Урок и презентация по развитию речи Б. Кустодиев «Морозный день»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Борис Кустодиев «Морозный день»

Цели:

Образовательная: учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины Б. Кустодиева «Морозный день»: видеть то, что изображено и реконструировать то, что вышло за рамки изображения.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за культуру и искусство своего народа.

Развивающая: развивать творческую фантазию, воображение, внимание.

Задачи:

- познакомить школьников с творчеством Б. Кустодиева и его картиной.

- учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.

- учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. ( Если дым из труб поднимается вверх, значит...); объединять разрозненные впечатления в целостную картину морозного дня.

- развивать умения выражать в устных высказываниях эмоциональный опыт переживания от соприкосновения с живописной картиной.

Планируемые результаты:

Личностные - учебно-познавательный интерес к городскому пейзажу как жанру

Метапредметные

ПУУД - наблюдать, анализировать репродукцию, осуществлять поиск необходимых деталей; строить развернутые ответы

РУУД - целеполагание, осуществлять итоговый контроль по результату

КУУД - договариваться и приходить к общему мнению

Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые рамки, презентация к занятию по картине Б.Кустодиева, памятка «Как составить рассказ по картине?», карточки с опорными словами, памятки.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Стихотворение А. Кушнер « Что я узнал!».

- Почему мы начали занятие с прослушивания этого стихотворения? (У нас - заочное путешествие в музей.)

2. Постановка учебной задачи:

- Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей? (познакомиться с картиной)

- Что должно стать результатом нашей работы на уроке? (Рассказ о картине)

- Что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине? Давайте сформулируем задачи.

Задачи:

- рассматривать репродукции картин,

- находить детали с помощью инструментов,

- определять тему и настроение картины,

- высказывать свои наблюдения и выводы.

- соблюдать правила поведения в музее - говорить тихо.

Слайд № 2

3. Открытие новых знаний:

Слайд № 3

- Чья фамилия, имя и отчество здесь размещены? (художник)

- Почему вы так думаете? (Ведь мы отправляемся в музей.) Открываем портрет Б. Кустодиева.

- Хочется ли вам узнать немного об этом художнике? Рассказ о художнике.

Слайды № 4 - 7

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 г.в г. Астрахани. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии, а затем в училище при Академии художеств в Петербурге. На талантливого юношу обратил внимание и взял в свою мастерскую Илья Репин. Он не любил говорить о своих работах, зато с увлечением рассказывал об учениках. Особенно выделял Кустодиева и называл юношу «богатырем живописи».

В 1909 году у художника вдруг заболела рука, и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Любой звук усиливал страдания. Питерские врачи нашли у него костный туберкулез и направили в горы Швейцарии. Закованный от шеи до талии в жесткий корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп.

А болезнь наступала. Она оказалась страшнее, чем предполагали: опухоль спинного мозга. Он перенес ряд тяжелейших операций, длившихся по нескольку часов. Перед одной из них профессор сказал жене:
- Опухоль где-то ближе к груди. Нужно решать, что сохранить, руки или ноги?
- Руки, оставьте руки! Художник - без рук? Он жить не сможет! - ответила жена.

И хирург сохранил подвижность рук. Только рук. До конца жизни. Отныне его «жизненное пространство» сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой.
Его брат, инженер, создал специальный станок для того, чтобы художник мог работать даже лёжа. Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем упорнее он работал. За годы неподвижности он создал лучшие свои вещи. Любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.

- Прочитайте название картины. «Морозный день»

- К какому жанру отнесём картину, судя по названию? (пейзаж)

- Что вы можете увидеть на этой картине?

- А разве можно увидеть мороз? Как бы вы на рисунке показали, что на улице мороз?

Слайды № 8, 9

Открываем репродукцию картины.

- Вам нравится эта картина?

- Что вы чувствуете, глядя на неё?

- Какое возникает настроение?

- Какое время года изображено? Какое время суток?

- Что позволило сделать такой вывод?

- Хочется поближе её рассмотреть? Давайте войдём в мир, созданный художником.

Рассмотрите улицу, изображённую на рисунке. С помощью большой вертикальной рамки покажите церковь, дом с колоннами, магазин (что там продают?), трактир (столовая).

- По каким приметам можем судить, что здания хорошо отапливаются? ( дым из труб)

- А почему в этот день печи нужно топить особенно хорошо? (мороз)

Пантелеймон Образцов написал стихотворение «Морозный день»

Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат берёзки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают огоньки.

- Есть ли другие подтверждения, что день морозный? (солнце красноватого цвета, иней, малолюдно)

- Кого вы видите на улице?

- А лошадку возле трактира вы заметили? Если вам трудно её отыскать, рассмотрите второй маленький кружок под репродукцией. Это деталь картины «Морозный день». Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите её в лупу.

- Эта лошадка возит людей или продукты для трактира? (продукты)

- Быстро ли едут сани за спиной у дворника? Какие детали помогают ответить на этот вопрос? (ноги, хвост лошади, концы воротника пассажирки)

- Видно ли по фигурам пассажиров, что на улице холодно? (дама прикрывает лицо, ноги укрыты)

- Не кажется ли вам, что из дома с колоннами кто-то смотрит на улицу?

- Что привлекло его внимание?

- Какие звуки он мог услышать? ( слушаем звуки колокольчика)

Поэт Валентин Берестов тоже написал стихотворение «Морозный день», отрывок из которого я предлагаю послушать:

Морозный день… Зато над головою
В переплетенье сучьев, в черной сетке,
Стекая по стволам, по каждой ветке
Висит лавиной небо голубое.

- А какие цвета преобладают в данной картине?

Корней Чуковский тоже написал одноимённое стихотворение:

Мороз десятиградусный
трещит в аллеях парка.
Нам весело, нам радостно
и на морозе жарко.

Большое солнце зимнее
висит воздушным шаром.
Деревья-в белом инее,
а щёки пышут жаром.

- Правда ли, что на улице очень красиво? Что делает ее особенно нарядной?

- Как можно было еще назвать картину?

- Почему же художник выбрал именно название "Морозный день"?

- Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем? Какие ощущения и чувства вызвала?

4. Работа в группах:

Повторим правила работы в группе

Слайд № 10

(Слушаем П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки»)

На доске написаны критерии, по которым вы будете оценивать выступление товарищей после работы в группах. Рассказ можно составлять, пользуясь памяткой и опорными словами.

Критерии оценки ответа:

1

Правильная речь

1

2

Чёткость изложения материала

1

3

Личные впечатления

1

Всего

3 балла

Памятка:

Как называется картина и кто её автор?

Что запомнили о художнике?

Что хотел показать художник?

Как он это сделал?

Какое настроение пытался передать?

Опорные слова:

Перед нами картина …………………….……………………………………………….., которую написал художник …………………………………………………... Художник хотел показать ….…………………….……………………………….., поэтому он изобразил …………………..……………………. ……………………..…. ……………………. ……………………………………………………………………….. Больше всего мне понравилось …………………….…………………………………… У меня эта картина вызвала …………………….……………………………………… .

5. Включение новых знаний в систему знаний: выступления учащихся.

6. Оценка:

- Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях по предложенным критериям.

7. Рефлексия:

- Кто захочет сегодня поделиться своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями?

- Кто хотел бы в будущем попробовать себя в роли экскурсовода?

8. Итог занятия:

- Чему учились на занятии?

- Назовите автора и название картины?

- Что вас особенно заинтересовало на уроке?

- Что общего у Пантелеймона Образцова, Бориса Кустодиева и Валентина Берестова, Корнея Чуковского? (Каждый создал своё произведение «Морозный день)


© 2010-2022