- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок ОРКСЭ на тему «Милосердие и сострадание»
Урок ОРКСЭ на тему «Милосердие и сострадание»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрунникова С.П. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок ОРКСЭ 4 класс
Тема урока: Милосердие и сострадание Задачи урока: 1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности; 2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям; 3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова; 4) учить структурировать полученные знания, писать конспект; 5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа. Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание Оборудование: интерактивная доска, презентация молитвы, индивидуальные листы, тетради Ход урока
- Организационное начало урока. Приветствие.
- Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Близка к басне; в своих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.
Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно». Слова Светлана Копылова - Притча "Окно"
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой -
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой - лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка: -
Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака,
Причудливые, как зверушки,
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день - то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюблённых…
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделённым.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая,
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным,
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, -
На шее задёргалась вена:
Увидел он вместо того, что хотел, -
Глухую высокую стену.
Он был потрясён и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках…
-Ах, если б он видел, - сказала сестра, -
Всю жизнь он слепым оставался. -
Зачем же тогда?..- тут больной прошептал. -
Да он вас утешить старался…
Вопросы учителя: - О чём притча? - Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного). - Сформулируйте тему урока. III. Сообщение темы урока обучающимися А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание - Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»? - К кому мы проявляем милосердие? - Кому нужна наша забота? - Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?
- Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
- Миловать - щадить, прощать кому-нибудь вину
- Совместное «открытие» знаний.
Семья
Б) Милосердие в православии (комментированное чтение) В) Притча «Стакан молока»
Товары разносил в одном квартале
Подвижный, босоногий паренек.
Его издалека все узнавали -
Он был открыт, улыбчив, невысок.
Вот как-то раз к закату день склонялся,
А он не сделал и воды глотка.
И наугад куда-то постучался -
Стакан дала хозяйка молока.
- Благодарю, а сколько я Вам должен?
- О, ты не должен ровно ничего!
Короткий миг, а сердце растревожил,
И долго помнил мальчуган его...
Прошли года, промчались не впустую,
Тот паренек стал доктором наук.
В одном районе клинику большую
Открыл и людям помогал вокруг.
Однажды утром, обходя палаты
Больных, что оперировал другой,
Забилось сердце птицей под халатом -
Она! И взгляд до боли дорогой!
Да, время приложило свои руки...
Едва ли он хозяйку б смог узнать.
И лишь глаза, и слов немногих звуки
Как будто в детство унесли опять...
На выписку готовилась старушка,
Да вот беда - оплата велика.
Вдруг ей приносят чек: "Платить не нужно.
Оплачено стаканом молока"...
Любовь Господня вовсе не исчезла!
Она живет в сердцах Его детей!
B сосудах этих пусть ей будет тесно -
И станет мир тогда чуть-чуть теплей! - Как выдумаете, как могла закончиться эта история? Делимся впечатлениями. Христианство (комментированное чтение) Что такое милосердие в христианстве? Можно ли научиться милосердию? А надо ли учиться милосердию? Зачем? Как стать милосердным? Профессии милосердия Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Л) Самостоятельная работа с учебником «Это интересно» Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»
V. Проблемная ситуация. Чтение учителем притчи
Притча о бабочке Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. ПАУЗА
- Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
- Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
- Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
- Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
- Мы никогда не смогли бы летать.
- Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?
V.Обсуждение и заключение по притче (Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)
V. Домашнее задание. Домашнее задание. Приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине.
Используемый учебный материал к уроку: - Список учебной литературы для учителя
- «Основы православной культуры» А.В.Кураев
- «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
- Видео- и аудиоматериалы:
- Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации
- Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов - для учащихся
- Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»