- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности детей
Программа внеурочной деятельности детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маковая С.В. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №8»
г. Перми
Образовательная программа
внеурочной деятельности детей
«Мультстудия
«Детство в картинках»
Научно-познавательное направление
Составитель: Маковая С.В.,
учитель начальных классов
2013 год
Содержание
№ п/.п.
Раздел
Страница
1.
Пояснительная записка
1
1.1. Новизна и актуальность программы «Мультстудия «Детство в картинках»……………………………………….
1
1.2. Цели и задачи программы «Мультстудия «Детство в картинка»…………………………………..
3
1.3. Условия и особенности реализации программы «Мультстудия «Детство в картинках»………………………………………………….
5
1.4.
Формы и режим занятий …………………………………….
6
1.5.
Педагогические технологии ………………………………..
10
1.6.
Информационно-методическое обеспечение программы ..
13
1.7. Результативность программы ………………………………
15
2.
Учебно-тематические планы и содержание программы по годам обучения …………………………………………...….
17
2.1.
Первый год обучения ……………………………………….
17
2.2.
Второй год обучения………………………………………..
26
3.
Список литературы ….………………………………………
33
4.
Приложение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Новизна и актуальность образовательной программы внеурочной деятельности детей «Мультстудия «Детство в картинках»
Новизна программы заключается в следующем:
- включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с кино, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности;
- применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов;
- организация социально значимой практической деятельности (показ отснятых мультфильмов учащимся начальной школы, школы для дошколят).
Актуальность программы предлагаемой образовательной программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и их родителей на программу мультстудии как наиболее интересному для младшего школьного возраста виду творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающему возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах творчества. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию определенных способностей для адаптации в окружающем мире. Мультипликация - этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов. Программа согласуется с образовательными программами отдельных учебных предметов: «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство, «Математика». Актуальность программы обусловлена также тем, что в соответствии с реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования дает возможность учащимся «раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на достижения личностных и метапредметных результатов. Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Огромное значение имеет воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками - это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
1.2. Цели и задачи образовательной программы внеурочной деятельности детей «Мультстудия «Детство в картинках»
Цели программы:
- Создание условий для развития у детей младшего школьного возраста творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликаций).
- Формирование познавательного интереса и мотивации к художественным, техническим и социальным видам творчества.
Задачи программы: Обучающие задачи:
- познакомить учащихся с основными видами мультипликации, освоить рисованую, пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
- научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;
- познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов, планированием собственной индивидуальной и коллективной работы,
- познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления кукол, фонов и декораций, установки освещения, раскадровки сюжета и съёмки кадров, озвучивания и сведения в единый итоговый продукт видео- и звукорядов;
- обучить учащихся некоторым компьютерным технологиям и работе в специальных компьютерных программах;
- расширить понимание учащимися возможностей медийного пространства при создании мультфильмов
Воспитывающие задачи:
- создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;
- воспитывать эстетический вкус младших школьников;
- воспитывать культуру зрительского восприятия;
- способствовать созданию коллектива, который становится развивающей обогащающей средой, где каждый - личность, а все вместе - участники детских творческих проектов: технических, социально-педагогических, художественных.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- развивать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
- развивать творческое мышление при создании видеосюжетов;
- создавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка;
- создавать творческую атмосферу для развития любознательности.
1.3. Условия и особенности реализации образовательной программы внеурочной деятельности детей « Мультстудия «Детство в картинках» Программа рассчитана на два года обучения и реализуется в 2 этапа: I этап - 1 год обучения (дети 7-9 лет), II этап - 2 год обучения (дети 9-10 лет).
1 год обучения - первый этап - «Хочу стать волшебником». Первый год обучения включает в себя азы мультипликации. Особенностью обучения на первом этапе является знакомство детей с лучшими образцами отечественной мультипликации. В ходе знакомства с программой пробуются «на вкус» все основные анимационные техники, начиная от самых крупных - фигур самих детей, до самых мелких - круп и песчинок, передвижение которых на мульт-станке может создавать очень красивые анимационные композиции. Проводится как работа над сверхкороткими бессюжетными мультфильмами, в которых происходит только одно какое-то интересное движение, так и создание коротких мультфильмов с сюжетом, определенным детьми (с использованием, стихов, басен, коротких рассказов и т.п.). Дети знакомятся с компьютерными программами для создания мультфильмов, с азами фотографии, записи музыки, работой на компьютере в программе «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15». В течение года дети создают до 10 мультфильмов - рисованных, кукольных и пластилиновых.
2 год обучения - второй этап - «Я еще не волшебник, а только учусь». Второй год обучения включают в себя азы драматургии. Дети должны научиться применять уже знакомые техники для экранизации общеизвестных сюжетов - песенок, сказок, считалок, рассказов, в том числе и собственного сочинения. Цикл занятий второго года является календарно-тематическими, т.е. мультфильмы готовятся и снимаются к определенным праздникам (Новый год, Рождество, Масленица, Мамин праздник, День защитника Отечества, 9 Мая, День защиты детей и др.) или посвящены определенным темам (детство, экология, дружба, семья, Олимпиада). На втором этапе детям предоставляется большая самостоятельность в изготовлении кукол, рисунков, декораций и реквизита, фотосъемке фрагментов (кадров) мультфильма, в компьютерной обработке собранных материалов, в выстраивании медийного итогового продукта - мультфильма. Расширяются возможности самостоятельной работы детей в компьютерных программах «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15». Дети уже не используют готовые сюжеты и не копируют ранее придуманные техники, а предлагают для съемки собственные истории и свое видение для их воплощения на экране. Ведется работа над проектами как в группах так и индивидуально. Один из учащихся, как автор своего мультфильма, может привлекать других детей на роли оператора, аниматора и так далее. И одновременно сам может помогать в разных качествах другим ученикам осуществлять их собственные проекты. Каждый год обучения содержит некоторые повторяющиеся разделы, содержание которых позволяет учащимся постепенно совершенствовать мастерство, улучшать качество изготовляемых изделий. По итогам программы - изготовление общими усилиями группы учащихся нескольких мультфильмов, представляющих самостоятельную эстетическую ценность.
1.4. Формы и режим занятий Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий. Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, круглых столов, театрализаций, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии - практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов:
- Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с натуры.
- Декоративно-прикладное творчество.
- Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие и т.д.
- Компьютерное преобразование и художественное оформление мультипликационного фильма.
При реализации программы придаётся важное значение работе с родителями, так как одной из важнейших возрастных особенностей данного периода детства является привязанность к родителям. Автором программы отмечается, что родителям самостоятельно сложно выстроить систему занятий с ребёнком. Программа предусматривает специальный пакет домашних заданий для детей на каждый этап обучения. Практическое освоение этих заданий предполагает участие родителей. Родители и дети становятся единой командой играющих. При этом родители получают положительный заряд от непосредственного общения со своим ребёнком в ходе увлекательной деятельности, а ребёнок закрепляет опыт и знания, полученные на занятиях. Возникает атмосфера ничем не заменимого семейного общения и взаимообогащения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут
1.5. Педагогические технологии
При реализации программы «Мультстудия «Детство в картинках» одной из основных педагогических технологий является игровая технология. Игра используется не только как средство развития каждого ребенка, но и как основа игровой технологии при организации всего образовательного процесса.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и взаимоотношениями сверстников, а также взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития детей, что необходимо при создании мультфильмов.
В ходе освоения образовательной программы «Мультстудия «Детство в картинках» сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Проектная технология при реализации программы «Мультстудия «Детство в картинках» позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как: - исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); - социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
- учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;
- каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;
- работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;
- составы подгрупп не являются постоянными;
- специально создаются ситуации, когда дети самостоятельно принимают решение о помощи своим товарищам.
В работе по созданию мультфильмов используются также информационные технологии с применением компьютеров (с лицензионным обеспечением) для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. Предоставлены возможности самостоятельной работы детей в компьютерных программах «Киностудия Windows Live», «Adobe Photoshop», «Movie Maker» и «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15».
1.6. Информационно-методическое обеспечение образовательной программы внеурочной деятельности детей «Мультстудия «Детство в картинках» Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает библиотечный фонд, собственные учебно-методические разработки, электронную библиотеку, видеоматериалы.
Техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оснащение:
-
компьютер (ноутбук);
-
видео-проектор для просмотра анимации на экране или классной доске;
-
доступ в интернет;
-
фотоаппарат;
-
два штатива для фотоаппарата:
-
один обычный, бытовой треножник,
-
один профессиональный (по принципу фото-увеличителя) треножник, который крепится на любой поверхности и может зафиксировать над нею фотоаппарат в вертикальном положении;
-
мультипликационный станок (это специальное приспособление, позволяющее горизонтально закрепить на обычном столе несколько прозрачных слоев (стекол) друг над другом);
-
набор осветительных приборов;
-
наушники с микрофоном;
-
звуковые колонки;
-
набор канцелярских расходных материалов (пластилин, цветная бумага и т.п.)
Программные средства:
- операционная система MS Windows XP;
- антивирусная программа Антивирус Касперского;
- программа-архиватор WinRaR;
- MS Office 2003/2007;
- звуковой и видео редактор: Windows Movie Maker,«Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15» «Киностудия Windows Live»;
- графический редактор: «Adobe Photoshop», «Paint»;
- мультимедиа проигрыватель Windows Media;
- браузер MS Explorer;
- простой редактор Web-страниц (Блокнот).
1.7. Результативность образовательной программы внеурочной деятельности детей «Мультстудия « Детство в картинках»
Освоение программы даёт возможность детям предъявить:
Личностные результаты:
-
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;
-
овладение правилами поведения на занятиях;
-
умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
-
умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование ценностного отношения к мультипликации, как к культурному наследию народа
Метапредметные результаты:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы
Предметные результаты:
-
формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
-
формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;
- овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
- приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов
-
Учебно-тематические планы и содержание образовательной программы внеурочной деятельности детей
«Мультстудия «Детство в картинках» по годам обучения
Учебный план первого года обучения «Хочу стать волшебником»
№ п/п Тема
Количество часов
Всего Теория
Практика 1
Вводная часть. Откуда взялись мультфильмы?
4
2
2 2
Как делаются анимационные фокусы?
10
2
8 3
Как мусор превращается в красоту?
10
2
8 4
Такие важные мелочи
10
2
8 5
Живая линия (графика)
8
2
6 6
Разноцветные кляксы (живопись)
8
2
6 7
Объемные фигуры (пластилин)
8
2
6 8
Экранизация детской считалочки или песенки
10
2
8
Всего
68
16
52
Планирование занятий
№ темы
Тема занятия
Содержание
Количество часов
Всего
Теория
Практика 1 Вводное занятие. Откуда взялись мультфильмы? Знакомство детей с историей движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России. Просмотр: первые мультфильмы, обсуждение увиденного
4
1
1 Устройство «волшебного фонаря» Простейшие оптические фокусы и опыты со светом. Совместное изготовление с детьми собственной модели «волшебного фонаря» для оживления нарисованной в классе картинки
1
1 2 Как делаются анимационные фокусы? Знакомство с понятием «аттракцион» в экранных искусствах. Чем трюковые съемки и аттракционы в кино и на видео отличаются от анимационных. Просмотр: рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие мультипликационные аттракционы
10
1
1 Съемки на натуре Съемка на натуре детей в роли моделей для элементарных анимационных фокусов. Максимально общий план съемки. Дети «летают», ходят не отрывая ног от земли, проходят сквозь стены и т.п. После двух практических занятий в классе идет просмотр и разбор смонтированного педагогом материала (20 мин)
1
3 Занятия в студии Съемка детей в роли моделей для более сложных анимационных фокусов - в помещении. Средний и крупный план съемки. «Изобретение» волшебной палочки: фокусы с предметами в руках, отдельными частями тела и т.п. После двух практических занятий в классе идет просмотр и обсуждение смонтированного учителем материала (20 мин)
1
3 3 Анимация - это одушевление, оживление неживых предметов Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра - аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале. Просмотр: мультфильм «Варежка» или отрывки из фильмов Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (20 мин)
10
1
1 Занятие на натуре (по возможности - экскурсия на природу) Сбор на территории ДЮЦ «Рифей» природного материала - камушков, веточек, листьев и пр. Съемка неподвижных предметов в экстерьере (столбов, деревьев, деталей школьного здания) таким образом, чтобы создать при монтаже на экране иллюзию их движения
-
2 Занятие в студии Просмотр снятого накануне материала, обсуждения механизма зрительной иллюзия. Аукцион идей для сюжета, который можно было бы снять на следующем занятии
1
1 Оживление предметов, собранных на улице или из школьного портфеля Съемка короткого коллективного мультфильма, состоящего из отдельных эпизодов, в каждом из которых каждый ученик создает свой обособленный образ из собранного на экскурсии материала или из предметов, которые у него есть при себе Просмотр и обсуждения результатов коллективного творчества. «Работа над ошибками»
1
3
4 Как превратить песок в воду? Знакомство с особенностями песочной анимации. Просмотр: мультипликационные работы детских студий. 10
1
1 Работа с песком Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) Дети пробуют рисовать по песку пальцами, ладошками, насыпать песок по контуру и просто на чистый лист
-
2 Работа с манной крупой Коллективная работа «по очереди» на общем черном противне, засыпанном манной крупой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.
-
2 Работа с более крупными крупами, мелкой галькой, сухоцветами Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) со смешанной фактурой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.
-
2 Волшебные точки - пиксели. Знакомство с особенностями движения на экране персонажей, состоящих из мелких фрагментов - мозаики, вышивки крестом и т.п. Превращение горстки мелко изорванной бумаги в разных персонажей, их «оживление» на мультипликационном столе
1
1 5 Графика в анимации Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п. Виды линий в природе и технике. Линии и точки в пространстве танца: этюд-упражнение из основ сцено-движения «нарисуй своим телом в воздухе линию». Просмотр: мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из интернета
8
1
1 Контур и его заполнение (точка-точка-запятая…) Дети обводят на доске белым мелом контуры различных предметов и анимируют их. Коллективный мультфильм про нарисованного человечка
-
2 Силуэт Деты вырезают по контуру силуэты из бумаги. Изучают выразительность движения темного силуэта за белой ширмой. Коллективный мультфильм в стиле «театра теней».
-
2 Мелки - не просто детская забава Разноцветные мелки. Рисуем в классе на доске Коллективное творчество и индивидуальные работы. Наиболее интересные снимаются.
-
2
6 Живопись в анимации Просмотр собственного мультфильма с последнего занятия и анализ роли цвета в изобразительной силе воздействия мультфильма. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка. Просмотр: мультфильм «Голубой щенок» (союзмультфильм, 1976 год)
8
1
1
Кляксография Дети учатся смешивать цвета и дорисовывать цветовым пятнам детали, превращающие их в персонажей. Совместными усилиями анимируют пятно краски на стеклянной поверхности мультипликационного стола.
-
2 Пробуем краски на ощупь Просмотр результатов коллективного творчества, снятого на прошлом занятии. Анализ. Сравнение с отрывками из фильмов А. Петрова, нарисованных мокрыми красками на стекле. Коллективная работа - изготовление из разводов красок и анимация «морских волн» на стекле мультипликационного стола
1
1 Чем компьютерная флэш-анимация отличается от рисованной руками? Коллективная работа на компьютере. Понятие «заливки» контура однородным цветом, используемое в компьютерной анимации. Анализ знакомых детям мультипликационных сериалов. Закрашивание детьми контуров любимых мультипликационных героев «вручную» с использование компьютерной палитры.
-
2
7 Объемные фигуры в анимации Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией союзмультфильма. Просмотр: отрывки из пластилиновых мультфильмов Татарского.
8
1
1 Кто прячется в комке глины? Работа в парах: один придумывает персонажа, а другой вылепливает его из куска бесцветной массы для лепки. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно.
-
2 Работа с цветным пластилином Дети осваивают на практике способы работы с цветным пластилином: - его можно «намазывать» тонким слоем на бумагу, заготовленный силуэт или на вылепленную из бесцветной массы объемную фигуру; - можно использовать проволоку, веточки и другой подручный материал для вживления в пластилин и придания ему форы; - можно смешивать цвета
-
2 Коллективная пластилиновая сказка Сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа.
-
2
8 Итоговый мультфильм первоклашек Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.) Просмотр нескольких разных мультфильмов с одним литературным источником.
10
2
2 Работа над мультфильмом Поэтапная работа над изготовлением материала и съемкой мультфильма
-
4 Премьерный показ для зрителей: родителей, учащихся школ, воспитанников детских садов
Просмотр итогового мультипликационного фильма и лучших мультипликационных этюдов по итогам года. Открытое голосование и выбор лучших работ. Награждение авторов-победителей.
-
4
ВСЕГО:
68
16
52Содержание программы первого года обучения
- Знакомство (4 часа).
- Анимационные фокусы (10 часов).
- «Оживление» собранных на улице листьев, шишек, камушков и пр.( 10 часов.)
- Песок, крупа и пальчиковые способы рисования(10 часов)
- Работа с линией (8 часов)
- Работа с цветом (8 часов).
- Работы с объемный изображением (8 часов.)
- Итоговый мультфильм (10 часов).
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- -название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалами;
- Начальные сведения из истории создания мультфильмов;
- виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по варианту исполнения);
- различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
- этапы создания мультфильма;
- новые приемы работы с различными материалами - бумага, текстиль, пластилин и др.
- изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и т.п.;
- определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
- применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной
- технической и художественно-творческой задачи.
Учебный план второго года обучения
«Я еще не волшебник, а только учусь»
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика 1
Экология в мультипликации
8
1
7 2
Анимация-перекладка. Совмещение плоских слоев на мультипликационном столе.
Тема - «Школа» или «Спорт».
Мультипликационные фестивали
8
1
7
3
Коллективный «полнометражный» (2-3 мин.) мультфильм к Новому году и Рождеству.
16
1
15
4
«Сердечная» анимация
10
1
9
5
Из чего только сделаны мальчики? А девочки?
10
1
9
6
Мультипликационный фестиваль
6
1
7
7
Дорогами Великой Победы
6
2
4
8.
Итоговое занятие
2
-
2
Всего
68
16
52
Планирование занятий второго года обучения
№
темы
Тема занятия
Содержание
Количество часов
Всего
Теория
Практика 1 Мир вокруг нас. Общество и природа.
Знакомство с темой. Обсуждение экологической ситуации в нашем районе. Коллективная игра-викторина «что такое экология?» Просмотр: лучшие социальные и экологические анимационные ролики из интернета
8 1 1 Каждый человек может что-то сделать для природы. А все люди вместе - могут очень много. Участие детей в эколого-социальной международной акции «Всемирная уборка, сделаем!» Съемка материала для ролика во время акции. - 2 Экологический мультфильм
Монтаж и озвучивание ролика. Публикация в сети интернет, участие в обсуждении ролика интерактивными зрителями
- 4 2 Анимация-перекладка
Расширение знаний о видах анимационных техник. Комбинирование и смешение нескольких техник в одном художественном решении для фильма. Просмотр: первые «детские» мультфильмы Юрия Норштейна. Отрывки из «Ежика в тумане»
8 1 1 Работа над сюжетом и раскадровкой Выбор темы («Школа», «Олимпиада» и т.п.), обсуждение сценария будущего мультфильма, изготовление общими усилиями раскадровки
- 2 Работа над мультфильмом Работа со слоями в анимационной технике перекладки: подготовка и съемка мультфильма.
- 2 Фабула и сюжет
Азы кинодраматургии. Первоначальное представление о развитии любого сюжета по «принципу горки»: завязка-кульминация-развязка. Знакомство с раскадровкой. Игра - раскадруй считалочку Просмотр: несколько «экранизаций» одной и той же новогодней детской песенки. 1 1 3 Работа над сюжетом Выбор новогодней песни. Анализ сюжета, выделение в нем основных драматургических поворотов. Составление схемы сюжета и примерной раскадровки.
16 - 2 Работа над мультфильмом
Подготовка, съемка, монтаж новогоднего мультфильма по эпизодам. Например, на каждом занятии готовится и снимается один куплет (одна строчка) из песни.
- 8 Просмотр готового мультфильма целиком по схеме
В студию заходит сначала только один ребенок. Он смотрит мультфильм. Потом заходит второй. Первый рассказывает ему, что он видел и садится. Заходит третий ребенок. Второй рассказывает ему, что он слышал - садится на место. Так все дети передают друг другу рассказ о впечатлении от просмотра одного ученика - первого. Потом вслух сравнивают и обсуждают услышанное. Затем все вместе смотрят мультфильм.
- 2 Подготовка к презентации своей работы. Выступление перед аудиторией. В студии репетиция презентации мультфильма.
В актовом зале школы - выступление студийцев перед общим новогодним просмотром в рамках праздничных утренников.
- 2 Целая история за несколько секунд
Сверх-короткие анимационные формы. Но это уже не простые элементарные и бессюжетные движения, как в первый год обучения - а с применением основ кинодраматургии. Какую историю можно рассказать за 5 секунд? А за 3(!)? Просмотр: сравнение и анализ победителей сверхкоротких роликов на последних мультипликационных фестивалях 1 1 4 Сердечная анимация Из чего можно изготовить и как заставить «биться» мультипликационное сердце? Выбор техник и разработка сюжета для каждого участника студии.
10 - 2 Работа над индивидуальными проектами Подготовка и съемка сверх-коротких роликов. Просмотр полученных результатов. Каждый участник «дарит» свой фильм кому-то из студии. - 6 Мальчики и девочки
Командное соревнование: группа делится на две команды (мальчики и девочки). Тематическое задание-игра: случилось какая-то беда - как с нею справятся «человеки-пауки»? А как с этой же проблемой разделаются «феи-винкс»? комплексное задание - как из этой же ситуации вышли бы герои «Союзмультфильма» (командные - например, из «Винни-Пуха» или «Муми-троллей») Затем обеим командам дается практическое задание «экранизировать» и раскадровать один и тот же сюжет. Сравнительный анализ результатов. Просмотр: просмотр любого мультфильма с приключенческим сюжетом - с «остановками»: в ключевых для развития сюжета моментах просмотр останавливается, и детям предлагается предположить, что будет дальше. Или задаются вопросы по только что увиденной части (не всегда ответы оказываются одинаковыми:) 1 1 5 Работы над мультфильмами в малых группах
Подготовка, съемка и просмотр двух мультфильмов - сделанного командой девочек - для мальчиков к 23 февраля; и сделанному командой мальчиков - для девочек к 23 марта.
10 - 8 История христианской культуры
Знакомство с христианскими мотивами в мировой и мировой анимации. И вообще - в изобразительном искусстве. Можно ли «оживить» наскальные росписи первых христиан? Анализ используемых анимационных техник, их комбинирование. Просмотр: просмотр и сравнение роликов-победителей фестиваля короткометражных фильмов «Вижу Бога». 1 1 6 Работа над мультфильмом
Подготовка и съемка одного коллективного или серии индивидуальных мультфильмов на тему
6 - 4 Мультфестиваль Итоговый показ результатов работы с приглашением гостей-зрителей, чаепитием и соревнованием на крашеных яйцах. - 2 7 Дорогами Великой Победы Знакомство с военными мотивами в советской и мировой мультипликации. Дети и война. Что могут рассказать старые семейные фотографии? Просмотр: мультфильм «Страницы страха»
6 1 1 Работа над мультфильмом Подготовка и съемка. Комбинация разных техник. - 4 8 Показ и выступления перед показом Подведение итогов, показ мультфильмов для родителей
2 1 1
Всего
68
8
60
Содержание программы второго года обучения
- Экология (8 часов)
- Анимация-перекладка (8 часов)Расширение знаний о видах анимационных техник. Комбинирование и смешение нескольких техник в одном художественном решении для фильма.
- Новый год и Рождество (16 часов)
- Валентинки-анимашки (10 часов).
- Мальчики и девочки , 23 февраля, 8 марта (10 часов)
- Мультфестиваль (6 часов)
- Дорогами Великой Победы (6 часов).
- Итоговое занятие (2 часа)
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- историю компьютерной мультипликации;
- правила и подходы создания сценария;
- применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
- пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);
- выполнение эскиза в программе «Paint».
- различать ближние и дальние предметы;
- передавать движения фигур человека и животных;
- самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа;
- проявлять творчество в создании своей работы.
3. Список литература
Список литературы для педагога
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983
- Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008;
- Гейн А.Г. Информационная культура. - Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003;
- Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль, 2004;
- Джанни Родари. Грамматика фантазии, (перевод с итальянского Ю.А.Добровольской). - М.: "Прогресс", 1978
-
Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. - 2007;
- ДЮЦ «Рифей» как ресурсный центр предъявления нового качества образования через апробацию моделей сотрудничества с образовательными учреждениями Индустриального района по внедрению ФГОС в начальной школе (управленческий проект). Информационно-методический сборник. Книга 1 .МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. - Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, 2012;
- Золотарева А.В., Страдина Е.А. Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования.//Ярославский педагогический вестник. - 2012. -т.2. - № 3, с.208-213;
- Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. - Новосибирск, 2006;
- Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным / drawmanga;
- Иткин В.В.«Жизнь за кадром»,, (методическое пособие), Новосибирск, 2008;
- Иванов-Вано. Рисованный фильм// risfilm.narod;
-
Красный, Ю.Е. «Первые встречи с искусством», (в соавторстве с А.Артболевской, В.Левиным и Л.Курдюковой). - М, «Искусство в школе», 1995
- Красный, Ю.Е. «Азбука чувств». - Киев, «Освіта», 1993
- Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. - М, 2007;
- Е. Г. Макарова. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т.1. Освободите слона. - М.: Самокат, 2011
- Е. Г. Макарова. Движение образует форму. - М.: Самокат, 2012
- А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Художник в каждом ребенке.- М.: Просвещение, 2008
- А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству.- М.: Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012
- Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В. - Новосибирск, 2004 г;
- Модель 5 «Классы полного дня». Реализация комплексной интегрированной программы «Образ». Информационно-методический сборник. Книга 6. МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. - Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, 2013;
- Мониторинг эффективности качества образовательного процесса в дополнительном образовании. Сборник методических материалов. МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. - Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, 2010;
- Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ» МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. - Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования». Перми, 2013;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ-М: Просвещение, 2010;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 средств передвижения. - Минск, 2000.
-
lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
-
college.ru/ - Открытый колледж;
-
klyaksa.net.ru - сайт учителей информатики;
-
rusedu.info - архив учебных программ;
-
multikov.net/
Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):
- Хитрук Ф. - «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;
- Норштейн Ю. - «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;
- Татарский А. и студия «Пилот» - «Следствие ведут колобки»;
- Назаров Э. - «Жил был Пес»;
- Алдашин М. - «Рождество», «Букашки;
- Иванов-Вано И.- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Мойдодыр";
- Снежко-Блоцкой А. - «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;
- Котеночкин С. - «Ну, погоди!»
Список литературы для детей и родителей
- Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. - М, 2007;
- Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. - М., 2008;
- Иванов-Вано. Рисованный фильм// risfilm.narod
- Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным / drawmanga;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. - Минск, 2000;
-
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. - Минск, 2000
-
lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
-
college.ru/ - Открытый колледж;
-
klyaksa.net.ru - сайт учителей информатики;
-
rusedu.info - архив учебных программ.
Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):
- Хитрук Ф. - «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;
- Норштейн Ю. - «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;
- Татарский А. и студия «Пилот» - «Следствие ведут колобки»;
- Назаров Э. - «Жил был Пес»;
- Алдашин М. - «Рождество», «Букашки;
- Иванов-Вано И.- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Мойдодыр";
- Снежко-Блоцкой А. - «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;
- Котеночкин С. - «Ну, погоди!»
2