Физкультминутка – одно из эффективных средств снятия напряжения и усталости

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42»
города Твери










Физкультминутка - одно из эффективных средств

снятия напряжения и усталости



(Выступление на заседании школьного методического

объединения учителей начальных классов)








учитель начальных классов

Ляликова Наталья Юрьевна







«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


В школе много внимания уделяется вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий. Эта проблема особенно остро встает на уроках в начальной школе. Т.к. урок-это основная форма учебной деятельности. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. А продолжительная и однообразная умственная работа, к которой ребенок 7 лет еще не привык, физиологически связана с возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, поэтому внимание детей ослабевает, они начинают отвлекаться, разговаривать. Устранить утомление можно, если использовать физическую, умственную и эмоциональную активность. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, которые находились в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Таким образом, учитель должен внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения. Физкультминутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Требования к организации и проведению физкультминуток. . На уроке проводятся две, а в первом классе три физминутки. В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой повышение готовности организма к предстоящей работе. Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления, возникшего в результате различных видов учебной деятельности.

  • Длительность физкультминуток обычно составляет 1 - 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 - 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 - 5 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
Гигиенические требования к физкультурным паузам:
  • Проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении;
  • Следить за физической и эмоциональной нагрузки;
  • Не допускать переутомления
Учитель должен:
  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

Например, такие:

  • Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Вы скачите , пальчики,

Как солнечные зайчики!

Прыг-скок ,прыг-скок,

Прискакали на лужок,

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.


  • Еле ,еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом кругом , кругом,

Все бегом , бегом , бегом.

Тише , тише ,не спешите!

Карусель остановите,

Раз ,два, раз ,два!

Вот и кончилась игра!


  • Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.


  • Вы устали, засиделись?
    Вам размяться захотелось?
    Отложите все тетрадки,
    Приступаем мы к зарядке.

Стало палубу качать,
Ноги к палубе прижать!
Крепко ноги прижимаем,
А потом их расслабляем.


Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.



  • Один, два, три ,четыре , пять

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.


  • Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки.

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.


  • Я иду , и ты идешь ,

Раз, два, три,

Я пою, и ты поешь-

Раз , два, три.

Мы идем и поем-

Раз , два ,три.

Очень дружно мы живем-

Раз , два, три.


  • Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре -

Полетели ,закружились.


  • Дождик, дождик,

(4 хлопка)

Что ты льешь?

(3 притопа)

Погулять нам не даёшь.

(Ходьба на месте.)

Дождик, дождик,

(4 хлопка)

Полно лить!

(3 притопа)

Деток, землю, лес мочить.

(прыжки на месте)

После дождика на даче,

Мы по лужица поскачем

(Прыжки «через лужицы»)

  • Поднимает руки класс-это раз,
    Завертелась голова- это два,
    Три - руками три хлопка,
    На четыре - руки шире,
    Пять - руками помахать,
    Шесть - на место тихо сесть.

Опытный учитель начальных классов никогда не станет пренебрегать физкультминутки, т. к. они помогают восстановить работоспособность ученика на уроке, сохраняют его здоровье, делают процесс обучения занимательным. Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Литература


  1. Журналы «Начальная школа» разных лет

  2. Нестандартные уроки математики 1 класс/ Е.И. Коновалова.-Волгоград, 2002

  3. Поурочные разработки по литературному чтению / И.В. Клюхина.-М.,2004

  4. Поурочные разработки по русскому языку/ Я.Ш. Гараева.- М.,2004

  5. Поурочные разработки по русскому языку/ Е.В. Скопина .- М.,2004

  6. Русский язык 4класс. Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс.- Волгоград,2002.

  7. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г.

  8. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

  9. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №5 2010 г.

  10. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Ростов н/Д., 2011.


© 2010-2022