- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ольховская Н.И. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование по окружающему миру, 3 «Ж» класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Дата проведения
личностные
предметные
метопредметные
I четверть
Как устроен мир (5 ч)
1
1-я четверть
Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.
1
Урок применения предметных умений.
Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей.
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни; -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».
Регулятивные: -принимать (ставить) учебнопознавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;
Познавательные: -осознавать учебнопознавательную, учебнопрактическую, экспериментальную задачи; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные:-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения.
01.09.15
2
Человек.
1
Урок повторения.
Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.
Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир
03.09.15
3
Общество.
1
Урок повторения.
Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира.
соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».
08.09.15
4
Мир глазами эколога.
1
Комбинированный.
Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком
Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповеднике», «национальный парк».
10.09.15
5
Природа в опасности! Охрана природы.
1
Урок обобщения и систематизации.
Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.
15.09.15
Эта удивительная природа (20 ч)
6
Тела, вещества, частицы.
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений
Регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами ) -принимать (ставить) учебнопознавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
Познавательные: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
Коммуникативные-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших
группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
17.09.15
7
Разнообразие веществ.
1
Урок формирования первоначальных предметных умений.
22.09.15
8
Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха.
1
Урок формирования первоначальных предметных умений.
Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.
Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.
24.09.15
9
Вода и жизнь.
1
Комбинированный.
Исследовать по инструкции учебника свойства воды.
Объяснять значения слов: «состояние», «испарение»,«круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.
29.09.15
10
Превращения
и круговорот
воды.
1
Урок формирования первоначальных предметных умений.
Высказывать предположения о состояниях воды в природе.
01.10.15
11
Берегите воду!
1
Урок повторения.
Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели
06.10.15
12
Как разрушаются камни?
1
Урок первичного предъявления новых знаний
Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе.
Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.
08.10.15
13
Что такое
почва?
1
Урок первичного предъявления новых знаний
Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.
Характеризовать процессы образования и разрушения почвы
13.10.15
14
Разнообразие растений.
1
Комбинированный.
Знакомиться с группами растений по материалам учебника.
Приводить примеры растений разных групп и видов.
15.10.15
15
Проверочная работа по теме
«Солнце, растения и мы с вами».
1
Урок обобщения и систематизации
Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах
Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека
20.10.15
16
Работа над ошибками. Размножение
и развитие растений.
1
Урок повторения.
Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения
Называть разные способы распространения плодов и семян
22.10.15
17
18
Охрана
растений.
2
Комбинированный.
Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях.
Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений
27,29.10.15
19
2-я четверть
Разнообразие животных.
1
Комбинированный.
Классифицировать животных.
Работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
10.11.15
20
Кто что ест? Цепи питания. Разнообразие природы родного края.
1
Урок первичного предъявления новых знаний
Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания.
12.11.15
21
Невидимая сеть и невидимые пирамиды.
1
Комбинированный.
Анализировать схемы цепей питания.
17.11.15
22
Размножение
и развитие
животных.
1
Урок первичного предъявления новых знаний
Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп.
Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.
19.11.15
23
Птицы и звери.
1
Комбинированный.
Актуализировать знания о редких и исчезающих животных.
24.11.15
24
Охрана
животных.
1
Урок обобщения и систематизации
Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе.
С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России.
26.11.15
25
В царстве
грибов.
1
Комбинированный.
Характеризовать строение шляпочных грибов
Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы»
01.12.15
26
Великий
круговорот жизни.
1
Урок обобщения и систематизации.
Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.
Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.
03.12.15
27
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа
1
Характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители.
Моделировать круговорот веществ в природе.
08.12.15
Мы и наше здоровье (8 ч)
28
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Организм
человека.
1
Урок применения предметных умений.
Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма.
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
Называть и показывать на модели органы человека.
Регулятивные:
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; Познавательные: -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.Коммуникативные-оперировать в речи предметным языком - правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия. - полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
10.12.15
29
Как мы воспринимаем окружающий мир
1
Урок применения предметных умений.
Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.
Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа
15.12.15
30
Надежная защита организма. Опора тела
и движение
1
Урок применения предметных умений.
Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи.Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма.
Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Рассказывать о роли опорно- двигательной системы в организме человека
17.12.15
31
Опора тела и движение
1
Комбинированный
Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма.
22.12.15
32
Наше питание
1
Урок обобщения и систематизации
Определять наличие питательных веществ в продуктах питания.
Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система».
24.12.15
33
3-я четверть
О дыхании,
о движении
крови
1
Урок применения предметных умений.
Актуализировать знания о лёгких и сердце.
Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе
34
Умей предупреждать болезни.
1
Урок применения предметных умений.
Характеризовать и формулировать факторы закаливания.
Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания.
35
Закаляй свой организм
Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье».
1
Урок применения предметных умений.
Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.
Наша безопасность (10 ч)
36-37
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.
Огонь, вода
и газ.
2
Урок первичного предъявления новых знаний
Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа.
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
Регулятивные: -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
Познавательные: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; Коммуникативные-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения
38
Чтобы путь был счастливым
1
Урок применения предметных умений.
Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения.
39-40
Дорожные
знаки
2
Урок применения предметных умений.
Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам
Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
41
Опасные места
1
Урок применения предметных умений.
Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах.
Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.
42
О молниях, змеях, собаках и прочем
1
Урок первичного предъявления новых знаний
43-
44
Экологическая безопасность.
Экологическая безопасность.
Проверочная работа: «Наша безопасность».
2
Урок обобщения и систематизации.
Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения.
Называть правила экологической безопасности.
Чему учит экономика (15 ч)
45
Работа над ошибками.
Для чего нужна экономика?
1
Урок обобщения и систематизации.
Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики.
Регулятивные:
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
Познавательные:
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах.
46
Природные богатства и труд людей - основа экономики.
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану.
Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.
47-48
Полезные ископаемые
2
Урок первичного предъявления новых знаний.
Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые.
49
Растение-
водство
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях
Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство».
50
Животно-
водство
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов.
Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных
51-52
Какая бывает промышленность?
Экономика родного края.
2
Урок первичного предъявления новых знаний.
Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров
Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».
53
4-я четверть
Что такое
деньги?
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа)
Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.
54
Государственный бюджет
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.
55-56
Семейный
бюджет
2
Комбинированный.
Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы
57-58
Экономика
и экология
2
Урок первичного предъявления новых знаний
Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду.
Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз».
59
Обобщение.
Чему учит
экономика
1
Урок обобщения и систематизации.
Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.
Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.
Путешествие по городам и странам (10 ч)
60-61
Золотое кольцо России
2
Урок первичного предъявления новых знаний.
Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.
-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям
Регулятивные:
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; Познавательные: -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы)
Коммуникативные-оперировать в речи предметным языком - правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия.
62
Наши ближайшие соседи
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Показывать на карте России её границы и пограничные государства
Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы
63
Итоговая контрольная работа. Тест.
1
Урок обобщения и систематизации.
Выполнять задания; проверять свои знания.
Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.
64
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Наши ближайшие соседи.
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Работа над ошибками
Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.
65
Что такое
Бенилюкс?*
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Изучить материал о странах Бенилюкса
Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям
66
На севере
Европы
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Соотносить государства и их флаги.
Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы
67
В центре
Европы Путешествие по Франции
и Велико-
британии
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы.
Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны Центра Европы, их столицы.
68
На юге Европы
1
Урок первичного предъявления новых знаний.
Изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы
Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности