- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Головина Г.Э. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок- путешествие
2 класс русский язык
Тема: Распознавание имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Цель: развивать осознанное распознавание слов отвечающих на вопросы «кто?» и «что?», закреплять знания об имени существительном как части речи, воспитывать интерес к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент.
Начинаем наш урок. Прочитайте пословицу, которая написана на доске.
ПОВТОРЕНЬЕ-МАТЬ УЧЕНЬЯ.
Объясните, как понимаете смысл пословицы?
Какие части речи встретились в этой пословице?
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на эту пословицу?
2 Постановка цели
Сегодня мы будем повторять знания об имени существительном и продолжим его изучение.
3 Чистописание
Повторяем написание буквы о. А теперь дорисуем элементы к букве о.
Что у нас получилось? ( земляника)
Давайте по памяти запишем стихотворение про эту ягоду
На лесной опушке
Стоят ягодки-подружки.
Дети объясняют написание слов, определяют части речи.
4 Словарная работа
Земляника-словарное слово. Какие ещё словарные слова можно назвать ( учитель показывает изображение земляники)
Дети называют и записывают: земляника, ягода, растение.
Что ещё объединяет эти слова, кроме того, что они словарные? ( это существительные, отвечают на вопрос « что?»
5 Изучение нового.
А наша земляничка особенная она приглашает нас вернуться в лето,. Давайте же помечтаем о тёплом лете и окажемся в лесу и , если идти по нему тихо-тихо, то в тиши, глуши можно встретить ежиную семью.( Учитель демонстрирует на компьютере семейство ежей)
Давайте назовём всех членов этой дружной семейки.
(Дети называют и записывают: ЁЖ, ежиха, ежата, ёжик)
-Ой, ребятки, что-то наш ёжик забеспокоился, шипит, шуршит.
О каком правиле он вам напоминает? (Дети повторяют правило ЖИ-ШИ)
Что вы можете сказать об этих словах?( это существительные, отвечают на вопрос «кто?», родственные)
Давайте ещё раз прочитаем слова, которые вы записывали и вы попробуете сделать вывод, какие существительные отвечают на вопрос «кто?» , а какие на вопрос « что?»
Проверим правильность нашего правила по учебнику на стр. 128.
6 Закрепление пройденного.
А земляничка зовёт нас дальше за собой и ведёт на полянку. Это не просто полянка, это полянка загадок и каждый листочек на дереве хочет задать вам свой вопрос, ответы надо вписать в кроссворд на доске.
( дети срывают листочки, читают загадки, вписывают ответы.)
Верещунья, белобока, Что же это за девица, не швея, не мастерица.
А зовут её…(сорока) Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ёлка)
Не заботясь о погоде Хожу в пушистой шубке,
В сарафане белом ходит Живу в густом лесу,
А в один из тёплых дней В дупле на старом дубе
Май серёжки дарит ей.( берёза) Орешки я грызу. ( белка)
Посмотрите на записанные в кроссворде слова и запишите их в тетрадях в два столбика: «кто?»
« что?»
Справились с одним заданием лесной полянки, а она уже приготовила другое, более сложное.
( на доске карточка « кто?», под ней записаны слова: бЕлки, стрелкИ, козлЫ )
На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?)
Кто догадается, как не меняя ни одной буквы, превратить эти существительные в отвечающие на вопрос «кто?»
После того, как дети догадаются, они записывают слова, ставя в них ударение.
Кто знает ,что такое кОзлы? Давайте найдём ответ в толковом словаре . ( Дети ищут определение слова, учитель демонстрирует изображение предметов на экране)
А вот и следующее задание нашей полянки.
Дети читают слова: змей, конь, гусеница.
Объясните, когда эти слова отвечают на вопрос «кто?», а когда на вопрос « что?»
Составьте предложения, где бы слово конь отвечало на вопрос «кто?» и на вопрос « что?»( Конь летит стрелой по пыльной дороге. Шахматист сделал ход конём. Дети выполняют упражнение на коне.)
Когда ещё в разговоре употребляют сочетание « быть на коне»? ( Когда человек добился успеха)
Мы с вами сегодня тоже добились успехов. Но что-то мы с вами разыгрались, размечтались о лете. Как нам хорошо МЕЧТАЛОСЬ! ( учитель вывешивает слово на доску) Это последнее задание нашей полянки.
Что это за часть речи?( глагол)
Разделите это слово так, чтобы оно превратилось в два существительных. ( Мечта, лось)
На какой вопрос отвечает каждое из этих существительных?
Подведение итогов
С каким правилом мы познакомились на уроке?
Кто работал сегодня на уроке? (ученики, школьники, дети, ребята, второклассники…)
Что нам помогало работать и справляться с заданиями? ( трудолюбие, ум, смекалка, находчивость…)