- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Портфолио как документ отчётности учителя и основа самоанализа его профессиональной деятельности
Доклад на тему Портфолио как документ отчётности учителя и основа самоанализа его профессиональной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аракелян В.А. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕМЬИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Доклад на тему:
«Портфолио как документ отчётности учителя и основа самоанализа его профессиональной деятельности»
учитель начальных классов
высшей категории
Аракелян Виолета Амаяковна
Портфолио как документ отчётности учителя и основа самоанализа его профессиональной деятельности.
В условиях модернизации российского образования требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог - одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в "новом" типе учителя - творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.
Проблема становления и развития профессионализма - проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта "Образование". В школе должен работать "мобильный" учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Современная педагогика уходит от "знаниевого" подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы, работают над методической темой, результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений. У учителя появляется некое "досье", в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя. Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Цель создания портфолио учителя Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио - форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним "за" портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику
Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует.
Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).
Портфолио - это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:
-
Набор теоретических документов:
-
фиксированные достижения учителя;
-
грамоты и сертификаты;
-
документы, подтверждающие повышение квалификации;
-
банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
-
классификаторы и другие материалы.
-
Набор рабочих материалов:
-
рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов
-
авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
-
конспекты уроков;
-
конспекты открытых уроков и мастер - классов;
-
тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
-
дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.
-
В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
-
динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно- коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
-
результаты проверочных (контрольных, "срезовых") работ учащихся;
-
отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием
-
отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
-
проекты и творческие работы учащихся;
-
аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.
Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.
Задачей первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего "личностное развитие и совершенствование педагога". Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Требования к оформлению портфолио и принцип работы
-
Системность и регулятивность самомониторинга
-
Достоверность
-
Объективность
-
Нацеленность автора на самосовершенствование.
-
Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
-
Аккуратность и эстетичность оформления
-
Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
-
Наглядность результатов работы
-
Технологичность
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. "Портфель" обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Портфолио позволяет
-
учителю:
-
реально представить результаты своего труда;
-
увидеть свои резервы;
-
иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
-
администрации:
-
осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.
Структура портфолио:
Титульный лист.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование, наименование образовательного учреждения, год окончания,
полученная специальность и квалификация по диплому;
- общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном
образовательном учреждении;
- информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных
письмах;
- квалификационная категория;
- повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы: год,
месяц, проблематика курсов);
- личная подпись педагога.
Раздел 2 . "Официальные документы"
В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных
документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов,
подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов
различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем
о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии
жалоб со стороны участников образовательного процесса.
Раздел 3. Работа педагога по обобщению и распространению собственного
педагогического опыта
1. Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить
некоторые из них)
2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей,
обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)
3. Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых
столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими
группами
4. Участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций,
программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных
центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня,
пилотирование, участие в конкурсе инновационных продуктов)
Раздел 4. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных
конкурсах (с указанием сроков и результатов)
Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной
работе
Раздел 6 . Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период (Результаты внутришкольных мониторинговых исследований, наличие высоких
достижений детей- копии дипломов, грамот, сертификатов об участии в олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях.
Раздел 7. Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.
В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о
педагогическом работнике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в
данной области, отзывы коллег, родителей, выпускников.
Раздел 8 . Приложения.
В него могут быть помещены методические разработки, грамоты, благодарности,
публикации в СМИ о педагогической деятельности аттестуемого, научно-педагогические
статьи аттестуемого в профессиональных изданиях, фотографии мероприятий, адрес со
ссылкой на страницу сайта и т.д.
Информационные источники
chelpro.ru/category/make-portfolio
- блог "Человек и профессионал" (10.02.2009)
den-za-dnem.ru/page.php?article=390/
- педагогический альманах "Школа День за днем" (2.0.2009)
festival.1september.ru/articles/417596/
- Бугаец В.И.- Портфолио учителя - Фестиваль педагогических идей 1 сентября "Открытый урок 2008"
festival.1september.ru/articles/572492/
6