- Преподавателю
- Начальные классы
- Опыт работы по формированию здорового образа жизни и развития физических способностей учащихся
Опыт работы по формированию здорового образа жизни и развития физических способностей учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Гордон Н.Р. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование ключевых компетентностей младшего школьника
Здоровье сберегающая компетентность
Прежде чем сделать ребенка умным,
сделай его здоровым и крепким…
Жан-Жак Руссо
Ожидание общества от школы, провозглашенные в Национальной направленности развития образования, направленные на переход системы образования на новый тип гуманистически-инновационного образования, обеспечение ее конкурентоспособности в европейском и мировом образовательном пространстве, формирование поколения молодежи, защищенного и мобильного на рынке работы, способного осуществлять личностный духовно-мировоззренческий выбор, учиться в течение жизни, вооруженного необходимыми знаниями, привычками и компетентностями для интеграции в общество на разных уровнях. Нормативные документы, которые определяют основные положения формирования содержания образования, делают ударение преимущественно на знаниях, умениях и привычках, которые должными быть результатами обучения в средней школе. Но этого недостаточно. Компетентностно ориентированный подход к формированию содержания образования стал новым концептуальным ориентиром для школ. Само обретение жизненно важных компетентностей считают, что во многих развитых образовательных системах может дать ребенку возможности ориентироваться в современном обществе, информационному пространстве, рынке работы, дальнейшем получении образования. Необходимость поддержки здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят от 6 до 17 лет. Это период жизни человека, когда спорят основные физические и психологические характеристики личности. Здоровье - это первая и самая важная потребность человека, который определяет способность ее к работе и обеспечивает гармоническое развитие личности. Оно является важной предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье - это залог физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Поэтому актуальным есть превентивное, или профилактическое, обучение - объединение овладения детьми знаниями из формирования здоровых установок и привычек ответственного поведения относительно здоровья. Превентивное обучение предусматривает формирование положительного образа «Я» ребенка, привычек принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давки средств массовой информации и ровесников и некоторых привычек личностной и социальной компетентности. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый учащийся должен получить во время обучения знания, которые понадобятся ему в будущей жизни. Поэтому свою деятельность я направляю на развитие условий внедрения технологии здоровосберегающей педагогике. Это стало одной из руководящих идей моей работы, которая охватывает работу на уроке, внеклассную работу, самообразование учеников и привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
Здоровьесберегающая компетентность Под понятием здоровьесберегающей компетентности следует понимать характеристики свойств ученика, направленные на сохранение физического, социального, психического и духовного здоровья - своего и окружение. Жизненные компетентности, которые содействуют здоровому образу жизни Жизненные привычки, которые содействуют физическому здоровью Привычки рационального питания:
- соблюдение режима питания;
- умение составлять пищевой рацион, учитывая реальные возможности и пользу для здоровья;
- умение определять и сохранять высокое качество пищевых продуктов.
- выполнение утренней зарядки;
- регулярные занятия физичкою культурой, спортом, двигательными играми, физической работой.
- привычки личной гигиены;
- умение выполнять гигиеничные процедуры (уход за кожей, зубами, волосами и т.п.).
- умение дежурить умственную и физическую активности;
- умение находить время для регулярного питания и полноценного отдыха.
- умение слушать;
- умение четко высказывать свои мысли;
- умения открыты выражать свои чувства, без тревоги и обвинений:
- владение невербальным языком (жесты, мимика, интонация и т.п.);
- адекватная реакция на критике;
- умение просить об услуге или помощи.
- умение понимать чувство, нужды и проблемы других людей;
- умение высказать это понимание; умение учитывать чувство других людей;
- умение помогать и поддерживать.
- умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов; умение решать конфликты взглядов на основе толерантности:
- умение решать конфликты интересов с помощью конструктивных переговоров.
- привычки уверенной (адекватной) поведения, в частности и предостерегающих действий относительно ВИЧ - СПИДа;
- умение различать проявления дискриминации, в частности относительно людей с особыми нуждами, ВИЛ инфицированных и больных на СПИД;
- умение отстаивать свою позицию и отказываться от нежелательных предложений, в частности и связанных с привлечением к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ;
- умение избегать опасных ситуаций и действовать при угрозе насилия.
- умение быть "членом команды";
- умение признавать взнос других в общую работу;
- умение адекватно оценивать свои способности и свой взнос в общую деятельность.
- умение осознавать собственную уникальность;
- положительное отношение к себе, других людей, к жизненным перспективам;
- адекватная самооценка: умение реально оценивать свои способности и возможности, а также адекватно воспринимать оценки других людей.
- умение определять суп, проблемы и причины ее возникновения;
- способность сформулировать несколько варианте» решение проблемы;
- умение предусматривать следствия каждого с вариантами ее для себя и других людей;
- умение оценивать реальность каждого варианта, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства;
- способность выбирать оптимальные решения.
- умение определять жизненные цели, руководствуясь своими нуждами, наклонами, способностями;
- умение планировать свою деятельность, учитывая анализ возможностей и обстоятельств;
- умение определять приоритеты и рационально использовать время.
- умение правильно выражать свои чувства;
- умение контролировать проявления гнева;
- умение одолевать тревогу;
- умение переживать неудачи;
- умение рационально планировать время.
- вера в то, что ты является хозяином своей жизни;
- установка на успех;
- умение сосредоточиваться на достижении цели;
- развитие настойчивости и трудолюбия.
- Психодиагностика детей (наблюдение за поведением детей в процессе обучения, игры, общение, анкетирование, тестирование).
- Изучение межличностных отношений в группе, классе с помощью социометрической методики.
- Психологическая разгрузка «Мое настроение».
- Коррекционно-развивающая работа с использованием психогимнастики,
арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии.
«Духовная составляющая здоровья детей» Цель программы: восхождение к духовной гармонии учеников и воспитанников НВК; внедрение идей гуманной педагогики в учебно-воспитательный процесс; создание условий для развития и раскрытия духовного творческого потенциала каждого ребенка; Формирование потребности ребенка к самосовершенствованию; пробуждение интереса и мотивации, социальной компетентности и самоуважения; Содержание, меры: 1. Лаборатория гуманной педагогики «НВК - территория любви и
добрая».
- Сундучок добрых дел.
- Духовно-моральное возрождение «Уроки мудрости».
- Курс «Христианская этика».
- Интерактивные виды работы на уроках и занятиях.
- Морально-этические беседы ( игры о путешествии, игры по методике телефонного разговора).
- Доска настроения «Счастье - когда тебя понимают».
- Общая работа с благотворительным фондом «Витязь».
- Развлечения « Жемчужины из бабушкиного сундука» (народоведение).
- Музыкально-театральная деятельность «Школьники - дошкольникам».
- Работа кружков «Рукодельница», «Бисероплетение», «Оригами».
- Выставки детских работ «Цветной мир».
- Музей комнатных растений
«Социальная составляющая здоровья детей» Цель программы: социально-педагогическое сопровождение воспитанников с целью социальной адаптации; укрепление взаимосвязи «семья - детский сад и начальная школа»; обеспечение социальной защиты воспитанников НВК. Содержание, меры:
- Создание в НВК банка данных детей за социальным статусом.
- Общая работа с семьей:
- Проект «История моей семьи в истории моего края»: составление генеалогических деревьев, мини-произведения, написание рефератов, выставки семейных работ воспитанников.
- Общие семейно-групповые праздники: клуб « Семейных встреч», семейный брей-ринг «Счастливый случай», общие спортивные развлечения.
- выставки детских работ, рисунков, плакатов;
- конкурсы, викторины, тренинги.
Мои ценности Тема Положительный образ Я. Цель урока • Содействовать осознанию учениками собственных ценностей. Задача урока
- Помочь ученикам определить и назвать собственные ценности.
- Дать возможность узнать о ценностях одноклассников.
- Помочь ученикам выделить свои главные ценности.
- Показать, что главные ценности у разных людей могут совпадать.
- Неповторимость каждого ученика и, вместе с тем, его принадлежность к многовековой культуре нашего народа (уроки для 1 класса).
- Разнообразие вкусов, увлечений и здоровых занятий учеников класса (уроки для 2 класса).
- Необходимость рефлексии собственных качеств и формирование реалистической самооценки (уроки для 3 класса).
- Начните урок из того, что ученики, каждый поочередно, завершат незаконченное предложение. Примеры незаконченных предложений: Когда я проснулся сегодня, я...; Сегодня светит солнце и я...;Я горжусь тем, что...; Моя любимая телевизионная программа - это..., потому что...; Я здоровая, потому что я... и т.д. Поблагодарите каждого ученика, сказав «спасибо», но не оценивайте их высказываний (хорошо, молодец и т.п.).
- Сообщите детей, которые на уроке каждый будет иметь возможность определить, что для него важное, что имеет для него большое значение, и узнать, что ценное для одноклассников.
- Прочитайте определение понятия «ценность» со словаря.
- Предложите детям индивидуально выполнить задачу 1 в рабочей тетради
- Попросите каждого ученика сказать, что сейчас для него есть самым важным или, что он более всего ценит. Поблагодарите каждый. Запишите все перечисленные детьми ценности, в том числе повторяемые, на доске.
- Опираясь на записи на доске, скажите (1) о разнообразии ценностей учеников класса и (2) о наличии ценностей, которые важные для большинства (или всех) одноклассников. Скажите, что среди множества ценностей есть такие, которые имеют самое большое значение для жизни учеников, например: родители, здоровье, природа, свежий воздух.
- Предложите детям выполнить задачу 2. Для этого последовательно давайте детям такие инструкции:
- Объедините детей в группы по 4-5 лиц. Предложите им сравнить и обсудить ценности, которые остались у каждого в корзине до конца путешествия. Дайте на это несколько минут.
- Спросите учеников:
- С какими ценностями вам было легко расстаться? Почему?
- 3 какими ценностями расставаться было тяжело? Почему?
- Какие ценности оказались для вас главнейшими? Почему?
- Совпали ли главнейшие ценности у учеников вашей группы?
- Пусть ученики выполнят задачи 3 в рабочей тетради. Выслушайте желающих поделиться с классом своими ответами. Поблагодарите все детей и похвалите их.
- У каждого человека есть много ценностей.
- У разных людей ценности могут быть разные
- Есть главные ценности, которые совпадают во многих людей.