Проект «Мой Калининск»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Проект «Мой Калининск»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Калининска Саратовской области»

2014г.

Тема проекта

«Обучение в сотрудничестве Моя Родина - Калининск»

Учитель начальных классов

Воронина Эльвира Ильясовна



Содержание

  1. Тема проекта

  2. Дидактическая цель

  3. Задачи

  4. Гипотеза

  5. Тип и вид проекта

  6. Этапы проекта (перечень)

  7. Выбор и обоснование проекта

  8. Организация деятельности

  9. Маршрутный лист проекта

  10. Творческие группы

  11. Осуществление деятельности. Исследование

  12. Защита проектных работ

  13. Методы и приемы работы, освоенные учащимися в работе над проектом

  14. Первые этапы обучения младших школьников в сотрудничестве

  15. Приложение: диагностические исследования

1.Тема учебного проекта

Обучение в сотрудничестве. Моя Родина - Калининск.

2.Дидактическая цель учебного проекта

Цель: создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности; формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.

Компетентности, формируемые учебным проектом

  • Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

  • Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

  • Предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

  • Информационная компетентность - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

  • Автономизационная компетентность - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

3.Методические задачи учебного проекта

  • Формирование интереса к истории своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;

  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;

  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

  • Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

  • Объединение усилий учителя и учащихся, для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

  • Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.



4.Гипотеза. Педагогика сотрудничества вся направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Формирование социального опыта через проектную деятельность является одним из путей такого сотрудничества. Цель первого года обучения - создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности.

5.Тип проекта: творческий

Вид проекта: долгосрочный

Предметные области

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Возраст участников: 7-8 лет,1 класс.

Уровень владения учениками проектной технологией начальный (ученики выполняли подобную работу первый раз)

6.Этапы работы (перечень)

Этап 1. Погружение в проект.

Этап 2. Планирование деятельности.

Этап 3. Реализация плана.

Этап 4. Оформление проектной работы.

Этап 5. Презентация результатов.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Рефлексия.

Реальность реализации и практическая ценность проекта Продукт проекта: классный альбом, который находится в кабинете для использования всех желающих (обучающихся и учителей).

7.Выбор и обоснование проекта:

Основополагающий вопрос:

-Знакомо ли вам слово Баланда?

Предполагала, что всем ученикам знакомо название реки Баланда, которая протекает в нашей местности. А знает ли кто-то, первоначальное навание нашего города? Оказалось, лишь часть детей знают название реки. Остальные называют просто речкой. Для одного ученика Баланда - это дом, так как: ,, Каждую субботу приезжает бабушка из деревни к нам в Баланду с вкусными гостинцами". Другой ученик говорит, что это каша из топора, как в сказке. ,,Нет! Это настоящий суп"- утверждает третий.

Проблемные вопросы.

1.Почему говорят: "Где родился, там и пригодился?" 2.Что это значит - любить свой город? 3.Каким ты видишь свой город завтра? 4.Почему мой город самый лучший?

Учебные вопросы.

1.Какие легенды о городе существуют? 2.Как меняется город? 3.Имена каких великих людей прославили город?

Постановка проблемы. После бесед о родном городе, экскурсий по городу, в музей выбрали тему своего проекта, близкую для понимания ,,Моя Родина - Калининск". Для обозначения актуальности и значимости предложенного проекта на классном часе детям было предложено и принято единогласное решение о старте проекта ,,Моя родина - Калининск." Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал интересную для себя тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводилась в течение длительного времени. Ребята набирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое.

Краткое описание выполненного проекта

Каждый гражданин своей Родины должен знать о ней самые основные сведения, поэтому было решено собрать необходимый материал, чтобы использовать его для уроков литературного чтения, окружающего мира, в подготовке к внеклассным занятиям, посвящённым нашей Родине и создать классный альбом ,,Моя родина - Калининск ".

8.Организация деятельности.

1. Беседа об истории города. Класс делится на группы, каждой из которых руководит учитель. Библиотекари и родители помогают учащимся.

Механизм управления проектом

Учитель (управленец)

Создание команды единомышленников, координация взаимодействия. Помощь в организации проектной деятельности

Учащиеся 1д клаcса.

Задача: активные участники проектной деятельности.

Родители.

Задача: помощь советом, информацией, проявление заинтересованности

Библиотекарь. Задача: помощь в подборе списка литературы, совет дополнить, или снять какие-то источники.

Этап 1. Погружение в проект.

Цель этапа - подготовка обучающихся к работе над проектом.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для работы.

На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своего проекта. Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего проекта, определяют свои потребности, распределяются по группам .

Результат

Классный час (30 минут) - беседа о Родине, ,,мозговая атака", выход на проблему - недостаточность знаний, как можно решить проблему - выбор темы проектной работы; определение цели и задач проекта, создание групп обучающихся для работы над проектом.

9.Маршрутный лист проекта.

Проблема: Знакомо ли вам слово Баланда?



Тема ,,Моя родина - Калининск" "Калининск."

Цель: создание творческих работ, альбома

Задачи

Реализация плана

Оформление проекта

Планирование деятельности


Погружение в проект

Презентация, защита

Оценка результатов

Выводы

Обозначение новых проблем для дальнейшей работы: ,,А почему Калининск?"

.

10.Выдвижение первоначальных идей, планирование проектной деятельности: в результате обсуждения возникли следующие творческие группы:

Тема

Творческая группа

Что выполнено

Как образовался город Калининск.

Айдинова Алина

Ковылина Настя

Лысенко Дима

Сообщение.

Символы Калининска

Алапаев Адам

Кучменко Катя

Рогов Гриша

Сообщение.

Главная улица города.

Сафонова Лена

Храпугина Ира

Черников Максим

Фотографии старого города.

Фантазёры

Васильев Артём

Довыденкова Аня

Тверскова Настя

Поделки

рисунки

Музей.

Антохин Вова

Ильичёв Саша

Корешкова Алина

Посещение

Земляки

Айдинов Кирилл

Бровко Настя

Коваленко Соня

Коваленко Яна

Газета. Сообщение.

Фото.

Каким ты видишь свой город завтра?

Маслова Лера

Плотников Саша

Творческие работы

Что мы знаем о реке Баланда?

Лизунова Лера

Цветков Сергей

сообщение

Добрята

Бровко Настя

Темралиева Настя

Игрушки для детского сада, книжки-самоделки

Санитары города

1,,Д"класс

Не сорить!

Этап 2. Планирование деятельности

Цель этапа - разработка перечня конкретных действий и результатов.

Деятельность на данном этапе

Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

Распределяем тематические блоки между учащимися, определяем источники информации. В начальных классах главным редактором должен быть учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. И лучше взрослого с данными функциональными обязанностями никто не справится.

Результат: Классный час ,,Теперь я - первоклассник". Работа в группах и индивидуально (дети работали по желанию, группы менялись - по интересам), консультация на родительском собрании.

11. Этап 3. Реализация. Осуществление деятельности. Исследование.

1. На исследовательском этапе при изучении истории города учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города Калининска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней, школьной и городских библиотек, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

2. Просмотр документального фильма о городе учит детей систематизации и анализу всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы.

3. Группы рассматривали историю города с разных сторон. Детьми были представлены сообщения, газеты, фотографии, презентации. Были подведены итоги проделанной работы. Задумывались о том, что еще предстоит сделать. Учащимся было предложено участвовать в школьной конференции и представить свой проект учащимся младших классов нашей школы.

Результат Работа в группах, утверждение иллюстраций, работа с источниками информации, классный час ,,Урок гражданина", конкурс рисунков ,,Я и моя Родина", конкурс чтецов ,,Родина моя", разновозрастное занятие: 1 Д класс - поддготовительная группа д/с №10

Этап 4. Оформление проектной работы

Цель - оформление альбома.

Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков; интеграция полученных знаний, умений, навыков.

Деятельность на данном этапе: оформительская. Результат: коллективное творчество.

Этап 5. Презентация результатов

Цель - защита проекта.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления проекта; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.

Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять альбом; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и выступают в роли эксперта.

Результат: участие

Этап 6.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность на данном этапе

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа.

Результат: классный час - рефлексия, заполнение оценочного листа -коллективная работа

12. Защита проектных работ.

Результаты представляются на обсуждение учащимся. Экспертная группа в состав которой входили родители, библиотекарь, заместитель по воспитательной работе, вожатые разработали рецензии и экспертные оценки на каждую из работ.

Критерии оценки работы:

1 Актуальность выбранной темы, цель и задачи работы над проектом.

2 Полнота и глубина изучения и изложения материала.

3 Творческий подход к работе.

4 Самостоятельность при выполнении.

5 Работа с источниками информации.

6 Значимость проекта.

7 Логика.

8 Защита проектной работы.

9 Умение отвечать на вопросы при защите проекта.

10 Качество оформления материала.

Отзывы учеников

,,Работать над проектом понравилось, но было трудно искать информацию"

,,Я люблю рисовать, поэтому с удовольствием принимала участие в конкурсе рисунков"

,,Бабушка приезжает к нам домой в гости, а Баланда - это прошлое название нашего города"

,,А баланда - вкусная похлёбка"

Перспективы развитие проекта

После защиты работы решили не останавливаться на достигнутом, а дополнять альбом новыми, интересными и нужными страницами.

13.Методы и приемы работы, освоенные учащимися в работе над проектом

- Обучающий характер работы над проектом:

целенаправленная работа над формированием ключевых компетенций.

Методы:

- Анализ литературы.

- Конструирование.

- Рефлексивный анализ деятельности.

- Приёмы умственной деятельности: анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного, доказательства.

Приёмы работы:

- консультации, изучение различных источников, работа с документами, иллюстрациями, подбор текстов, стихов, выполнение рисунков.

Ученики знают название реки протекающей в нашей местности. Знакомы с историческим названием родного города.



Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения На подготовительном этапе: формулировка задач для выполнения работы над проектом. На этапе исследования источников информации: отбор самого значительного из множества сведений, отбрасывая второстепенное. На этапе оформления: краткое изложение своими словами мыслей авторов. Данные затруднения преодолевались с помощью старших товарищей, родителей, проведения обучающих занятий, памяток для работы. Мнение учителя (руководителя проекта) На что следует обратить внимание при проведении проекта - Возрастные особенности детей: В первом классе трудно выполнять долгосрочный проект - теряется интерес к деятельности. Дети не могут работать с источниками информации в полной мере. Руководителю проекта приходится брать оформление на себя. В первом классе надо проводить подготовительную работу к проектно- исследовательской деятельности, используя только элементы и различные методические упражнения, развивающие проектное мышление обучающихся, формировать навыки учебного сотрудничества. 1) оказание помощи при работе с литературой, оформлении работы; 2) необходимость поддержания интереса к деятельности; 3) дозирование информации.

Вывод: развитие, обучение, воспитание ребёнка и формирование опыта школьника будет успешным, если цели учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование социального опыта через проектную деятельность является одним из путей такого сотрудничества.



Первые этапы обучения младших школьников в сотрудничестве Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного. Начало школьной жизни - серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно. Цель первого года обучения - создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. В сотрудничестве с коллегами мы поделились опытом работы, опубликовав в сборнике научных статей работу: ,,Первые этапы обучения младших школьников в сотрудничестве". У каждого из нас от 19 до 40 лет педагогического стажа, мы вместе обучили огромное количество детей. Мы работаем в параллели 1-х классов по методической теме « Новые технологии в обучении младших школьников. Обучение в сотрудничестве». Стремление найти наиболее эффективные способы организации учебного процесса и желание помочь приобрести своим воспитанникам черты здорового зрелого общества - способности к самовоспитанию и самообучению, стало целью нашей работы. Может показаться, что педагогика сотрудничества очень сложна, неприменима, недостижима. Но наш опыт говорит, что любой учитель может осуществить ее принципы, хотя, конечно, не в один месяц и не в одну четверть. В чем же проявляется педагогика сотрудничества? Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей. Организацию групповой работы мы начинаем с первого школьного дня и заметили, что первоклассникам интересно работать вместе со своими товарищами. Элементарные навыки совместной работы осваиваются сначала на внеучебном материале. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке: - убедись, что в разговоре участвует каждый; - говори спокойно и ясно; - говори только по делу. Первое, чему нужно научить первоклассников - это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма и т.д. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности. Следующий этап: научить тренироваться в сотрудничестве (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели. Дети, работая группами, решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения; составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ, сочиняют продолжение рассказа; разгадывают кроссворды, головоломки. Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь. Далее идёт обсуждение. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них (задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них). Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций - они могут быть и лидерами, и консультантами. Опыт работы показал: • нежелательна пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться. • если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему это. • занимать совместной работой детей в 1 классе желательно не более 10-15 минут урока - это может привести к повышению утомляемости. • нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Обращать внимание следует лишь на возбужденные выкрики с разговорами в полный голос. Сделать мягко замечание, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. Важно отметить, что образовательная система взаимодействует с системой «семья» (родители, бабушки, дедушки) и с системой «общественность». Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе. Педагогика сотрудничества вся направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Подводя некоторые итоги, отметим, что по результатам наблюдений, диагностических исследований, проводимая нами работа по обучению в сотрудничестве обладает значительным развивающим эффектом для всех её участников, так как практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, определяются тем, что ребенок уже умеет учиться, учение ему интересно, видна перспектива. Результат обучения в сотрудничестве - учащиеся, которые получают удовольствие от учения. А мы, в свою очередь, будем обновлять свои методы, будем обновлять свои отношения с детьми, будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми и между собой. Я очень люблю наблюдать за своими воспитанниками. Пытаюсь организовать для них разнообразную, творческую деятельность. Стараюсь создавать условия для самоутверждения, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца, все знающего и все умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Помочь ребенку стать личностью, в этом важнейшая задача педагога. Владимир Александрович Сухомлинский сказал: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка".



Аннотация:

Проект проводится в рамках внеурочной работы. Самостоятельные исследования учащихся помогают изучить краеведческий материал, использовать первоисточники, знакомится с особенностями развития своего города, участвовать в исследовательской работе с историческими материалами. При подготовке проекта были использованы материалы Калининского краеведческого музея, городского архива. Работа над данным проектом помогает расширить знания учащихся по истории родного края.

Источники используемой информации:

1. Горцев Н.И. География Саратовской области, справочник. 1984 г.

2. Л. Г. Новожжёнова. «Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка». 1991 г.

3. М. И. Некозаченко «Из прошлого Баланды» (записки краеведа). 1989 г.

4. В. Островский, Б. Вениг «По старым Саратовским трактам» 1968г.

5. Документы местного архива.

6. Документы Калининского краеведческого музея.

- руководитель проекта Воронина Э.И.

- участники: учащиеся 1,,Д" класса

- Саратовская область

- г. Калининск

- МОУ «СОШ №2 г. Калининска»

- почтовый адрес: 412480, Саратовская область, г.Калининск, ул. Советская, 9







© 2010-2022