Роль и место НРК в свете ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль и место национально - регионального компонента в свете федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Шаова Фатима Ильясовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6, а.Хатажукай

Шовгеновского района Я работаю в Хатажукаевской средней общеобразовательной школе № 6 имени Ахмеда Хаткова учителем начальных классов. Так как наша школа национальная, основой воспитания обучающихся является адыгэ хабзэ - адыгагъэ. Адыгэ хабзэ - это совокупность лучших нравственных качеств, норм общения в обществе, в семье и в быту: принцип гостеприимства, принцип почитания женщин, уважения старших и другие. Уважение старших у адыгов проявляется в такой национальной традиции, когда младший, приветствуя старших, обязательно встает, уступая свое место, и не садится до тех пор, пока старший не сядет и не разрешит ему сесть. Уверена, что сохранение культурной среды созданной предками играет большую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. В школе более 15 лет работают такие кружки, как «Золотое шитье» (дети учатся исконному адыгейскому искусству вышивания золотыми нитями), «Народные промыслы», «Басонное плетение», «Национальный орнамент», кружок национального танца «Лезгинка». В школе работает «Хьак1эщ» - «Гостиная». В каждой адыгейской семье местом воспитания молодежи являлся Хьак1эщ - специальное помещение для гостей. В них собирались старшие, которые обсуждали проблемы, волнующие народ, рассказывали легенды о нартах, сказки о мужественных людях. В наш школьный Хьак1эщ мы приглашаем почетных гостей нашей школы: членов Совета ветеранов, писателей, знаменитых спортсменов, старейшин аула. Здесь проводятся такие обрядовые мероприятия, как «Лъэтегъэуцу»-праздник первого шага, «К1ащ»-обряд врачевания больного, «Встреча весны», «Адыгэ джэгу», уроки этнокультуры. Традиционным стало участие наших учащихся в проектно-исследовательской деятельности по темам «Моя родословная», «История моего аула», «Моя семейная реликвия». С нового учебного года начнут работать еще 2 новых кружка: «Конструирование одежды с использованием национальных элементов», «Культура и быт адыгов». Работа, которую проводим мы, педагоги, в школе помогает детям восстановить и сохранить лучшее, что накопилось у адыгейского народа, воспитывать у учащихся чувство ответственности и сопричастности к сохранению национальных традиций. Я хочу процитировать слова академика Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране, к ее истории , ее прошлому и настоящему». В учебный план нашей школы включены такие учебные предметы, как адыгейский язык, адыгейская литература, история Адыгеи. Эти предметы обеспечивают достижение одной из важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям. Учителями школы разработан учебно-методический комплект по детскому фольклору для учащихся 1 ступени обучения, а также программа факультативного курса «Формирование ученика как субъекта возрождения адыгейской национальной культуры» для учащихся старших ступеней обучения. Мы открыты для общения. Опыт работы нашего коллектива представлен на сайте школы, обобщен Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации. В течение двух лет школа является республиканской экспериментальной площадкой по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Новый стандарт позволит обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации и учесть этнокультурные интересы обучающихся. В соответствии с новыми стандартами школа разработала свою основную образовательную программу. В своей программе мы отразили образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, среди которых особое место занимают региональные, национальные и этнокультурные особенности. В новом законопроекте закреплено право школы самостоятельно разрабатывать на основе федеральных государственных образовательных стандартов образовательные программы. Теперь школа может претендовать на то, чтобы разработанная ею программа стала примерной для других образовательных учреждений не только своего региона, но и других, и даже для адыгов, живущих в других странах. Важно, что законодательно закрепляется требование к тому, чтобы примерные образовательные программы проходили экспертизу и включались в реестр примерных основных образовательных программ. И, что особенно важно, указано, что данный реестр является общедоступным государственным информационным ресурсом. Уважаемые участники совещания! Мы живем в такое время, когда нет общеидиологических установок, на которых можно было бы воспитывать подрастающее поколение, и, на мой взгляд, этнокомпонент в образовании является одной из актуальных составляющих в национальной политике не только нашей республики, но и всей Российской Федерации.


2

© 2010-2022