Урок Литературного чтения во 2 классе. Татарская народная сказка Три дочери

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс

Урок : Литературное чтение

ТЕМА: Татарская народная сказка " Три дочери".

Цель: Совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения и понимания прочитанного.

Задачи урока: познакомить с татарской народной сказкой, обогащать словарный запас учащихся, проанализировать и оценить поступки героев сказки, вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • учебник В.К. Павленко "Литературное чтение",2 класс;

  • игрушка - Колобок; сундучок со сказками;

  • письмо - пожелание;

  • карточки для логопедической разминки;

  • презентации.

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость !

- Как вы думаете ,кто это? (Это Колобок)

- А что он прячет в своём волшебном сундучке ? (Письмо). Прочитаем пожелание - напутствие.

"Учись читать"
Чтоб умным человеком стать -
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.

- На уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой "Три дочери", будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги.

3.Проверка домашнего задания.

- А сейчас вспомним наше домашнее задание.

- Какую сказку вы читали дома? ("Два брата")

- Кто автор? (Е.Л. Шварц)

- Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку.)

- Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (3 человека читают сказки из "Книжек - малышек")

- Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. ( Мне больше понравилась первая сказка…)

- А что думает …? ( Обе сказки интересны, но представлены по - разному).

- Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

- А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в книжку что - то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

4. Вступительное слово о сказках.

-Что такое сказка? (Слайд № ) (Сказка - необыкновенный. Занимательный рассказ о волшебных историях, событиях приключениях людей, зверей, предметов. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми. Противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов. Выдумка неправда, ложь. Все это сказки.)

-Есть 2 вида сказок это авторская и народная. Авторская это сказка которая имеет автора, например наши сказки которые находятся на доске это ваши авторские сказки.

-А вот что значит народная сказка? (Слайд № ) (Народная сказка - это значит создал народ, а не кто то один. Мы незнаем, кто первым рассказал «Колобок», поэтому считаем что это народная сказка.)

-А на какие виды мы жжем поделить сказки? (Слайд № ) (Бытовая, волшебные, о животных, богатырские.)

-Каких героев волшебных сказок вы знаете? (Слайд № ) (…………….)

-Каких героев сказок о животных вы знаете? (Слайд № ) (……………)

-Что значит бытовая сказка? (Слайд № ) (Бытовая сказка появилась гораздо позднее волшебной. В ней точно передается быт, обстоятельства народной жизни. Например «Каша из топора».)

-А богатырские сказки это что за сказки? (Слайд № ) (Особые сказки про богатырей называют богатырскими.)

Мы с вами в этом учебном году прочитали уже ни одну сказку, так давайте мы с вами вспомним эти сказки. (Слайд № ) (Пых -белорусская народная сказка, три руга - казахская народная сказка, айога - нанайская сказка, сивка -бурка. Морозко - русская народная сказка. И авторская сказка это сказка - «Два брата».)

-В этих сказках чаще всего присутствовало волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становилось доступным, нереальное реальным.

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

- А сегодня нам предстоит познакомимся с татарской народной сказкой "Три дочери".

5.Логопедическая разминка.

- В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

- Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

Пос-пе-ши-ли

Ус-лы-ша-ла

По-чис-тить

Рас-сер-ди-лась

Не-раз-луч-на

Об-хва-ти-ли

Пос-ту-ча-лась

Прев-ра-ти-лась

Об-тер-ла

6. Первичное чтение и проверка восприятия.Учитель читает текст. Дети смотрят по презентации картинки

- А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

-Сколько дочерей было у женщины? (Слайд № ) (3)

-Что случилось с матерью, когда дети жили уже отдельно? (Слайд № ) (Заболела)

-Кого посылает женщина к дочерям? (Слайд № ) (рыжую белочку)

-Встретилась ли белочка с детьми женщины? (Слайд № ) (да)

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

- А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы. Чтение цепочкой.

а) - Прочитайте, как начинается сказка.

- Что означают слова "жили - были"? (Зачин)

-А что такое зачин, концовка? (Слайд № ) (Зачин - это начало сказки, а концовка это конец сказки)

*Физминутка со смешариками.

б) Выборочное чтение.

- Найдите то место, где говорится, как старшая дочь отвечает белке? (Слайд № ) (-Ой, - вздохнула старшая дочь, когда услышала печальную весть, я бы рада пойт, да мне надо сначала почистить эти два таза)

- Прочитайте описание того как отреагировала Младшая дочь на слова белки. (Слайд № ) (Младшая дочь месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к матери.)

в) Словарная работа.

- Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания - "холста наткать" (Слайд № ) - наткать ткани, сделать ткань.

«день-деньской» - ежедневно, изо дня в день.

Вот мы и открыли тайны некоторых слов.

-А теперь, давайте обратим внимание на иллюстрацию. Рассмотрите иллюстрацию к этой части.

- Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит. (Слайд № ) (А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку. Все лето день-деньской собирает пчелка мед)

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

- Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

- Я предлагаю на роль автора, женщины, Рыжей белочки, старшей и средней дочери. (от слов Прошло несколько лет и до ……. И правнуков)

следующих учеников…

9.Обобщение.

- Назовите главных героев сказки.

- Кто вам понравился?

- Нравится ли вам конец сказки?

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, что могло бы быть с третьей дочкой если бы она не побежала к матери(2 -3 ответа)

10. Тест. Учащиеся индивидуально работают над тестом.

  1. Сколько дочерей было у женщины?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  1. Кого посылает женщина к дочерям?

    1. Рыжую лису

    2. Рыжую белку

    3. Ласточку

  2. В кого превратилась старшая дочь?

    1. В черепаху

    2. В таз

    3. В паука

  3. В кого превратилась средняя дочь?

    1. В черепаху

    2. В таз

    3. В паука

  4. В кого превратилась младшая дочь?

    1. В черепаху

    2. В паука

    3. В золотую пчелку.

Ответы: 1) в, 2) б, 3) а, 4) в, 5) в.

13.Рефлексия.

- А теперь оцените свою работу.

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

- Над какой сказкой мы работали?

- Какой вид работы вам больше всего понравился?

-Чему вы научились в этой сказке?

15.Выставление оценок.

- Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану. С.137-138.

*Вопрос № 2, с. 138.

© 2010-2022