Урок литературного чтения Любить природу - значит любить Родину (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63

с углубленным изучением отдельных предметов»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА















УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

(интегрированный)

«Любить природу -

значит любить Родину»

2 «В» класс







Учитель начальных классов: Ступникова Надежда Михайловна









Цели: * познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы";

* раскрыть нравственный смысл произведения: «Любить природу - значит любить Родину»;

* учить выразительному чтению.

Оборудование: * произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;

* портрет писателя; * компьютер, презентация (авторский медиапродукт); * аудиозапись; * ножницы, клей, карандаши.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
Литература - особый вид искусства. Все читать очень много стараются. Есть люди, которые любят прозу, Есть те, кому стихи очень нравятся.
  1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы попробуем продолжить фразу, записанную на доске, и выяснить, что значит «Любить природу - ...» - А поможет нам в этом стихотворное произведение, с которым мы познакомимся. Фамилию писателя этого стихотворения мы составим из первых букв, когда назовем главных героев известных и любимых авторских произведений.
  1. Актуализация знаний.
Презентация. (Составление слова.)
  • Главный герой рассказа Н. Носова из Солнечного города. (Незнайка)
  • Деревенский житель, который поймал в проруби волшебную щуку. (Емеля)
  • Мужчина в самом расцвете сил из сказки Астрид Линдгрен. (Карлсон)
  • Девушка с хвостом из сказки Г. Х. Андерсена. (Русалочка)
  • Доктор, который лечит животных, из сказки К. Чуковского. (Айболит)
  • Друг Незнайки, который сам все умеет делать. (Самоделкин)
  • Металл, из которого сделан главный герой сказки Г. Х. Андерсена. (Олово)
  • Болотный житель из сказки «Летучий корабль». (Водяной)


  1. Рассказ учителя о Н. Некрасове.

- В этом году отмечается юбилей Н.Некрасова - 190 лет со дня рождения поэта.

- Посмотрите на его портрет.

- Каким вы его себе представляете? Назовите его качества. (Серьезным.) - А вот и нет! Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой семье, но очень любил играть с детьми из бедных семей, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое называется "Дедушка Мазай и зайцы". Предыстория этого стихотворения такая. - В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай - одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал "Дедушка Мазай и зайцы".

  1. Первичное чтение произведения учителем и подготовленными детьми.


  1. Физминутка.



  1. Словарная работа.

(На доске два столбика: первый - слово, которое требует объяснение, второй - объяснение этого слова.)

- Так как стихотворение написано очень давно, в нем много непонятных слов, которые требуют объяснения. Давайте найдем объяснение каждого слова.

Силки(силок) - петли для ловли птиц и мелких животных.

Багры (багор) - шесты с металлическим крючком.

Тягота - тяжесть, груз.

Потеха - забава, веселье.

"Лопочут ушами" (в стихотворении) - шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.

Аршин, сажень - меры длины.

  1. Работа по содержанию текста.

а) Ответы на вопросы. - Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова? - Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором.) - Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней? - Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни весною, ни летом? - Каким вы увидели деда Мазая? - Хотели бы вы, чтобы у вас был такой дедушка? - Я уверена, что ваши дедушки тоже проводят с вами много времени на природе. б) Выборочное чтение. - Найдите строки произведения, которыми можно сопроводить музыкальный отрывок. (Учитель включает музыкальный отрывок, дети читают строки соответствующие этим отрывкам.)
  1. Иллюстрирования к произведению.

(На столах у учащихся лежат рисунки лодки, багра, бревна, зайцев, Мазая. Каждому учащемуся дано задание (дифференцировано): раскрасить, вырезать, дорисовать предложенное изображение. После выполнения задания, учащиеся подходят к доске и приклеивают свой фрагмент на подготовленную картину с изображением природы. В результате получается законченная иллюстрация к отрывку из произведения.)

10. Итог урока.

- Любит ли Мазай природу?

- Природа - неотъемлемая часть Родины. Значит: «Любить природу - значит любить Родину».

10. Домашнее задание (дифференцированно).

* Выразительное чтение стихотворения.

* Выучить понравившийся отрывок наизусть.







© 2010-2022