- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка с элементами краеведения во 2 классе по теме: Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
Урок русского языка с элементами краеведения во 2 классе по теме: Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Виноградова Т.С. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь. Тема: Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Цель: - развитие умений разграничивать способы обозначения мягкости согласных на письме, находить слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь в конце и в середине слова, а также писать слова с этой орфограммой.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
ΙΙ Развитие умений - применение знания.
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». Минутка чистописания. 1. - Прочитайте слова. Архангельск, Вельск, Онега, Москва, Каргополь,Сольвычегодск. - Почему все слова написаны с заглавной буквы ?(названия городов) - Как вы думаете, какое слово будет лишним? (Москва - столица России, а остальные города находятся в нашей области. - Какое слово здесь ещё лишнее, это слово связано с темой предыдущего урока. (Онега, так как нет Ь)
- Какая орфограмма есть в каждом слове? (Буква ь для обозначения мягкости согласных и заглавная буква.) - Прочитайте ещё раз и запишите слова с заглавной буквы, через запятую, подчеркните орфограммы в словах. - Сформулируйте тему урока. («Буква ь - показатель мягкости».) - Какую цель поставим перед собой? - Чему мы сегодня будем учиться?
Словарно-орфографическая работа. - Чтобы узнать с каким словарным словом мы познакомимся, вам необходимо отгадать загадку.
Сам дней не знает,
А другим указывает.
Что ни день, по одежке
Отдает нам Сережка.
А с последней расстался -
Сам куда-то подевался.
Календарь - (лат. calendarium - долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца и Луны.
Календарь (печатное издание) - справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели, месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями. Запишите слово календарь, обозначьте орфограммы, подходит ли это слово к нашей теме. Применение знаний. - Какие календари вы знаете? (настенный, отрывной, перекидной). Давайте посмотрим, какие бывают календари. С. 25 в Морянке. - А у нас на севере раньше был Поморский календарь, а что это такое вы узнаете, прочитав статью в учебнике «Морянка» с. 26. - Предположите, почему календарь называется Поморским. - Кто такие поморы? - Где они жили? - Помор - это русское слово, состоящее из приставки по - (то есть возле) и корня - мор - (от слова море). Следовательно, помор - это «тот, что живет возле моря», то есть житель прибрежной полосы. Поморы проживают в регионе Белого моря, который по-русски называется Поморье - Как вы думаете, почему поморы придумали такой календарь? - Внимательно посмотрите на календарь, что вы можете увидеть на календаре. (поперечные надсечки и кресты). - Какие события отмечали на этом календаре? - Крестьянские работы, церковные праздники, семейные праздники, начало и конец промыслов. - Сейчас мы с вами начнём работать со своим календарём, с. 27 № 5, прочитайте задание. - Что нужно сделать. Давайте на календаре сделаем первую отметку - День вашего рождения. -Какие ещё важные события вы могли бы отметить на вашем календаре? - А остальные отметки вы сделаете дома самостоятельно или с родителями. Помо́рье - южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. Также употребляется как название для всего беломорского побережья с прилегающими районами. Город Архангельск, являющийся крупнейшим населенным пунктом Поморья, часто упоминается в средствах массовой информации и литературе как "столица Поморья". Давайте запишем словосочетание Поморский календарь, подчеркнём орфограмму, определим части речи.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться в тетрадиучебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Физкультминутка. Работа по учебнику.
Упр. 191 - развивается умение находить в предложениях и группировать слова в зависимости от способа обозначения мягкости согласных на письме. Выполняют два человека у доски. Первый ученик выписывает слова, где мягкость согласных обозначена буквами гласных, второй - буквой ь. - Какие слова выписали оба ученика? Почему?
- Где пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных? - Что изменится в слове, если мы потеряем ь?
Творческое задание. -Придумайте и запишите слова с мягким знаком, который показывает мягкость согласного. Подчеркните орфограммы. - Поменяйтесь тетрадками с соседом, проверьте правильно ли он выполнил работу.
ΙV. Итог урока.
Рефлексия
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник?
- За что?
- Кого можно поблагодарить за урок?
V. Домашнее задание.
С. 27 № 5 (Морянка) По желанию: Найти и записать названия рек, озёр и населённых пунктов нашей области, так чтобы в названии был ь.