Адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому Пояснительная записка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работе, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Создание специальных условий для обучения и воспитания Минх Анастасии, учитывая особые посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса - это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории ребёнка с ЗПР распространена форма коррекционно-развивающей работы, предполагающая индивидуальные занятия. Таким образом, программа направлена на создание условий для эффективной реализации освоения Минх Анастасией адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. В том числе на обеспечение условий для её индивидуального развития, так как она в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения. Программа разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г (гл.6, ст.55; гл.11, ст.79), Приказом МО и РФ от 30.08.2013г. № 1015, адаптированной основной образовательной программой начального общего и основного общего образования для обучения детей с ЗПР в МБОУ СОШ №2 от 11.11..2014 г. Учебный план составлен на основе Приказа № 312 от 11 ноября 2014 года Департамента образования и молодёжной политики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014 - 2015 учебный год». Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана МБОУ СОШ №2, составлен на основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:

-на обеспечение базового образования;

-на реализацию системы коррекционно - развивающего обучения.







Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа для обучения детей на дому разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Для достижения планируемых результатов обучающихся на дому количество часов сокращено за счет объединения тем. Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме. Индивидуальное обучение на дому осуществляется по адаптированной программе «Школа России». Структура адаптированной общеобразовательной программы соответствует общепринятым требованиям. Она включает в себя пояснительную записку, в которой дается характеристика общих и коррекционных целей и задач обучения по предметам; раздел, в котором раскрывается содержание обучения, раздел, в котором представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся с учётом специфики особенностей детей с задержкой психического развития. Требования к знаниям, умениям и навыкам по итогам изучения учебных курсов соответствуют базовому уровню Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования. Адаптированная рабочая программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала ребенка, испытывающего трудности в обучении, причиной которых являются задержка психического развития. Организацию обучения на дому регламентирует Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (согласно п.10 ст.66 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому). Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому, направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья и основывается на принципах: - обеспечения конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий; - законности, демократизма, и гуманного отношения к детям; - индивидуального подхода к детям; - социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий; - создания условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов. Индивидуальный учебный план ориентирован на достижение основной цели: достижение учащимся с интеллектуальной недостаточностью максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Особенностью учебного плана является то, что учебные предметы решают, в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с особенностями умственного и физического развития детей. Создание специальных условий для Минх Анастасии обучения и воспитания - это основная цель программы коррекционной работы. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития: 1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. 2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. 3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. 4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. 5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. 6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) 7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.


Так как с Минх Анастасией обучение ведется по адаптированной общеобразовательной программе обучения на дому, то требования ЗУН другие, поэтому в календарно-тематическом планировании была произведена соответствующая корректировка. Работа на занятиях строится по следующим правилам:

  1. новый материал строится и преподается предельно развернуто;
  2. практическая деятельность ученика сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
  3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
  4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
  5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
  6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;
  7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
  8. систематическая работа над развитием психических процессов;
  9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
  10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.



Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы:
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Ценности программы:
Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка.
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Адресность программы:
Индивидуальная адаптированная рабочая программа создана для учащейся 3 класса Минх Анастасии, имеющей отклонения здоровья (заболевание опорно-двигательного аппарата - ДЦП, ребенок - инвалид).


Особенности развития Минх Анастасии, позволили организовать учебный процесс с применением нетрадиционных форм обучения, при этом не допуская перегрузки ребенка. Это повысит познавательный интерес к учебному материалу, обеспечит развитие ребенка, повлияет на воспитание положительных качеств личности.
При обучении используются новые типы деятельности: конструирование, игры в целях формирования деятельностных способностей младшего школьника.


Педагогические технологии, применяемые для реализации программы:



• Личностно-ориентированное обучение и воспитание
• Рефлексивное обучение и воспитание
• Здоровьесберегающие технологии


Содержание образования направлено на решение следующих задач:

формирование представлений о себе;

формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

формирование коммуникативных умений;

обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;


Описание организационно-педагогических условий


Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания: Минх Анастасия имеет заболевание опорно-двигательного аппарата, является инвалидом детства.
Учебный план рассчитан на 8 часов.


Учебный план индивидуального обучения на дому 3 класс

Учебный предмет

Количество часов

Русский язык

Литературное чтение

3

2

Математика

3


Расписание составлено следующим образом:




День недели


Предмет

Понедельник

Математика


Вторник

Русский язык

Литературное чтение

Среда

Математика (дистанционно)


Четверг

Русский язык

Пятница

Математика


Суббота

Русский язык

Литературное чтение















© 2010-2022