- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Почва и ее состав
Конспект урока по окружающему миру на тему Почва и ее состав
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ситникова С.А. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Рамонский лицей
Урок по окружающему миру
в 3 классе
по теме «Почва и её состав»
Подготовила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории:
Ситникова Светлана Алексеевна
2015год
Тема урока: Почва и её состав.
Тип урока: урок изучения нового материала
1.Мотивация: Вот и звонок, начинаем урок. Расправьте плечики, глубоко вдохните, выдохните, улыбнитесь и садитесь.
Приветствую вас на уроке Открытий.
Как вы думаете, какие открытия нас ожидают?
2.Определяем проблему урока.
а)Учитель: Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, осенью смотришь - вместо одного мешка из кладовой взяли 20; ведро картофеля в чудесной кладовой превращается в 12 вёдер, горстка семян делается большой грудой огурцов, моркови, редиса, томатов.
Сказка ли это? (предположения детей)
Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?(земля)
- Подумайте, сколько значений у слова «земля»? Как напишите его в данных предложениях? / Слайд1./
- Чем объясняется разное написание слова «земля»? (Разные значения:
планета, суша)
- О каком значении слова «земля» говорилось в начале урока? (о почве)
- СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА. (Почва.)
Вспомните, при изучении воздуха и воды на что очень важное мы обращали
внимание? (На их состав) . УТОЧНИТЕ ТЕМУ УРОКА.
- «Почва и её состав.» / Слайд2./
б) Самооценивание уровня знаний учащимися. /Индивидуальная карта/
-Подумайте, что вы знаете по этой теме?
- ОТМЕТЬТЕ, пожалуйста, уровень ваших знаний по этой теме на шкале знаний любым цветным карандашом.
3. Самостоятельное открытие знаний их применение.
а) - Предлагаю вам Игру «Кто быстрее?», главное её условие это
работа в парах: рассмотрите изображения на слайдах 2 и 3, дайте ответ
-
Что же такое почва? Согласны с мнением пары?
б) Применяем знания
Просмотр Слайда 3.
-
«Как вы думаете, почему одна гора с растительностью, а другая нет?
Проблема :
-
Давайте узнаем, как образовался слой почвы на безжизненной горной породе.
-
Ответ вы найдёте, выполнив следующее задание.
в) Самостоятельная работа по индивидуальной карте - задание №1(разноуровневое)
Самостоятельное чтение стихотворения- Слайд 4
Солнце жаркое печёт, Пожалел Лишайник Гору.
Ветер больно Гору бьёт, Поселился, лезет в гору.
И Вода старается - Трещины прикрыла Почва.
Трещин прибавляется. Зацвели на ней Цветочки.
И заплакала Гора: Загордилась тут Гора:
- Ох, стара я, ох, стара! - Вновь я стала молода!
-Перечитайте стихотворение и составьте (на индивид. карте- зад.1) сумму компонентов, участвующих в образовании почвы. Недостающие компоненты обозначьте условными знаками.
Обмен карточками. Взаимопроверка.
-Назовите участников процесса образования почвы.
/ - Есть ли ошибки, дополнения?/
4. Ф/м: А сейчас все дружно встаньте и со мною повторяйте.
Лопата сказала: «Земля, чтобы рыть!»
Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить!»
А люди сказали: «Земля, чтобы жить!»
5. Совместное открытие знаний
- Друзья, а вы знаете, из чего состоит почва?
В её образовании участвуют несколько компонентов. А состав тоже
разнообразен или нет?
а) - Чтобы узнать состав почвы, я приглашаю вас в «Учебную лабораторию», проведём опыты и заполним схему «Состав почвы» - задание №2 индивидуальной карты. - Вспомните правила работы в лаборатории. /Слайд 6/ - Готовы? В путь! /Слайд 7/
Самостоятельная работа по карточкам.
Открытие 1
- Положите в сосуд с водой небольшой комок почвы.
Открытие 3
- Положите ложечкой на салфетку немного почвы. Накройте её другой салфеткой и прижмите почву рукой.
Открытие 4 :
- Чтобы установить следующий компонент почвы, нужно почву поместить в стакан с водой, размешать, дать отстояться и немного налить на стекло. Подогреть. После испарения воды на стекле останется белый налёт.
6.Рефлексия.
а)Наша работа подходит к концу.
Отметьте на шкале свой уровень знаний темы теперь.
- Что скажете?
б) Какими новыми знаниями вы поделитесь дома?
Всё ли мы узнали о почве? Чего не знаем?
Вот об этом и поговорим на следующем уроке.
До встречи!
Д/З: установить главное свойство почвы, решив кроссворд, и выяснить значение ключевого слова.
Приложения
Делаем открытия, исследуем состав почвы
Открытие 1 Положите в сосуд с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, появились ли пузырьки? Что это значит? Заполните один пункт схемы «Состав почвы»
Открытие 2 Размешайте почву в стакане. Дайте воде отстоятся. Наблюдайте, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана, а что всплыло? Что это значит?
Заполните три пункта схемы «Состав почвы»
Открытие 3 Положите на салфетку немного почвы. Накройте её другой салфеткой и прижмите почву рукой. -Что произошло? Что это доказывает?
Заполните один пункт схемы «Состав почвы»
----------------------------
Делаем открытия, исследуем состав почвы
Открытие 1 Положите в сосуд с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, появились ли пузырьки? Что это значит? Заполните один пункт схемы «Состав почвы»
Открытие 2 Размешайте воду в стакане. Дайте воде отстоятся. Наблюдайте, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана, а что всплыло? Что это значит?
Заполните три пункта схемы «Состав почвы»
Открытие 3 Положите на салфетку немного почвы. Накройте её другой салфеткой и прижмите почву рукой. -Что произошло? Что это доказывает?
Заполните один пункт схемы «Состав почвы»
Главное свойство почвы
-
2
5
3
4
6
7
1
1.Верхний плодородный слой земли.
2.Насекомое, повышающее урожай.
3.Жидкость, входящая в состав почвы.
4.Самая богатая перегноем почва.
5.Газообразное вещество почвы.
6.Вещество почвы, которое плохо пропускает воду.
7.Сыпучее вещество почвы.
Вариант1
Индивидуальная карта ученика
Шкала уровня знаний темы «Почва и её состав»
10
5
0
Задание 1
Солнце жаркое печёт, Пожалел Лишайник Гору.
Ветер больно Гору бьёт, Поселился, лезет в гору.
И Вода старается - Трещины прикрыла Почва.
Трещин прибавляется. Зацвели на ней Цветочки.
И заплакала Гора: Загордилась тут Гора:
- Ох, стара я, ох, стара! - Вновь я стала молода!
В образовании почвы участвуют:
растения и животные
и ии
почва
лишай-ники
горная порода
Задание 2
Состав почвы
Вариант2
Индивидуальная карта ученика
Шкала уровня знаний темы «Почва и её состав»
10
5
0
Задание 1
Солнце жаркое печёт, Пожалел Лишайник Гору.
Ветер больно Гору бьёт, Поселился, лезет в гору.
И Вода старается - Трещины прикрыла Почва.
Трещин прибавляется. Зацвели на ней Цветочки.
И заплакала Гора: Загордилась тут Гора:
- Ох, стара я, ох, стара! - Вновь я стала молода!
В образовании почвы участвуют:
животные
и
…
и ии
почва
горная порода
Задание 2
Состав почвы