Беседа с родителями по теме: «ФГОС – мода или требование времени»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Беседа с родителями по теме: «ФГОС - мода или требование времени»

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание. Ведь у нас с вами единая цель - вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

ФГОС (слайд)

- Знакома ли вам эта аббревиатура? Давайте попробуем её вместе расшифровать.

(выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на слайде).

В 2010 году приказом президента РФ была утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Её основные направления: (представлены на слайде)

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Развитие учительского потенциала.

4. Изменение инфраструктуры школьной сети.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начался переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.

По каким причинам и для чего был принят Стандарт?

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.

1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Но информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Наша с вами задача научить ребёнка правильно ориентироваться в потоке информации, выбирать достоверную, важную.

2. Современные дети относительно мало читают. Телевидение и видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения. Они не могут произвести смысловой анализ текстов различных жанров, неспособны сформировать внутренний план действий.

Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

3. Вымывание ведущей деятельности ребёнка (игровой) происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению.

Результат этого - трудности в обучении.

4. Для жизнедеятельности современных детей, и вы наверняка, это отмечаете сами, характерно ограниченное общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.

5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Т.е. новый образовательный стандарт прежде всего нацелен на улучшение качества образования.

3.Как Вы думаете, уважаемые родители, что такое образовательный стандарт?

- Действительно, в предыдущей версии определение стандарта было таким: «Стандарт - это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе.

Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.
Сегодня под стандартом понимается система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом, и мы согласимся с этим: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе - добро, мир, справедливость, терпение.
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.
В то же время в Стандарте появилось и новое, то, чего раньше не было совсем, если вспомнить нашу с вами учебную деятельность: программа универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения учебных программ, система и модели оценочной деятельности.

ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное - не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.

В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов (а не просто Знаний, Умений, Навыков, как было раньше). К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены :

  1. личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

  2. метапредметные результаты - освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Личностные результаты

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Познавательные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Коммуникативные УУД

  1. предметные результаты - система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету.

4. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы

- Давайте попробуем, уважаемые родители, сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами.

( вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? каким станет ребёнок к концу обучения? не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? сохранится ли то лучшее, что было в прежнем образовании? и т.д.)

- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут выпускники 4 класса.

Сейчас я раздам вам карточки со словами, определяющими отдельные качества личности.

Каждая группа получает слова-качества:

УМНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

СТАРАТЕЛЬНЫЙ

АКТИВНЫЙ

ЗДОРОВЫЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

ГОТОВЫЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

УВАЖАЕТ ВЗРОСЛЫХ

ВЕЖЛИВЫЙ

ВОСПИТАННЫЙ

ПАТРИОТ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ и др.

Вам нужно выбрать и назвать слова - качества, начиная с более значимого. (выполняется задание в группах). Я поставлю песочные часы, чтобы нам было удобнее наблюдать за временем.

-Время закончилось. Давайте послушаем ответы групп.

5. Соотнесение результатов работы групп с образцом

- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (СЛАЙД)

(Рада отметить, что ваши предположения во многом совпадают с «портретом» выпускника начальной школы)

6. Введение понятия «системно-деятельностный подход»

Мы работали в группах, используя системно - деятельностный подход, он лежит в основе нового стандарта.

Кроме того, замечу, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем - то вслед,

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Николай Рыленков)

7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.

Добиться требуемых образовательных результатов и удовлетворения от учёбы только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня в школе (внеурочную деятельность) или в учреждениях дополнительного образования. Для учащихся начальных классов в нашей школе предлагаются следующие направления внеурочной деятельности:

  1. спортивно-оздоровительное,

  2. художественно-эстетическое,

  3. научно-познавательное,

  4. здоровьесберегающее,

  5. проектная деятельность

8.Отмечу, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончанию начальной школы и так называемый «портфель достижений», как основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся - портфолио.

Таким образом, основными целями составления портфолио являются:

- сбор, систематизация и фиксация результатов развития ученика, его усилий, достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;

- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся. (СЛАЙД)

(Родителям представить основные разделы портфолио, правила их заполнения. о Представить портфолио класса, отражающее деятельность учащихся, их достижения. СЛАЙД)

  1. Подведение итогов собрания: обратная связь.

Резюмируя, хочу отметить следующее:

  1. Новый стандарт начального общего образования делает акцент не на том, что надо учить ребенку, а на том, что ему надо знать для достижения успехов в жизни.

  2. Новый стандарт предусматривает в начальной школе не только уроки, но и систему внеурочных занятий, где родителю и ребенку предоставляется свобода выбора форм и видов этих занятий.

  3. Школа, работая по новому стандарту, оценивает результаты не только обучения, но и личностного роста ребенка.

  • Государство гарантирует финансирование каждого образовательного учреждения в рамках утвержденного в составе основной образовательной программы учебного плана, поэтому предусмотренные этим планом уроки и внеурочные занятия будут для родителей бесплатными.

Давайте, уважаемые родители, подведём итоги нашей беседы:

-Я буду вам задавать вопрос, если вы согласны с утверждением, то делаете хлопок. Если нет хлопок не делаете.

  1. Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?

  2. Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна? 3.Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? (СЛАЙД)

А значит ФГОС - не мода, а требование времени»

Мы хорошо поработали! Спасибо за внимание! До новых встреч!



© 2010-2022