- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Проектно-исследовательская деятельность-альтернатива классно-урочной системе»
Проект «Проектно-исследовательская деятельность-альтернатива классно-урочной системе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матросова Л.В. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Климович Г.П. - заместитель директора по УВР в начальной школе ГБОУ ЦО №1619 имени М.И. Цветаевой
Развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. В нашей школе широко используется проектная форма обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным межпредметным и надпредметным (или внепредметным). Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Учащиеся ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И. Цветаевой работают по новым образовательным стандартам . Современная учебная среда позволяет широко внедрять новейшие технологии в проектную деятельность, и делать её более привлекательной, мотивируя на достижение лучших результатов, помогая ученику развивать свои коммуникативные навыки. В качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне является «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию и самосовершенствованию. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения, которые:
- Формировали бы активную позицию обучения.
- Развивали умения и исследовательские навыки.
- Формировали компетенции , непосредственно с опытом их применения. в практической деятельности.
- Развивали познавательную деятельность.
- Реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
- Постановку проблемы.
- Постановку цели.
- Планирование действий.
- Поиск информации.
- Продукт - результат деятельности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов. Принципы организации проектной деятельности:
-
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
-
Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.
-
Проект должен быть посильным для выполнения.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода.
Принципы организации проектной деятельности:
-
Проект должен быть посильным для выполнения.
-
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
-
Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.
Каждый проект начинается с постановки практической задачи для детей - той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен максимально конкретно указать результат - что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумывать способ решения. Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель - для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.
В нашей школе представлены разные виды проектов учащихся. В центре внимания всех проектов - ученик, содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Проекты игр.
К данным проектам можно отнести проекты адаптационного периода, такие как «Мой бейджик», «Мое имя», «Азубка», «Город Букв», «Я умею». Целью этих проектов является участие детей в разного рода групповой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Проект «Я и мое имя» проводится в начале адаптационного периода, в продолжение работы над проектом «Мой бейджик». Проект раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжает знакомство друг с другом. Работая над этим проектом дети учатся: придумывать разные варианты своего имени, составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера, выбирать понравившиеся имена, вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка» Цель проекта «План класса», проводимого также в адаптационный период , заключается в следующем:
- выявить степень адаптации ребенка в школе;
- заложить основы детского коллектива;
- начать обучение детей ориентировке на плоскости и в пространстве;
- показать сравнительные размеры различных предметов на плане класса;
- научить детей определять свои места в классе и на плане.
Проект «Город Букв»,способствует закреплению изучения алфавита.
Проект «Моя школа», воспитывает у детей к школе, к учебе, к знаниям. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. Исследовательский проект - первый научный труд школьника, но в дальнейшем может стать основой в выборе профессиональной деятельности.Многие проекты учащихся направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, интеллектуального развития. Такие проекты имеет более сложную структуру:
- Постановка проблемы
-
Планирование деятельности.
-
Сбор информации.
-
Структурирование .
-
Изготовление продукта.
-
Оформление продукта.
-
Выбор формы презентации.
-
Подготовка презентации.
-
Презентация.
Коллективные проекты учащихся 3-4 классов нашей школы:
-
Спорт и здоровье
-
Космос
-
Вредные привычки
-
Режим дня
-
Наша школа
-
Если хочешь быть здоров
-
Как стать успешным
-
Школа будущего
Таким образом, проектно - исследовательская деятельность - это высокий уровень работы педагога, родителя, учащегося. Развитие исследовательских умений может стать шагом к построению нового педагогического процесса, в условиях которого школьники будут превращаться из пассивных обучаемых в действительных субъектов учения и собственной жизни. Проектная деятельность дает возможность педагогам развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает новые знания, расширяет кругозор, приобретает навыки самостоятельной работы, но и получает удовлетворение в своей деятельности, проявляет интерес к творчеству, к созиданию. Ребенок чувствует себя в коллективе более уверенно, комфортно, приобретая положительные эмоции от своей деятельности. Школьник реализует свои скрытые возможности, раскрывая личностные качества, повышая свою самооценку, интерес к учебной деятельности. В «Законе об образовании» написано: «Каждая школа должна стать вторым домом для детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ученику…»