• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока русского языка на тему: «Образование имен существительных от основ существительных и глаголов» 3 класс (Школа 2100)

Конспект урока русского языка на тему: «Образование имен существительных от основ существительных и глаголов» 3 класс (Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
на тему: «Образование имен существительных от основ существительных и глаголов»
(«Школа 2100»)



Подготовила:

Студентка группы 43"А"

Специальность:050146
"Преподавание в начальных классах"

Зайцева Елизавета Сергеевна

Проверил:

Учитель: Бастрон Е.В.
_________________________


Волгоград, 2016 г.

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна

  2. Класс: 3 "А"

  3. Дата: 2.02.15

  4. Предмет: русский язык.

  5. Тема: «Образование имен существительных от основ существительных и глаголов»

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

  7. Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся со способом образования существительных с разными значениями от основ существительных и глаголов при помощи суффиксов.


  1. Задачи

  • Образовательные: содействовать формированию умения образовывать существительные от основ существительных и глаголов.

  • Развивающие: способствовать развитию знаний об имени существительном; словесно-логического мышления, умения анализировать свою деятельность.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда.

  1. Дидактические средства:

  • для учителя - учебник Русский язык 3 класс, карточки со словами, алгоритм.

  • для обучающегося - тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник Русский язык 3 класс.


  1. Характеристика этапов урока


Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

(3 мин.)

Приветствие

Оргмомент


Дыхательная гимнастика



Психологический настрой на учебную деятельность.

Здравствуйте.

Давайте немного подышим. Сделаем вдох, немного подержим воздух, выдох. (3 раза).
Ребята, какое у вас сегодня настроение? Покажите знаком (показываю палец вверх/вниз), какое у вас настроение?
А какое настроение поможет нам хорошо учиться?
Надеюсь, что на протяжении урока и в его конце, у вас оно будет хорошее.

Приветствуют.
Проверяют готовку к уроку.

Показывают


Настраиваются на учебную деятельность.

Фронтальная

Формирование УУД:

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные: смыслоопределение;

смыслообразование

2

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

(15 мин.)

Запись даты

Словарная работа.

(Индивидуально)



Проверка.

(фронтально). Оценивание с комментированием.

Фронтальная работа по карточкам (индивидуально).

Откроем тетради, запишем дату.

Какая сегодня дата?

Подчеркните все орфограммы.

Сегодня к нам урок пришел необычный гость. Это Мудрая Сова. И чтобы узнать тему, мы должны выполнить ее 2 задания. Обратите внимание на полученные листы. Итак, задание 1. Начнем со словарной работы. (Даны слова: калитка, медленно, огород, серебро, соловей, изморозь, шофёр, баранка, черёмуха, блюдце, шампунь). Ваша задача сейчас, с красной строки, через запятую записать эти слова, вставляя нужные буквы вместо пропусков, при этом работая по следующему алгоритму (висит на доске): 1. Поставь ударение. 2. Выдели орфограмму.
3. Объясни орфограмму.

2 ученика выйдут к доске. На выполнение работы даю вам 5 минут.

Проверим, как написали учащиеся на доске, а вы проверяйте у себя в тетрадях.

Хорошо, с первым заданием Мудрой Совы мы справились.

Выполним второе задание. Мудрая Сова расположила слова на 3 группы. На какие?

Проверьте, верно ли она их распределила. Найдите ошибки и исправьте ее.

М.р.

Папа, сторож, солнце, рассказ, сказка, Волгоград, Миша, шампунь.

Ж.р.

Дочь, Оля, лестница, иней, полотно, свеча, жидкость,.

С.р.

Метро, поле, имя, конь, дуб, помощь, зарево, белье.

Второе февраля.



Калитка, медленно, огород, серебро, соловей, изморозь, шофёр, баранка, черёмуха, блюдце, шампунь.



По родам.

М.р.

Папа, сторож, рассказ, Волгоград, Миша, шампунь, иней, конь, дуб.

Ж.р.

Дочь, Оля, лестница, свеча, жидкость, сказка, помощь.

С.р.

Метро, поле, имя, зарево, белье, солнце, полотно.

Фронтальная, индивидуальная.

Формирование УУД:

Регулятивные:

учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность
(8 мин.)

Определение темы и цели урока



Итак, задание Мудрой Совы мы выполнили. Теперь откройте учебник на стр. 43. Прочитай те стихотворения Я. Акима. Есть ли здесь одинаковые слова?

Как они называются?

Что общее в этих словах?

Чем они различаются? Назовите их.

Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Какую цель поставим?



Ветер, ветерок, ветрище.

Однокоренные

Корень и основа

Суффиксами

-ок-, -ище-.

О словообразовании слов с помощью суффиксов.

Научиться образовывать слова с помощью суффиксов.

Фронтальная

Формирование УУД:

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Динамическая пауза

4

Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель: Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации; Способствовать использование алгоритма самостоятельно осуществлять самопроверку.

( 10 мин.)

Работа по правилу

Закрепление правила



Работа по правилу

Работа по правилу

Закрепление правила

Самостоятельная работа.

Прочитайте самостоятельно правило на стр. 44. О чем оно?

Повторим еще раз. Так от основ чего они образуются?

Попробуйте привести примеры имён существительных с уменьшительно - ласкательным значением.

Выполним задание 266. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Запишем все возможные варианты и выделим суффиксы..

К доске пойдет…

Так как образовались эти слова?

Обратимся к следующему правилу на стр. 47. О чем говорится в правиле?

Запишите свои примеры. (5 слов) Проверим их.

Прочитаем правило на стр. 48. О чем в нем говорится?

Приведите примеры.

Выполним упражнение 276.Прочитайте самостоятельно задание. Что требуется? Запишем их и выделим общую часть. К доске пойдет …

А теперь самостоятельная работа. Внимательно прочитайте упражнение 282. Это задание я проверю сама.

С помощью суффиксов -оньк, -еньк-, -ок- и т.д. от основ существительных образуются имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением.

От основ имен существительных

Образовать имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением

Руки -ручки, рученьки.

Глаз - глазочек, глазик.

Глаза - глазки, глазоньки, глазочки.

Шаг - шажочек, шажок.

С помощью суффиксов от основ имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением

С помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок- и т.д. от имен существительных, образуются существительные которые называют животных и их детенышей.

С помощью суффикса -тель- от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду его действий или занятий.

Подобрать слова вместо точек.

Водитель, писатель, учитель, воспитатель, изобретатель, сказитель, строитель.

Фронтальная.





Индивидуальная

Формирование УУД:

Регулятивные:

проговаривание последовательность действий на уроке;

формирование познавательной инициативы.

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

умение находить и выделять необходимую информацию;

умение делать предположения и обосновывать их.

умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

8

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

( 5 мин.)

Подведение итогов





Рефлексия.




Оценивание с комментированием.

Д.з.

Какова была тема нашего урока?

Вспомним правила образования имен существительных.





Мудрая Сова очень довольна вашей работой. Она предлагает вам закончить следующие предложения. Посмотрите на слайд.

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Я выполнял задания …

Я понял, что …

Сегодня я поставлю "5" (Имя) за...; "4" за...

Словообразование имен существительных

С помощью суффиксов -оньк, -еньк-, -ок- и т.д. от основ существительных образуются имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением.

С помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок- и т.д. от имен существительных, образуются существительные которые называют животных и их детенышей.

С помощью суффикса -тель- от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду его действий или занятий.

Фронтальная

Формирование УУД:

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия;


контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);


самооценка на основе критерия успешности (Л);


Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;



© 2010-2022