правил посадки при письме.
Самостоятельные упражнения на основе простейших заданий.

4

«Слово в общении». Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование.
Вн.чт. «Авторские сказки».

5 «Целое и часть». Анализ графической формы. Написание линий различных по величине. Задания по выбору. Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр». Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; знание понятия «бордюр»; умение проводить параллельные линии; штриховать; составлять устные рассказы; классифицировать предметы. Составление рассказа «В нашем лесу». Самостоятельная работа. Р.Р.Рассказ по рисунку ««Кто съел кусок сыра?».

5

«Помощники слова в общении». Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.)

6

«Параллельные линии». Обведение образца. Нахождение закономерностей. Написание вертикальных и горизонтальных линий по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Индивидуальные задания: написание печатных букв, как сенсорных образцов звуков, известных детям. Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила письма. Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.
Самостоятельная работа. Р.Р.Составление устного рассказа.




6

«Мы пришли в театр». Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков).

7

Письмо наклонных и прямых линий. Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове (искомый звук в начале, середине и конце). Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения. Знание способов общения; возможных посредников общения; умение общаться; умение обводить изображённые предметы; писать линии в рабочей строке.
Р.Р.Составление устного рассказа по картинке. Самостоятельная работа.



8

«Весёлые превращения». Упражнения на развитие воображения. Обведение, штриховка. Подготовка к звуковому анализу. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова). Устные рассказы. Стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью и посадкой при письме; способствовать развитию навыков каллиграфического письма. Умение штриховать; умение различать слова с общим и конкретным значением; умение обводить элементы букв; составлять рассказ.
Р.Р.Составление рассказа «На привале».

7

«Разговаривают ли предметы»? Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (звучание и значение).

9 «Сравни дома». Тематическая классификация. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв. Ввести понятие «знак»; ознакомить с элементарными правилами дорожного движения; учить читать знаки; провести подготовку к звуковому анализу слов. Знание понятия «знак»; знание элементарных правил дорожного движения; умение читать знаки; умение проводить безотрывных линий; раскрашивать; выделять звуки; писать элементы букв. Составление рассказа «Машины на улицах нашего города». Определить дорогу к дому с помощью условных обозначений.



8

«Рисунки и предметы в общении». Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков).

10

«В походе». Письмо элементов печатных букв. Штриховка, безотрывные линии; звуковая ориентировка в слове. Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов. Знание условных знаков; умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки; умение обводить петлеобразных линий.
Р.Р.Составление рассказа по рисунку. Самостоятельная работа.

9

«Знаки охраны природы». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков.

Вн.чт. «Произведения Н.Носова».

11

«На коньках». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов. Знание условных знаков; умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки; умение обводить; штриховать; преобразовывать овал; делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв.

Самостоятельная работа. Придумать собственные знаки.





12 Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. Обведение по пунктиру. Учить детей делать простейший звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы. Умение делать простейший звуковой анализ слов; определять закономерность; умение обводить; штриховать; проводить параллельные линии; ориентироваться на строке.
Самостоятельная работа «Выбор знака для спортивного магазина». Р.Р.Составление рассказа по серии рисунков.

10 «Удивительная встреча». Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм).

13

«Под грибом». «Сравни и подумай». Развитие воображения. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв. Научить детей выделять из речи высказывание и записывать его с помощью условных знаков и рисунков; читать написанное; учить выделять звуки в словах. Умение выделять из речи высказывание и записывать его с помощью условных знаков и рисунков; умение читать написанное; умение раскрашивать; писать элементы печатных букв.
Самостоятельная работа. Р.Р.Составление рассказа.


11

«Загадочное письмо». Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке - наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове.

14 «Мы - спортсмены». Классификация. Раскрашивание, штриховка, обведение. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. Обобщить сведения о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; показать необходимость введения звукобуквенного письма. Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложения с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма; раскрашивать; обводить предметы; ориентироваться в звуковой структуре слова; умение писать элементы печатных букв; классифицировать.
Р.Р.Составление писем о летних занятиях.

12

«Мир полон звуков». Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных [ ] и согласных [ ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове.

15

«Кто построил домики ?» Письмо элементов печатных букв. Звуковой анализ слов. Раскрашивание. Объяснение. Рассуждение. Учить сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; дать представление о речевом аппарате и органах речи; сформировать у учащихся представление о звуках речи, опираясь на их обыденное представление о значении этого понятия. Умение обводить; рисовать орнамент; штриховать; писать элементы печатных букв.
Р.Р.Составление рассказа «На даче».



16 «Прогулка в парке». Классификация, обобщение. Предварительный звуковой анализ. Печатание элементов букв. Учить детей делать простейший звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы. Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв. Составление предложений о нашем городе. Р.Р.Продолжить сказку. Самостоятельная работа.

13

«Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов.» Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов.

17 «Подбери пару». «Сравни и подумай». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов. Развивать умение определять количество звуков в слове, их последовательность; учить определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; развивать навыки каллиграфического письма. Умение определять количество звуков в слове, их последовательность; определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.
Коллективный анализ слов.

14 «Звучание и значение слова». Сопоставление понятий: слово - слог. Умение произносить слово по слогам.

18

«Знаки в городе». Усвоение последовательности действий при письме. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных). Диалог. Дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания. Знание о слоге как произносительной части слова; умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; умение читать слова по следам анализа; писать письменные элементы строчных и заглавных букв.
Изменить слова так, чтобы вместо одного слога стало два, вместо двух - три. Р.Р.Составление рассказа.

15

«Слова и слоги». «Ударение в слове». Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. «Чтение» акрофонической записи слова «торт».

19 «Подумай и сравни». Классификация. Обведение, раскрашивание. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. Объяснение. Дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; показать значение ударения для объединения звуков в слове; совершенствовать культуру речи учащихся: умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; развивать навыки каллиграфического письма. Знание об ударении в слове; знать о значении ударения; умение определять место ударения в слове; умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; умение писать элементы письменных букв; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа.
Р.Р.Составление рассказа «За праздничным столом».








20 Письмо элементов печатных букв. Звуковой анализ слов. Раскрашивание. Объяснение. Рассуждение. Учить сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; дать представление о речевом аппарате и органах речи; сформировать у учащихся представление о звуках речи, опираясь на их обыденное представление о значении этого понятия. Умение обводить; рисовать орнамент; штриховать; писать элементы печатных букв.





Пропись №2. «Мой алфавит».



16 Звук [а], буквы А а. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. Вн.чт. К.Чуковский. «Айболит».

21

Звуковой анализ слов. Строчная буква а. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчной буквы «а» в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчной буквы «а» после объяснения учителя. Составление предложения по схеме. Учить выделять звуки [а] и [о] из речи; учить различать звуки; приучать детей выделять точки-ориентиры; обратить внимание на то, что правильное положение тетради помогает руке плавно двигаться; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв.
Анализ слов по моделям и запись под ними слов. Р.Р.Составление предложений со словом осы.




17 Звук [о], буква О о. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний».

22 Звуковой анализ слов. Строчная буква «о». Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы о. Устный рассказ по опорным словам. Учить выделять звук [у] из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой у; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; умение оформлять предложения на письме.
Подчеркнуть в тексте изученные буквы. Самостоятельная работа.

18 Звук [у]. Буквы У у. Звуковой анализ слов. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами.

23 Буквы У, у. . Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквами и, ы; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать. Сказки уральских авторов. Р.Р.Рассказывание сказки. Чтение предложений.



24 Звук [и], буква Ии. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.
Самостоятельная работа.

19

Звуки[и],[ы]. Буквы И и, ы. Звуковой анализ слов со звуками [и], [ы].

25 Звуки[и],[ы]. Буквы И и, ы.Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой э; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.
Р.Р.Рассказывание известных сказок.




20

Звук [э], буквы Э,э Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам.

26 Звук [э], буквы Э,э. Разгадывание ребусов. Раскрашивание.. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.
Р.Р.Рассказать о литературном герое. Самостоятельная работа.




21 Звуки [м] - [м`]. Буквы М, м. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.
Вн.чт. «Стихи А.Барто».

27

Звуки [м], [м'], буквы М.м. Звуковой анализ слов со звуками [м] и [м`]. Письмо слогов, слов и предложений. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради. Составление предложений о деревьях, растущих в нашем лесу. Выразительное чтение предложений. Самостоятельная работа.





28

Закрепление изученных букв. Слого-звуковой анализ. Письмо слогов, слов и предложений. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.
Р.Р.Придумать историю «Волшебный горшочек».

22 Звуки [с] - [с`], буквы С с. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

29

Звуки [с], [с'], буквы С,с. Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.
Самостоятельная работа.

23 Звуки [н] - [н`], буквы Н, н. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами».

30

Буква Н (заглавная и строчная). Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.
Р.Р.Составление и запись предложений.




24 Звуки [л] - [л`], буквы Л, л. Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений.

31

Звуки [л] - [л`], буквы Л, л. Анализ графической формы букв. Письмо строчной и заглавной буквы. Списывание слов и предложений. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.
Чтение текста. Р.Р.Составление и запись слов и предложений.



32 Повторение. Буквенная мозаика. Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Чтение текста.

25 Звуки [т] - [т`], буквы Т, т. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов.


Вн.чт. «Произведения о животных».

33 Буква Т.т. Звуковой анализ. Письмо заглавной и строчной буквы. Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.
Списывание. Р.Р.Составление текста.



26 Звуки [к] - [к`], буквы К, к. Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

34 Строчная и заглавная буквы К.к. Запись слов и предложений под диктовку. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; ориентироваться в тетради.
Р.Р.Составление и запись предложений.

27


Звуки [р] - [р`], буквы Р, р.

35

Строчная и заглавная буквы Р,р. Звуковой анализ. Письмо слов и предложений. Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.
Чтение текста. Запись слов и предложений.






36

Закрепление изученных букв. Слого-звуковой анализ. Письмо слогов, слов и предложений. Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

28 Звуки [в], [в`], буква Вв. Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р - В.

37

Строчная и заглавная буквы В.в. Письмо слогов, слов, предложений. Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.
Чтение текста. Запись слов и предложений.

29 Звуки [п] - [п`], буква Пп.

38 Написание заглавной и строчной букв П, п. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Запись слов и предложений.

30 Звуки [г] - [г`], буква Г. Чтение текстов слогами и словами.


Вн.чт. «Скороговорки».

39

Буква г (строчная). Звуковой анализ. Письмо слов. Составление рассказа. Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.
Чтение текста. Запись слов и предложений.





40 Письмо строчных и заглавных букв. Запись слов и предложений. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Свободная самостоятельная деятельность.

31 Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ.

41 Буква е строчная и заглавная. Буква е в начале слова. Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Самостоятельная работа.



32 Буквы Е, Ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се.

42 Буква ё строчная и заглавная. Буква ё в начале слова. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Чтение текста. Запись слов и предложений.


Часть II.



33 Звуки [б] - [б`], буква Бб. Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п].

Вн.чт. А.Толстой. «Буратино».

43 Буква Б,б (строчная и заглавная). Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.
Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Р.Р.Составление рассказа. Запись слов и предложений.





44 Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов и предложений под диктовку. Списывание с печатного текста. Учить чтению целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Самостоятельная работа.


34 Звуки [з] - [з`], буква Зз. Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] - [с]. Чтение слов и предложений.

45 Буква З, з . (строчная и заглавная). Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.
Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Р.Р.Составление рассказа. Запись слов и предложений.



35 Закрепление. Буквы Бб, Зз.

46 Упражнения в написании слов с изученными буквами. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.
Запись слов и предложений. Анализ слов.

36 Звуки [д] - [д`], буква Дд. Парные согласные [д] - [т].

Вн.чт. «Русские народные сказки».

47 Буква Д (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Сравнение звуков [д] - [т]. Письмо слов. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Р.Р.Составление рассказа. Запись слов и предложений.



48 Упражнения в написании слов с изученными буквами. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.
Запись слов и предложений. Анализ слов.

37 Звук [ж], буква Ж. Закрепление изученных букв. Чтение предложений.

49 Буква Ж (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Запись слов и предложений. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.
Чтение текстов. Запись слов и предложений.

38 Мои первые книжки. Загадки слов. Чтение текстов по выбору. Пересказ.

50 Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.
Чтение текстов. Запись слов и предложений.




39 Буква Я в начале слова и после гласных. Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов.

51 Буква Я. Анализ графической формы буквы Я. Запись слов с йотированной гласной я. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.
Чтение текста.



52 Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. Контрольное списывание. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать. Составление предложений о реке Миасс. Контрольное списывание.




40 Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др.
Вн.чт. «Произведения Л.Толстого».

53 Буква Я после согласных. Письмо слов с мягкими согласными (мал - мял, вал - вял). Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.
Самостоятельная работа.




41 Звуки [х] - [х`], буква Хх. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений.

54 Буква Х (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Зрительный диктант. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.
Чтение текста. Зрительный диктант.

42 Мягкий знак - показатель мягкости согласных. Чтение слов с «ь». Чтение в парах.

55 Мягкий знак. Запись слов с «ь». Повторение изученных букв. Звуковой анализ. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.
Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.
Чтение текста. Запись слов и предложений.







56 Повторение изученных букв. Звуковой анализ. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.
Самостоятельная работа.

43 Звук[й], буква Йй. Чтение слов с новой буквой. Выразительное чтение текста.

Вн.чт. К.Чуковский «Мойдодыр».

57 Буква й. Звуковой анализ. Сравнение слов мои - мой, твои - твой. Списывание слов и предложений. Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.
Списывание слов и предложений.

44 Буква Ю в начале слова и после гласных. Чтение слов и предложений.

58 Буква Ю (строчная и заглавная). Имена собственные. Правила оформления предложений. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.
Чтение текстов. Дописывание предложений.

45 Буква Ю после согласных. Чтение слов: лук - люк, круг - крюк.

59 Запись слов с буквой ю. Чудеса со словами. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.
Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.
Р.Р.Составление рассказа.








60 Упражнения в написании слов с изученными буквами. Диктант. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.
Диктант.

46 «Приговорки, игры, песенки». Повторение изученных букв.

61 Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.
Наизусть. Списывание.

47 Звук [ш], буква Шш. Сравнение звуков [ш] - [ж]. Чтение слов и предложений.

62 Буква Шш (строчная, заглавная). Правописание сочетаний жи - ши. Парные согласные [ж] - [ш]. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.
Самостоятельная работа. Выучить правило жи-ши.

48 Звук [ч`], буква Чч. Чтение слов и предложений. С новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами.

63 Письмо буквы Чч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.
Читать скороговорки. Выучить правило ча-чу.






64 Правописание сочетаний жи - ши. Парные согласные [ж] - [ш]. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать.
Самостоятельная работа.

49-50 Звук [щ`]. Буква Щщ. Упражнение в темповом чтении слов и предложений. Культура общения.


Вн.чт. «Стихи С.Михалкова».

65-66 Письмо буквы Щщ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.
Выучить правила чу-щу; ча-ща. Чтение текстов.

51 Звук [ц], буква Цц. Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог.

67 Буква Цц (строчная, заглавная). Письмо слов и предложений. Классификация слов. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме. Составление рассказа «Птицы нашего края». Чтение текста. Запись слов и предложений.



68 Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать и писать под диктовку.
Диктант.

52-53 Звук [ф], [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] - [ф]. Упражнения по «Читалочке».

69-70 Буква Фф (заглавная, строчная). Запись слов с буквами в - ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов.
Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.
Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Самостоятельная работа.






54 Разделительные ь и ъ. Сравнение слов семя - семья; поехал - подъехал и др.
Вн.чт. «Моя первая энциклопедия».

71-72 Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. Списывание слов с предварительным проговариванием. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Творческий диктант.

55 Разделительные ь и ъ.

73 Повторение изученных букв. Списывание слов с предварительным проговариванием. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать и писать под диктовку.
Запись под диктовку.





Пропись №4. «Пишу красиво».

56 Алфавит. Чтение загадок о буквах. Завершение «Веселого путешествия от А до Я».

74 Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я - показатели мягкости предшествующего согласного. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Чтение текстов. Запись под диктовку.


57 Повторенье - мать ученья. Знаки городов России.

75 Повторение. Буквы е, ё, и, ю, я - показатели мягкости предшествующего согласного. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Чтение текстов. Запись под диктовку.








76 Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать и писать под диктовку.
Самостоятельная работа.

58 Слово, его значение.

77 Оформление предложений в тексте. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку. Н.Пикулева. «Загадки. Скороговорки». Р.Р.Составление предложений.

59 По страницам старинных азбук. Чтение по выбору. «Читалочка».


Вн.чт. «Произведения из старинных азбук».

78 Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.
Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Списывание. Чтение текстов.





60 Произведения Л.Толстого и К.Ушинского.

79 Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Чтение текстов; анализ. Запись предложений под диктовку.



80 Правописание слов с сочетаниями жи-ши. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Самостоятельная работа.






61 Про всё на свете. Б.Заходер. «Почему?»

81 Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать и писать под диктовку.
Самостоятельная работа.

62 Об одном и том же по-разному. Писатели и музыканты.

82 Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Наизусть.



63 Книга природы. Произведения Н.Сладкова, В.Бианки, Н.Матвеевой.
Вн.чт. «Произведения о природе».

83 Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку. Составление рассказа о красоте природы Южного Урала. Выразительное чтение.



84 Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Пробудить интерес к научно-познавательным рассказам; готовить детей к осмыслению различий в научном и художественном стиле изображения событий. Умение выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Р.Р.Составление рассказа.



64 Сравни и подумай. Научно-познавательные рассказы.

85 Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». Дать наглядное представление о различных типах текстов; приучать осмысливать содержание текста, ориентируясь на его особенности; прививать навыки выразительного чтения. Умение выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.
Самостоятельная работа.

65 Сочиняй, придумывай, рассказывай. Загадки.

86 Правописание имён собственных. Пробудить в детях фантазию; стимулировать развитие воображения на основе приёма оживления, одухотворения предметов природы; развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Отгадывание загадок. Р.Р.Составление своих загадок.

66 Час потехи. Произведения Д.Хармса и Б.Заходера.

87 Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Пробудить в детях фантазию; стимулировать развитие воображения на основе приёма оживления, одухотворения предметов природы; развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Списывание.



88 Буквы е, ё, и, ю, я - показатели мягкости предшествующего согласного. Пробудить в детях фантазию; стимулировать развитие воображения на основе приёма оживления, одухотворения предметов природы; развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Выразительное чтение.




67 А.Майков. «Колыбельная песня». С.Чёрный. «Колыбельная (для куклы)».

89 Обозначение на письме мягкости согласного. Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать. Умение выразительно читать; составлять рассказы; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Р.Р.Составление словосочетаний. Запись.

68 Как общаются люди. Б.Заходер. «Приятная встреча». А.Барто. «Вовка - добрая душа».

90 Правописание шипящих согласных. Развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма. Умение выразительно читать; составлять рассказы; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Наизусть.

69 В.Лунин. «Вежливый слон». Б. Заходер. «Моя Вообразилия».

91 Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма; учить правилам оформления предложения на письме. Умение выразительно читать; составлять рассказы; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Выразительное чтение.



92 Оформление предложений в тексте. Развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма; учить правилам оформления предложения. Умение выразительно читать; составлять рассказы; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.
Написать записку. Выразительное чтение.

© 2010-2022