Конспект урока по русскому языку. Тема: Наблюдение за написанием буквосочетаний ЖИ – ШИ (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Наблюдение за написанием буквосочетаний ЖИ - ШИ

Цели: уточнить представление учащихся о звуках [ж] и [ш] как твёрдых согласных, на основе звукобуквенного анализа, работы над текстом, предложением, словосочетанием;

развивать умение правильно писать сочетания жи и ши;

воспитывать умение видеть красоту и разнообразие природы.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

А) Работа над звуками и буквами.

Звучит музыка (шум ветра, вьюги, метели).

- Ребята, вы слышите? Что это за шум? (вьюга - снежная пурга, метель сильный ветер со снегом, вой ветра, и т.д.)

-Какие звуки вы услышали? (ЖЖЖЖ, ШШШШ, если не смогут ответить, то попросить назвать пару)

-Что вы знаете об этих звуках? Как они произносятся? (шипящие, всегда твёрдые, звонкий - глухой парные)

- Правильно, теперь посмотрите на экран (слайд). Прочитайте про себя стихотворение детского поэта С.Я.Маршака (чтение про себя). На экране портрет.

- Чтение учеником вслух (хорошо читающий ученик).

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряж?,

Взбей пуш?стые снега,

Словно пух лебяж?й.

-Значения всех ли слов вам понятны? (пряжи - нити, лебяжий от слова лебедь ).

-С чем сравнивается снег? (с лебяжьим пухом)

- Что вы заметили? (вопросы в словах, слова с вопросами, в словах пропущены буквы….)

- Какие буквы пропущены? (ы или и - появились на экране)

- Почему так думаешь? (потому что знаем правило: « жи-ши» пиши с «и»). Значит, не всегда мы пишем так, как слышим.

Б) Минутка чистописания.

-Давайте запишем в чередовании данные буквосочетания в тетрадь.

Жи жи Ши ши (1 строчку)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Попробуйте сами сформулировать тему урока (будем учиться писать слова с сочетаниями жи-ши)

4.Тема урока

А) Игра «Расшифруй слова»: ж,ы,и, л;

ш,и,к,и,ш;

н,и,н,а,к,с,е,ж

-Давайте составим слова (лыжи, снежинка, шишки). Чем схожи слова?

(называют предмет, отвечают на один и тот же вопрос и т.д.)

-А попробуйте подобрать к данным словам слова-признаки. Запишем.

(новые лыжи, сосновые шишки, белые снежинки).

- Можно ли данные сочетания слов назвать предложениями? Почему?

(сочетания слов связаны по смыслу, одно слово зависит от другого).

- Обратите внимание на этот ряд слов. Прочтите их (один вслух). Собери слова в предложение.

Шишку, Миша, сшиб, шапкой;

Шапкой Миша шишку сшиб.

- Что напоминает это предложение? (скороговорку).

- Чтение с ускорением. Проговаривание в парах.

- Запишем предложение.

- О чём говорится? Что сообщается? Назовите грамматический центр предложения.

- Найдите слова, которые относятся к сегодняшней теме и подчеркните эту орфограмму ЖИ и ШИ.

- Каким правилом пользуемся, чтобы правильно записывать эти слова?

Вывод. Жи-Ши пиши с буквой И.

Проверим по учебнику наши ответы. Правило на стр.101.

Физминутка.

Ветер дует ледяной (дети машут руками)

И вздымает с неба тучу

Он суровый и могучий (крутят руками)

Зайцы прячутся в кустах

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит (делают глубокий присед и встают)

Ну а снег летит, летит (машут руками)

Но утихла злая вьюга

Белой стала вся округа (тянут руки в стороны)

Солнце светит в небесах (руки вверх)

Скачет по полю лиса (прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (ходьба)

И домой к себе вернёмся (садятся за парты).

5. Рефлексия.

А) Работа по учебнику. Упр.163, стр.100 (письменно) Работа по индивидуальным карточкам (на партах , подписаны)

-Творческая работа «Найди спрятавшееся слово» (устно). Машина - шина, …..

- Образуй слова, заменив одну букву: малина - машина.

Б) Работа над текстом (слайд)

Морж толстый, тяжёлый, похож на громадный кожаный мешок с жиром. Моржи большую часть жизни проводят в воде.

Взрослые животные питаются ракушками, морскими водорослями. Детёныши кормятся молоком матери до двух лет.

- Прочитайте запись про себя.

- Как можно назвать эту запись? (текст)

-Почему так думаете? (из предложений, связаны, порядок)

- Нужно прочитать слова с изучаемым буквосочетанием (жиром,. …….)

- О ком говорится в тексте? Что вы узнали?

- Какое заглавие можно придумать? (морж)

- Ребята, давайте подберём к слову «морж» однокоренные слова .

-Какие слова называются однокоренными?

Морж - моржиха, моржик, моржёнок, моржистое (место), моржёвка (ружьё).

-Выделите корень. Подчеркните орфограмму ЖИ и ШИ.

В) Запомни правило (слайд).

6. Итог.

О чём на уроке говорили? Что вам больше запомнилось?

7.Д.З. Упр.164, стр.101


© 2010-2022