Проект «Проектно-исследовательская деятельность-альтернатива классно-урочной системе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проектно-исследовательская деятельность- альтернатива классно-урочной системе.

Автор: Климович Г.П. - заместитель директора по УВР в начальной школе ГБОУ ЦО №1619 имени М.И. Цветаевой



Развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. В нашей школе широко используется проектная форма обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным межпредметным и надпредметным (или внепредметным). Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Учащиеся ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И. Цветаевой работают по новым образовательным стандартам . Современная учебная среда позволяет широко внедрять новейшие технологии в проектную деятельность, и делать её более привлекательной, мотивируя на достижение лучших результатов, помогая ученику развивать свои коммуникативные навыки. В качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне является «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию и самосовершенствованию. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения, которые:

  • Формировали бы активную позицию обучения.
  • Развивали умения и исследовательские навыки.
  • Формировали компетенции , непосредственно с опытом их применения. в практической деятельности.
  • Развивали познавательную деятельность.
  • Реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход . Системно - деятельностный подход предполагает : воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники . Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Учителя школы №1619 готовят вариативные проекты. В нашей школе проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода. Проектная деятельность содержит:

  • Постановку проблемы.
  • Постановку цели.
  • Планирование действий.
  • Поиск информации.
  • Продукт - результат деятельности.


Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов. Принципы организации проектной деятельности:


  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

  • Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.

  • Проект должен быть посильным для выполнения.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода.

Принципы организации проектной деятельности:


  • Проект должен быть посильным для выполнения.

  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

  • Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.



Каждый проект начинается с постановки практической задачи для детей - той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен максимально конкретно указать результат - что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумывать способ решения. Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель - для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.

В нашей школе представлены разные виды проектов учащихся. В центре внимания всех проектов - ученик, содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.


Проекты игр.


К данным проектам можно отнести проекты адаптационного периода, такие как «Мой бейджик», «Мое имя», «Азубка», «Город Букв», «Я умею». Целью этих проектов является участие детей в разного рода групповой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Проект «Я и мое имя» проводится в начале адаптационного периода, в продолжение работы над проектом «Мой бейджик». Проект раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжает знакомство друг с другом. Работая над этим проектом дети учатся: придумывать разные варианты своего имени, составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера, выбирать понравившиеся имена, вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка» Цель проекта «План класса», проводимого также в адаптационный период , заключается в следующем:

- выявить степень адаптации ребенка в школе;

- заложить основы детского коллектива;

- начать обучение детей ориентировке на плоскости и в пространстве;

- показать сравнительные размеры различных предметов на плане класса;

- научить детей определять свои места в классе и на плане.

Проект «Город Букв»,способствует закреплению изучения алфавита.

Проект «Моя школа», воспитывает у детей к школе, к учебе, к знаниям. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. Исследовательский проект - первый научный труд школьника, но в дальнейшем может стать основой в выборе профессиональной деятельности.Многие проекты учащихся направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, интеллектуального развития. Такие проекты имеет более сложную структуру:

  • Постановка проблемы
  • Планирование деятельности.

  • Сбор информации.

  • Структурирование .

  • Изготовление продукта.

  • Оформление продукта.

  • Выбор формы презентации.

  • Подготовка презентации.

  • Презентация.

Коллективные проекты учащихся 3-4 классов нашей школы:


  • Спорт и здоровье

  • Космос

  • Вредные привычки

  • Режим дня

  • Наша школа

  • Если хочешь быть здоров

  • Как стать успешным

  • Школа будущего

Проект «Проектно-исследовательская деятельность- альтернатива классно-урочной системе» Таким образом, проектно - исследовательская деятельность - это высокий уровень работы педагога, родителя, учащегося. Развитие исследовательских умений может стать шагом к построению нового педагогического процесса, в условиях которого школьники будут превращаться из пассивных обучаемых в действительных субъектов учения и собственной жизни. Проектная деятельность дает возможность педагогам развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает новые знания, расширяет кругозор, приобретает навыки самостоятельной работы, но и получает удовлетворение в своей деятельности, проявляет интерес к творчеству, к созиданию. Ребенок чувствует себя в коллективе более уверенно, комфортно, приобретая положительные эмоции от своей деятельности. Школьник реализует свои скрытые возможности, раскрывая личностные качества, повышая свою самооценку, интерес к учебной деятельности. В «Законе об образовании» написано: «Каждая школа должна стать вторым домом для детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ученику…»

© 2010-2022