Рабочая программа внеурочной деятельности Край в котором я живу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




.





Рабочая программа внеурочной деятельности




Край, в котором я живу






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа факультативного курса "Край, в котором я живу" разработана в соответствии с требованиями развивающей программы , главной задачей которой является представить воспитанникам целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Программа рассчитана на 1 год Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы воспитанники стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу - значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Цель и задачи курса. Цель - расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания воспитанников о природе. Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.



Прогнозируемые результаты. Знания и умения участников кружка в конце 1-го года обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе воспитанников;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.


Основные принципы содержания программы:

  • принцип доступности (отбор материала доступного для возрастного восприятия);
  • принцип наглядности (обеспечение иллюстративности, возможности визуального восприятия преподаваемого материала);
  • принцип личностной ориентации (расширение личной заинтересованности в рассматриваемом материале);
  • принцип системности и целостности (сохранение единой цели и связности в отдельных блоках программы);
  • принцип экологического гуманизма (воспитание и укрепление бережного отношения к окружающей среде);
  • принцип краеведческий (воспитание любви к истории родного края);
  • принцип практической направленности (возможность использования полученных знаний в изучении истории семьи, села, района, области при составлении отчетной итоговой работы).

Учебно-тематический план.


Перечень тем

Количество часов

всего

теория

практ

1

Введение

1

2

Моя семья

17

15

2

3

Моя школа

7

6

1

4

Моё село

16

9

7

5

Мой район. Достопримечательности района

31

19

12


Итого часов:

72

50

22







































СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Всего

Теория

Практика

Теория

Практика

Форма

занятия

Используемые приёмы и методы, дидактическое и техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.Введение

1

1

Зачем изучать историю своей семьи, школы, села. Как увидеть мир вокруг нас, найти своё место в мире

Рисунки на тему «Моя семья»

Организационное занятие

Рассказ педагога

Ответы на вопросы педагога

2. Моя семья 17 (15/2)

1-2. Что такое семья?

2

1

1

Понятие семьи. Как мы представляем семью.

Организация выставки фотографий на тему «Моя семья»

Беседа

Беседа

Просмотр представленных фотографий

3-4. Кто я? Где живу?

2

1

1

Рассказ каждого о себе. Своё мнение об окружающей природе и людях села.

Рисунок «Мой дом»

Дискуссия

рассказ, беседа, рисунок

Экскурсия по селу

5 «Дорожите именем своим»

1

1

Что обозначают наши имена? Тайна имён. Почему нам доли такое имя?

Поиск значения своего имени

беседа

рассказ, наблюдение, игра.

Пополнение знаний с помощью сети Интернет

Получение значения своего имени

6. Моя фамилия

1

1

Как появились на Руси фамилии. История моей семьи, моей фамилии.

Фотографии моей семьи

беседа

Лекция, исследования собственных фамилий с помощью сети Интернет

Получение значения своей фамилии

7. Лента времени моей жизни

1

1

Рассказ о взрослении и интересных историях раннего детства.

Рисунки « Когда я был маленький»

беседа

Рассказ, беседа, рисунки.

Выставка рисунков

8. Мой папа. Моё отчество.

1

1

Рассказ о моём папе, детство, учеба, любимое занятие.

Фотографии, рисунки

беседа

Рисунки, рассказ.

Просмотр представленных фотографий

9. Моя мама

1

1

Рассказ о моей маме : детство,

учеба, любимое занятие.

Фотографии, рисунки.

беседа

Рассказ, рисунки

Просмотр представленных фотографий

10-11. Я - сын, я - дочь. Каков я?

2

1

1

Рассказ о различных профессиях, интересующих детей.

Подготовка и показ детской презентации о профессиях

Круглый стол, обмен мнениями

Рассказ, рисунки, иллюстрации журнальные и компьютерные.

показ детской презентации о профессиях

12-13. Профессии моих родителей

2

1

1

Встреча с родителями и их рассказы о производстве, на котором они работают

Просмотр фотографий и рисунков детей.

Экскурсия

Экскурсии на почту, магазин, медпункт, детский сад.

Ответы на вопросы педагога

14-15. Моя бабушка, мой дедушка.

2

1

1

Рассказ о бабушках и дедушках, их молодости и зрелости и их любви к внукам.

Встреча с дедушками и бабушками на чаепитии, просмотр фотографий.

Беседа

Беседа за круглым столом.

Ответы на вопросы педагога

16. Моя родословная

1

1

Знакомство с понятием «Родословная»

Оформление альбомов о своей семье

Практическое

занятие

Самостоятельное составление альбома

Конкурс альбомов

17. Итоговое занятие по теме

1

1

Конкурс рисунков по теме « Моя семья» -

Мини-выставка детских рисунков

3. Тема: «Моя школа» 7(6/1)


1.Что такое школа? Вводное занятие.

1

1

Значение школы в жизни человека. Как раньше учились в школе, чему учат в школе.

Осмотр кабинетов

Экскурсия

рассказ, беседа.

Ответы на вопросы педагога

2. Моя школа.

1

1

Рассказ об истории создания школы в селе Лыченцы.

Знакомство с историческим материалом о школе

Рассказ, Экскурсия

Рассказ, просмотр фотографий.

Ответы на вопросы педагога

3. Дом, в котором я учусь.

1

1

Нашей школе 40 лет! Рассказ о строительстве школы, о её директоре.

Экскурсия по школе, школьному двору и прилегающей территории

Рассказ, Экскурсия

Рассказ, Беседа со старыми учителями, просмотр фотографий.

Ответы на вопросы педагога

4-5.. Традиции школы. Законы и заповеди.

2

1

1

Рассказ об учениках прошлых лет, традициях, законах и заповедях.

Встреча с учениками прошлых лет, просмотр архивных материалов, видеофильмов.

Рассказ, Экскурсия

Беседа, рассказы, круглый стол. Просмотр фотографий и видеофильма.

Мини-выставка рисунков детей

6. Я - ученик моей школы.

1

1

Рассказ о правилах поведения в классе. Отношения с ребятами в классе.

Ролевая игра.

Ролевая игра.

Беседа, ролевая игра.

Ответы на вопросы педагога

7. Конкурс рисунков «Моя школа»

1

1

-

Оформление выставки

Практическое занятие

Выполнение рисунков

Проведение выставки

4. Тема: «Моё село …» 16 (9/7).

1.Вводное занятие

1

1

Рассказ о современном селе, об объектах на территории села: школа, детский сад, пилорама, магазин и др.

Экскурсия по селу.

Экскурсия по селу.

Рассказ, беседа, экскурсия.

Рассказ ребят об истории села

2-4. История моего села.

3

1

2

Исторические сведения о первых хозяевах земель, род занятий, как обустраивалось село.

Изучение архивных материалов о селе и его жителях

Экскурсия по селу с целью изучения деревянного зодчества и беседы с хозяевами домов .

Рассказ, беседа, изучение архивного материала по истории села, фотографии домов.

Рассказ ребят об истории села

5.Фотовикторина «Где эта улица, где этот дом?»

1

1

6. Профессии людей в селе

1

1

Встреча с представителями различных профессий: рассказ о профессиях и призвании.

Рисунки

рассказ, беседа,

Круглый стол, рассказ, беседа, чаепитие.

Обмен полученными знаниями

7. Мой любимый уголок села

1

1

Рассказы ребят о любимых местах прогулок и игр.

Прогулка по любимым местам на селе и в лесу.

Прогулка по любимым местам на селе и в лесу.

Рассказы, прогулка по лесу

Обмен полученными знаниями

8. В гости к старожилам.

1

1

Встреча с представителями старшего поколения, рассказы о событиях давно минувших лет.

Фотографии со старожилами

Экскурсия.

Рассказы, вопросы, рассматривание старинной домашней утвари, рецепты готовки в русской печке.

Обмен полученными знаниями

9-10. Памятные места моего села.

2

1

1

Рассказ о памятниках на территории села, история строительства и восстановления церкви.

Осмотр памятных мест, осмотр храма.

Экскурсия

Рассказ, ответы на вопросы, экскурсия.

Ответы на вопросы педагога

11. Мои известные земляки

1

1

.Рассказ об учениках школы, достигших известности, людях, руководивших колхозом «Трудовик».

Встреча с бывшим директором школы, генерал- майором, председателем колхоза «Трудовик».

рассказ, беседа,

Рассказ, беседа, просмотр фотографий.

Ответы на вопросы педагога

12. Посещение сельской библиотеки.

1

1

Рассказ заведующей библиотеки о книжном фонде.

Посещение сельской библиотеки.

Экскурсия

Рассказ, просмотр книг

Рассказ о любимых книгах

13. Конкурс рисунков и фотографий «Моё село родное»

1

1

Организация конкурса, рассказы участников о своих работах

Оформление работ

рассказ, беседа,

Рассказ, рассматривание фотографий, рисунков

Проведение конкурса рисунков и фотографий «Моё село родное»

14-15. Ветераны войны в моем селе.

2

1

1

Рассказ о земляках, погибших на полях сражений. Посещение ветерана войны

Посещение памятников павшим, возложение цветов.

рассказ, беседа,

Мини-доклады кружковцев. Экскурсия.

Представление мини-докладов кружковцев.

16. Конкурс знатоков «Знай и люби свою Малую Родину»

1

1

-

Подбор материала для викторины.

Викторина.

Проведение викторины

Подведение итогов викторины

5. Тема: «Мой район. Легенды и сказания, заповедные места, исторические особенности нашего края» 31 (19/12).

1-2. Переславский район. Вводное занятие

2

1

1

Географическое положение Переславского района. Экономическое положение района. Предприятия на территории района

Работа с картой Переславского района.

рассказ, беседа, работа с картой

Рассказ, беседа, просмотр фото и видео материалов о районе.

Ответы на вопросы педагога

3. История создания района.

1

1

Рассказ об юбилее образования Переславского района Ярославской области.

Рисунок герба Переславского района, викторина «Найди фотографии родного города»

Лекция

Рассказ, беседа. Викторина, рисунки.

Ответы на вопросы педагога

4-5. Заповедные места: озеро Плещеево

2

1

1

Рассказ о природных особенностях озера, исторические события, связанные с озером

Посещение музея « Ботик Петра Первого»

Экскурсия

Рассказ, просмотр видеоматериалов.

Ответы на вопросы педагога

6-7. Легенды: Синий камень

2

2

Рассказы о Синем камне. Чтение книги А. Бараева «Лунный камень»

Просмотр видеоматериалов

рассказ, беседа,

Рассказ педагога Чтение сказки.

Конкурс рисунков по легенде о Синем камне

8-9. Музеи района и города.

2

1

1

Рассказ о музеях: краеведческом, Усадьба Смоленское, музей чайников, музей паровозов.

Посещение Краеведческого музея

Просмотр видеоматериалов с помощью сети Интернет

Рассказ педагога с использованием туристического путеводителя, экскурсия.

Обмен полученными впечатлениями

10. Этот таинственный край берендеев.

1

1

Это путешествие в прошлое, рассказ о Берендеевом царстве - древнейшей земле Ярославля.

Чтение легенд

рассказ, беседа,

Работа с компьютером - подбор материала для иллюстраций рассказа.

Конкурс рисунков

11-12. Легенды, предания, сказы в краю берендеев

2

2

Чтение литературного материала по теме

Просмотр компьютерных материалов, иллюстрирующих древние сказания

рассказ, беседа,

Чтение, рассказы, рисунки к сказкам и преданиям

Рисунки детей

13-15. Царь Берендей и Берендеево царство в творчестве русских литераторов и художников.

3

2

1

Рассказ о драматурге А.Н. Островском , художнике В.М.Васнецове, поэте В.А. Жуковском

Просмотр к\ф «Снегурочка», просмотр картин В.М.Васнецова

рассказ, беседа,

«Большая энциклопедия начальной школы». Компьютерные материалы.

Сочинения детей

16-17. Писатель М.М. Пришвин о природе Переславского края.

2

1

1

Рассказ о писателе М.М. Пришвине и чтение его рассказов.

Чтение отрывков из произведения «Кладовая солнца»

рассказ, беседа,

Рассказ, беседа, иллюстрации к произведениям М.М. Пришвина.

Рисунки детей

18-19. Растения родного края. Экскурсия в природу.

2

1

1

Наблюдения в живой природе за растениями родного края. Знакомство с местной флорой.

Особенности растений

Зарисовки растений

Экскурсия в природу

Рассказ педагога, демонстрация растений, блокноты для зарисовок, карандаши.

Составление гербария

20-21. Зеленый мир вокруг нас. Викторина.

2

1

1

Значение растений, растения из Красной книги

игры: «Узнай растение по силуэту», «Кто назовёт больше растений?» и др.

Викторина

Конкурс знатоков

Беседа, иллюстрации с редкими видами растений, игры, раздаточный материал для игр

Подведение итогов викторины

22. Посещение Краеведческого музея, отдела природы

1

1

Занятие-экскурсия

23-24. Обитатели вод, рыбы, обитающие в реках и озёрах Переславского края

2

1

1

Рассказ об обитателях рек и озёр нашего района

игра-викторина « Что за рыбку мы поймали?»

рассказ, беседа,

Беседа, рассказ, викторина. Иллюстрации различных пород рыб и других обитателей вод.

Подведение итогов викторины

25-26. Обитатели воздушного пространства. Птицы нашего края.

2

1

1

Рассказ о птицах нашего края и других обитателях воздушного пространства.

Игра -викторина о птицах нашего края.

Конкурс знатоков

Познавательная информация педагога, мини-рассказы детей о необычных повадках птиц

Подведение итогов викторины

27-28. Наблюдения за птицами, охрана птиц.

2

1

1

Интересные факты из жизни птиц, что мы должны сделать для охраны птиц, наша помощь

Творческий конкурс сочинений: «Если бы птицы исчезли».

Изготовление кормушек, поилок, скворечников.

Рассказы детей, фотовыставка, конкурс-игра,

Подведение итогов конкурса сочинений

29-30. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего района

2

1

1

Рассказ о животных нашего края, о среде их обитания. Вред, наносимый житному миру загрязнением лесов

Конкурс рисунка

рассказ, беседа,

Рассказ, просмотр видеофрагмента, бумага, карандаши.

Мини-конкурс детских рисунков

31. Заключительное занятие по теме «Мой район. Природа родного края»

1

1

Что мы узнали о себе, о своем селе, о своём крае? Мы, конечно, любим свою малую родину и хотим знать о ней больше

Кроссворд: «Мой любимый край»

рассказ, беседа,

Рассказ - познавательная информация педагога, игра.

Выставка поделок, рисунков, фотографий








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1 блок МОЯ СЕМЬЯ Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины. Основные методы организации воспитательного про­цесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются педагогом и затем воспроизводятся воспитанниками. Им соответствуют такие приемы, как рассказ педагога, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Одним из видов деятельности воспитанников также является поисково-исследовательский. Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы участники кружка постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д. Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями воспитанников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

2 блок МОЯ ШКОЛА Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»; Основные методы организации воспитательного про­цесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ педагога, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность воспитанников.



3 блок МОЁ СЕЛО Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций;
Основные методы организации воспитательного про­цесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.

4 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края;
Основные методы организации воспитательного про­цесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ педагога, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности воспитанников становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.





Требования к уровню подготовки детей.

По окончанию работы по данному курсу дети должны:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе воспитанников;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе;

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Список литературы.

  1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987,

  3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1990.

  4. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
    Российская энциклопедия», 1994.

  5. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
    свою родину - Начальная школа, № 5,

  6. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.

  7. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.

  8. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. М., Просвещение, 1988.

  9. Гришина Я.З., Рязанова Л.А. Воспоминание о Михаиле Пришвине, сборник. М., Советский писатель, 1991.

  10. Переславский муниципальный район, туристический путеводитель. ДиММ, 2011.

  11. Бараев А.В. Лунный камень. Национальный парк «Плещеево озеро». Г. Переславль-Залесский, 2006.

  12. Финошина А.П. загадочна и таинственна страна берендеев. М., Наука, 2010.

© 2010-2022