Урок по литературному чтению в 3 классе П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П.П. Бажов «Серебряное копытце»


Цель:

  • совершенствовать навыки беглого, осознанного выразительного чтения, учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас;
  • развивать внимание;
  • воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока


1. Организационный момент. Еле шорохом шурша В класс заходит тишина. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. 2. Жужжащее чтение. (СЛАЙД 2) Скороговорка: Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была. 3. Актуализация знаний. (СЛАЙД 3) - Закройте глаза и представьте себе, что вы оказались в зимнем сказочном лесу. - Откройте глаза. - Что вы себе представили? (ответы детей) - Ребята, у нас сказочный лес, значит, в нём могут жить волшебники. - Сегодня мы поговорим об уральском волшебнике-писателе и познакомимся с его произведением «Серебряное копытце». Догадайтесь по его героям, о ком пойдет речь: Данило - мастер Медной горы хозяйка Огневушка-поскакушка - Да, это Павел Петрович Бажов. 4. Знакомство с биографией писателя. (СЛАЙД 4) - 28 января 1879 г. в городе Сысерти, что в 70 км от Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера Петра Васильевича Бажова родился мальчик Павел, единственный ребёнок в семье. (СЛАЙД 5) - Павел Бажов получил начальное образование в духовной школе, ведь именно там было самое дешевое обучение. Родители не могли себе позволить учить сына в дорогой школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и по окончании в 1899 году получил предложение продолжить образование в духовной академии. В этой академии он проучился 3 года. - В 18 лет Бажов начал работать учителем русского языка сначала в деревне, потом в городе Екатеринбурге в училище. (СЛАЙД 6) - Литературный дебют состоялся в 1924 г., когда вышли его "Уральские Были", повествующие о быте уральских заводов. Но главным литературным трудом П. П. Бажова считается книга сказов "Малахитовая шкатулка", в которой 52 сказа. Он написал такие сказы, как «Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка» и т.д. (СЛАЙД 7) - На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. (СЛАЙД 8) - Что же означает слово «СКАЗ»? - СКАЗКА - это произведение, в котором идёт речь о вымышленных событиях. РАССКАЗ - это произведение, в котором происходят настоящие события. СКАЗ - это произведения устного народного творчества повествовательного характера, изложенные своеобразной прозаической речью. Сказ - это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом. - Это литературное произведение, в котором рассказчиком является как бы не сам писатель, а другой, вымышленный им человек. П. Бажов утверждал, что хотя в сказе могут встречаться фантастические образы, но «в основе сказа лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой». 5. Словарная работа. (СЛАЙД 9) Рукоделие - ручной труд (шитьё, вышивание, вязание). Пособник - помощник. Похлёбка - жидкая пища, типа супа. Очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Пожитки - мелкое имущество, домашние вещи. Балаган - временная деревянная постройка. 6. Первичное знакомство с произведением. Виды чтения: 1. Чтение вполголоса, отмечая карандашом те места, где будет говориться о старике Коковане, девочке Дарёнке, кошки Мурёнке, Серебряном копытце. 2. Чтение учителем. 3. Чтение подготовленным учеником.

7. Физкультминутка. (СЛАЙД 10)

- Вы отлично потрудились, давайте немного отдохнём.

- Кошка Мурёнка решила погулять по сказочному лесу, давайте отправимся вместе с ней. - Кошкой будет Даша, остальные повторяйте движения за ней.

(под музыку «Кошка, которая гуляет сама по себе» Даша перед детьми показывает движения, остальные повторяют за ней) 8. Работа над содержанием. - Понравилось ли вам произведение? - Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. - Какие эпизоды особенно запомнились? - Какие возникли вопросы? Что непонятного? 9. Работа над портретной характеристикой. - Назовите главных героев сказа. - Как вы думаете, пожалел Кокованя, что взял Дарёнку? Работа по группам.

1 группа - Дарёнка 2 группа - Кокованя - Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики героев.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики Дарёнки, Коковани 1 Внешность Большой и бородатый. Махонькая, носишко пуговкой. 2 Чем занимается Мастер сказки сказывать. В избе прибирала, похлёбку да кашу варила. Охотник. Любила сказки слушать. С утра на работу уходил. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. 3 Характер простой, отзывчивый, трудолюбивая, сердечный, добрый, добрая, трудолюбивый, ласковая, смелый, отзывчивая, сердечная, ласковый, простая, внимательный, мудрый


- Что вам понравилось в их характере? (добра много не наживали, а на житьё не плакались) - Какие качества в себе хотели воспитать? 3 группа. - Вдруг в лесу подул ветер и разбросал иллюстрации к сказу. Разложите картинки в правильном порядке. Урок по литературному чтению в 3 классе П. П. Бажов «Серебряное копытце»Урок по литературному чтению в 3 классе П. П. Бажов «Серебряное копытце»Урок по литературному чтению в 3 классе П. П. Бажов «Серебряное копытце»
- Проверим. Что у вас получилось. Внимание на экран. 1 группа (СЛАЙД 11) 2 группа (СЛАЙД 12) 3 группа (СЛАЙД 13) 10. Выборочное чтение. - Рассмотрим иллюстрации к тексту. Найдите в тексте слова, подтверждающие эту иллюстрацию. (СЛАЙД 14) У печки девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлыкает, что по всей избе слышно. (СЛАЙД 15) Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть. В которой стороне козлов больше пасётся. Дарёнка и давай проситься: - Возьми меня, дедо с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. (СЛАЙД 16) Пошли дальше. Глядят - Мурёнка стороной бежит. Так и до балагана добрались. (СЛАЙД 17) Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. (СЛАЙД 18) К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. 11. Итог урока. Рефлексия. Оценки. (СЛАЙД 19) - Наше сказочное путешествие заканчивается. - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Вы все хорошо старались. - Всё ли у вас получилось?

- Что вам понравилось больше?

- Как бы вы поступили на месте Коковани?

- Набрали столько же камней? (полшапки) 12. Домашнее задание. - Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце и нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.














© 2010-2022