- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка (3 класс, УМК Перспектива)
Урок русского языка (3 класс, УМК Перспектива)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мерзлютина И.А. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прогимназия № 2
Открытый урок
русского языка
в 3 - в классе
по теме:
«Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»
Подготовила и провела: Мерзлютина И. А.,
учитель начальных классов, ВКК
г. Воронеж
2012 год
Тема урока: Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 3 класс. Программа «Перспектива».
Цели: Актуализировать знания о суффиксе.
-
Научить:
-
определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;
-
образовывать родственные слова с суффиксами _-ок, _-ик;
-
образовывать с помощью суффиксов _-ёр, _-тель родственные слова, обозначающие профессии людей;
-
разбирать слова по составу;
-
распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;
-
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Планируемый результат:
-
Познавательные умения:
-
раскрывать значение слова «суффикс» и обосновывать своё мнение;
-
определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение.
-
Регулятивные умения:
-
распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.
-
Коммуникативные умения:
-
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
-
Предметные умения:
-
образовывать родственные слова с суффиксами _ок, _ик, …
-
образовывать с помощью суффиксов _ёр, _тель родственные слова, обозначающие профессии людей;
-
разбирать слова по составу.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл! Хоровое чтение четверостишия. Слайд 1 Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
Отдохнуть мы все успели.
Будем мы сейчас учиться,
Не годится нам лениться.
-
Постановка учебной проблемы. Запись числа в тетради, вида работы
- Чистописание Слайд 2
Какой звук вы услышали в начале слов отгадок?
- Какой буквой этот звук обозначается на письме? Для обозначения какого ещё звука служит буква С? Давайте красиво напишем буквосочетания с этой буквой. Но сначала определим порядок следования букв в строке. Что вы заметили в данном задании? Заглавная и строчная «Сс» плюс гласные буквы алфавита по порядку. Сса Ссе Ссё Сси …………. Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки. Какие буквосочетания у вас получились? Ссо Ссу Ссэ Ссю Сся Запишите слова, услышанные в анимации. сверчок светлячок слон Ребята, выделите корень в словах. Что заметили, когда выделяли корень? Слово слон имеет только корень, а остальные слова ещё и другую часть слова. Кто знает, как называется эта часть? Суффикс Что мы будем изучать на уроке? Мы будем изучать суффикс. Правильно, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Слайд 3
Какие цели поставим перед собой? Слайд 4
Чему мы должны научиться по теме «Суффикс»? Ответы детей:
Узнать, что такое суффикс.
Определить его место (т.е., где стоит?).
Для чего служит (т.е. для чего нужен).
- Работа над темой урока
- Актуализация знаний. «Верно ли утверждение»? Слайд 5
-
Корень - это главная часть предложения (-)
-
Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
-
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
-
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
-
Приставка - это часть слова, которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.(-)
-
Корень - это общая часть родственных слов (+)
Работа в парах (взаимопроверка).
-
Словарная работа Слайд 6
Назовите орфограммы, которые есть в слове «суффикс».
(Учитель пишет слово на доске). Запишите слово «суффикс» в тетрадь. Вспомните, какие виды работ можно выполнить со словом? Выполните то, что считаете для себя наиболее важным. Какую работу выполнили? Для чего вы это делали? Ответы детей. Вы очень много знаете. А сможете ли решить грамматическую задачу. Распределите суффиксы на группы: -ёр, -ист, -чик, -щик, -тель, -чик, еньк Почему не смогли распределить суффиксы? Ответы детей. Что должны сделать в конце урока? Ответы детей.
- Новый материал.
Пока мы с вами работали, зимний ветер навеял нам такие слова (на доске слова) Слайд 7 снежок зима сугроб зимний зимушка Ребята, прочитайте и исследуйте слова. Что вы можете о них сказать? Ответы детей Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку, выделите в этих словах корень, окончание, основу. Разбор слов по составу. Какую часть слова не обозначили? Суффикс
Доказали ли мы, что суффикс является частью слова? Как можно уточнить наше правило? Какие еще однокоренные слова с суффиксами можно подобрать? Зимовье, зимовать. Для чего же служит суффикс? Мы с помощью него образовали новые слова, значит, для образования новых слов он и служит. Давайте попробуем сформулировать правило. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием и служит для образования новых слов.
- Чтение правила по учебнику
- Физкульминутка
Водитель, повар, сварщик, строитель, трус, ум, учитель, сказочник.
- Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
Проверка по слайду С помощью каких суффиксов образовали новые слова? -ик, -ок Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение нового слова? Превращают слова в маленькие предметы. С какими новыми суффиксами мы познакомились, выполняя эти два задания? -еньк. - ик, -ок. Какое значение имеют эти суффиксы? Как же называются суффиксы, которые заставляют звучать слова ласково и обозначают маленькие предметы? Уменьшительно - ласкательные. Слайд 10 Суффикс - большой трудяга. Но трудится он не один. Ему помогают. Догадайтесь сами, кто помогает суффиксам трудиться. Составьте предложения. Слайд 11 Поезд водит (машинист). Самолётом управляет (лётчик). Бетон готовит (бетонщик). Можете записать свой пример. Выделите суффиксы. Какие суффиксы выделили? Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы? На название профессии. Только ли эти суффиксы помогают назвать профессии, вы узнаете, выполнив упражнения. Самостоятельная работа: Слайд 12 упр. 193 упр.194. - выбор учащихся.
Прочитайте слова. Что общего во всех словах? Обозначают профессии людей.
Назовите суффиксы.
Какой вывод вы можете сделать после выполнения упражнения? Суффиксы -ёр,
-тель - обозначают профессии людей.
Значение, каких слов узнали из упражнений?
-
Итог урока Слайд 13 по гиперссылке переход на Слайд 14
Над какой темой мы сегодня работали?
Какие цели вы поставили перед собой?
Удалось ли их выполнить?
Что же такое суффикс?
Для чего служит суффикс?
С какими новыми суффиксами мы познакомились? -еньк, -ик, -ок, ёр, --тель, -чик. Дети поднимают руки.
Какие смысловые оттенки они вносят? Проводится игра «Рассели жильцов». По гиперссылке переходят на интерактивную доску.
Поселите суффиксы в нужный домик. Распределяют суффиксы по группам. Скажите, ребята, а так ли уж нужны эти суффиксы в речи? Они украшают нашу речь, делают её богаче. Как вы думаете, ребята, это все суффиксы, которые есть в русском языке? Со всеми суффиксами мы познакомились на уроке? Конечно, нет. Русский язык богат суффиксами. А какие ещё есть суффиксы и что они обозначают, вы можете самостоятельно узнать в энциклопедии школьника. Может, кто-то из вас захочет рассказать о них своим одноклассникам на следующем уроке.
- Домашнее задание Слайд 15