- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья: «Воспитывать-значит работать в системе»
Статья: «Воспитывать-значит работать в системе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белоус Я.А. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Воспитывать - значит работать в системе. «Родной край, его история, - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». В процессе духовно - нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Я считаю, что классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанником. «Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя»,- писал В.Сухомлинский,- и я с ним согласна. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Я работаю в сельской школе 21 год учителем начальных классов. В 2011 учебном году наша школа приступила к реализации ФГОС второго поколения, которые предусматривают внеурочную деятельность.
Для реализации духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС нами разработана целая система, которую можно представить следующим образом:
Система духовно-нравственного воспитания в 1-й ступени МОБУ СОШ № 25 МО Кореновский район
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность
Кружок «Зажги свою звезду»
Кружок «Край казачий»
Кружок «Казачата»
Кружок «Учимся общаться и дружить»
Уроки окружающего мира
Уроки кубановедения
Уроки русского языка
Уроки литературного чтения
ЦЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
НОВАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Наша школа очень многонациональная. В 1-й ступени из 260 детей более 50 человек курдской национальности. Поэтому для полноценного ознакомления с понятием «духовность» и «нравственность» мы стараемся использовать все возможности школы, социума, преемственности и других категорий, способных в совокупности привести к желаемому результату.
У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей родины - большой и маленькой.
История родного края, казачьего края, как и история нашего государства, необходима каждому из нас.
На мой взгляд, кружок «Казачий край», разработанный мною, должен стать одним из ведущих во всём духовно-нравственном направлении.
Цель и задачи программы кружка «Край казачий».
Цель: - воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества; Возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: - воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого - России; - способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.
За основу рабочей программы кружка «Край казачий» взяты 3 больших раздела: «Мой край родной», «Изучение элементов культурологического курса основ православной культуры», «Связь поколений», которые из года в год углубляются и расширяются. Для реализации изучения данных разделов у нас имеется: Свято- Троицкий храм, школьный историко-краеведческий музей, общестаничный памятник погибшим воинам.
Приведу примеры проведённых мероприятий кружка «Край казачий» в моём классе. При изучении раздела «Мой край родной» была проведена:
Игра-путешествие "Особенности труда и быта, традиции родного края»
Цели:
-
познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;
-
привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;
-
воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Урок был проведён в школьном музее и были использованы экспонаты музея.
Фрагмент урока:
- Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.
- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.
Раньше пол в хате у казаков был земляной, его называли "долывка".
- В каждом доме была "горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
- Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:
(Вывешиваются слова на доску и поясняются)
Глечик - сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.
Макитра - крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.
Миска - посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина - казак, отец семейства.
Первая посуда была из глины и дерева.Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.
В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома - были фотографии на стене.
Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения играет и наш школьный музей, руководителем которого является Романенко Татьяна Петровна. Во время экскурсии по музею Татьяна Петровна интересно и грамотно переносит детей из мира настоящего в мир прошлого. Всё это создаёт особый эмоциональный настрой, пробуждает чувство нежности и благодарности нашим предкам за жизнь, в которой живём мы сейчас. Такой урок запоминается надолго.
Со 2-го класса детям предлагаются небольшие сочинения о своём внутреннем мире и о понятиях добра, совести и других нравственных ценностях Вот некоторые темы:
-
«Мой внутренний мир»
-
«Мой характер»
-
«Мой самый хороший поступок»
-
«Что такое хорошо, и что такое плохо?»
-
«Что есть добро?» и др.
Дети с интересом воспринимают такие сочинения и пишут их достаточно откровенно, действительно начиная анализировать себя и окружающий мир. Вот несколько примеров из сочинений о самом хорошем поступке:
«Мой самый хороший поступок я сделала на этой неделе в среду. Мама убирала в комнате, ей ещё надо было покормить кошку. Я покормила кошку и вытерла пыль. Я считаю, что надо помогать маме. И вообще, надо помогать всем в любую минуту».
«Однажды я нашёл на дороге беспомощную голубку. У неё было сломано одно крыло. Я взял её домой и накормил семечками, зёрнышками. Прошло несколько дней. Моя голубка поправилась и улетела. Это был хороший поступок - помочь голубке».
Эти и другие сочинения мы обсуждали вместе, анализировали, приводили свои примеры из жизни. Такая форма работы развивает коммуникативные качества детей, умение общаться, формирует социальные установки.
К 75-летию Краснодарского края мы с ребятами провели классный час на данную тему и организовали выставку рисунков.
На территории нашей школы расположен небольшой дендрарий. Совместно с родителями мы изготовили кормушки для птиц и развесили их в дендрарии. Дети с увлечением подкармливали птиц всю зиму.
Наш край - казачий край. Национальное самосознание казачества всегда было неотделимо от православия. Изучение православных традиций и заповедей делает учащихся более нравственными и чистыми душой, казачьи традиции помогают становлению гражданина-патриота.
Возле нашей школы расположен Свято-Троицкий храм. Посещение храма и беседы со служителями храма стали также нашей доброй традицией.
«Золотая» формула педагогики гласит: «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Наши деды и прадеды песнями, обрядами, укладом своей жизни подтверждают это правило.
Знания родного края особенно важны для наших учащихся потому, что они почти всегда остаются жить и работать в тех местах. Где выросли и учились. Каждый школьник должен знать свой район, заботиться о его благоустройстве и чистоте. В каждом ученике должно быть посеяно то, что называется добрым, прекрасным, вечным.
Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому все учителя начальной школы ведут регулярную работу по наполнению процесса обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.