Статья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя начальных классов Борисовой Н. Б.

Охрана зрения

В условиях модернизации образования одной из приоритетных задач становится сбережение и укрепление здоровья школьников. Главная задача в данной ситуации сохранить здоровье ребёнка и научить его вести себя таким образом, чтобы его действия не наносили ущерб собственному здоровью. Эта задача в большой степени ложится и на школу.

К сожалению, практика демонстрирует ухудшение здоровья школьников. Нарушения зрения занимают одно из центральных мест.

Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь только благодаря зрению. Оно приняло на себя огромные перегрузки, на какие не было запрограммировано в ходе эволюции. Чрезмерные информационные нагрузки на глаз и мозг приводит сегодня к серьезным нарушениям и болезням. Особенно остро в последнее время этот вопрос стал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Ученые подсчитали, что семилетний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадками, нагружает мышцы глаз пропорционально в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. И в том, и в другом случае происходит нагрузка мышечного аппарата.

Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое соответственно, порождает физическое напряжение на глаза, глазные мышцы и нервы, приводящие, таким образом, к нарушениям зрения. Если человеку удается снять умственное напряжение, то и глаза (вместе со связанными с ними мышцами и нервами) не будут находиться в напряженном состоянии. И наоборот, если удастся достичь расслабленного состояния глаз, глазных мышц и нервов, то и мозг будет находиться в ненапряженном состоянии.

Современные ученые утверждают, что и дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата - наших глазах.

В результате многолетних наблюдений за детьми младшего школьного возраста, я заметила, что в ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. У многих детей в процессе обучения падает зрение.

Результатами современных специальных офтальмологических исследований доказана необходимость использования в целях повышения эффективности работы по профилактике снижения зрения учащихся сочетания лечебно-восстановительной работы, проводимой соответствующими медицинскими службами, с коррекционно-педагогическими мероприятиями, направленными на первичную (предупреждение возникновения нарушений зрения) и вторичную (предупреждение прогрессирования зрительных нарушений) профилактику нарушений зрения.

В деле охраны зрения детей важную роль играет создание рациональных условий работы в школе и дома.

Чтобы создать рациональные условия работы, я

  1. четко изучаю зрительные диагнозы и зрительные возможности детей;

  2. четко выполняю рекомендации офтальмологов по размещению ребенка в классе;

  3. контролирую периодичность посещения ребенком офтальмолога и выполнение им медицинских рекомендаций;

  4. контролирую соблюдение светового режима в классе (уровень общего освещения, освещение доски, использование рационального сочетания естественного и искусственного освещения);

  5. контролирую правильную посадку учащихся и использую приемы по ее достижению;

  6. провожу профилактику простудных и инфекционных заболеваний;

  7. строю уроки с учетом работоспособности детей, в целях исключения их переутомления;

  8. контролирую соблюдение рационального режима дня (наличие рационального расписания уроков, сочетание труда и отдыха, наличие прогулок на свежем воздухе) и питания;

  9. стараюсь создать благоприятный эмоциональный настрой на уроке;

Статья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятия

10) включаю в образовательный процесс для профилактики зрительного и общего утомления физкультминутки, различные виды самомассажа, упражнения на релаксацию, зрительную и пальчиковую гимнастики;

11) провожу внеклассные мероприятия, направленные на воспитание у детей потребности сохранять свое здоровье;

Статья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятияСтатья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятия


12) использую приемы, облегчающие зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушения зрения, развиваю их зрительное восприятие.

Статья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятияТак как учеными была доказана зависимость снижения зрения от чрезмерного утомления (общего и зрительного), я стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы дети уставали как можно меньше. Это не значит, что ребята мало занимаются на уроке. Дети наоборот активно работают на уроках, проявляя большой интерес. Развивающее обучение в большей степени, чем традиционное, дает возможность поставить ученика в активную позицию. Если ребенку на уроке интересно, он не устает. К тому же на уроках использую разные виды работ. Стараюсь создать благоприятную обстановку на уроке.

Статья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятия

ОСтатья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятиябязательно провожу физкультминутки и на снятие общего напряжения, и эмоционального, и на снятие зрительного утомления, и различные виды массажа.

ТСтатья на тему Охрана зрения, развитие зрительного восприятияак же я использую методику «зрительных горизонтов» В.Ф. Базарнова (для профилактики нарушения зрения). Я часто работаю с детьми в режиме максимального удаления от детей дидактического материала, т.е. в режиме «зрительных горизонтов», а по возможности в условиях естественной экологической среды. Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью, это приводит к перегрузке аккомодационного аппарата и возникновению близорукости. Я располагаю в пространстве классной комнаты (на стенах, потолке, люстрах) карточки с мелкими силуэтами изображения предметов: букв, слогов, цифр, геометрических фигур и т.д. Размер изображенных предметов от 1,5 до 3 сантиметров. По моей просьбе дети отыскивают картинки, являющиеся ответом на какой-либо вопрос, загадку.

Важным моментом работы по методике «зрительных горизонтов» является рассаживание детей. Для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция.

Я использую тренажи с помощью зрительно- двигательных траекторий. На листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат размещается в любом удобном месте выше уровня глаз. Дети, обязательно стоя, пробегают глазами по заданному направлению. Каждому упражнению придается игровой или творческий характер.

Детям очень нравятся «бегущие огоньки» В верхних углах класса установлены цветные прожекторы. Я включаю последовательно или вразнобой на 2-3 секунды каждый прожектор. Дети смотрят на разноцветные огоньки. При этом ребенок и сам двигается, и двигаются его глаза.

Интересны и метки на стекле по методике Базарнова. На оконное стекло прикрепляется на уровне глаз круглая цветная метка диаметром 3-5 мм, затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, намечается в окне какой-нибудь объект. Находясь в 30-35 см от окна, дети смотрят обоими глазами на эту метку 2-3 секунды, затем переводят взор на намеченный объект на 1-2 секунды, после чего поочередно переводят взгляд то на метку, то на объект.

С первого класса провожу воспитательную работу, направленную на выработку потребности у детей беречь свое здоровье. Это и утренники, и экскурсии, и походы, и соревнования, викторины. Эта работа ведётся совместно с родителями учеников. И мой здоровый образ жизни является личным примером для детей. Прогулки на лыжах и в лес, плавание, походы.

Работу по охране зрения помогает мне организовать врач-офтальмолог Некрасовской районной больницы Скоробогатых Елена Владимировна. Она следит за состоянием зрения детей. Мы сотрудничаем уже много лет. Наши наблюдения подтвердили правильность выбранных направлений работы по охране здоровья детей. Елена Владимировна отметила, что в процессе обучения детей в классах моей параллели (2005 - 2009 годы) острота зрения детей снизилась в моем классе в меньшей степени, чем у детей в других классах.

А класс Б класс В класс

(29 человек) (27 человек) (15 человек)

на 7,1% на 3,8% на 7,2%

В других классах у 3 человек был отмечен спазм аккомодатации и у 1 человека миопия. В моем классе снижения зрения у других детей, которые имели в 1 классе нормальные функции зрения, не было замечено. Борисова Н. Б. учитель начальных классов

МОУ Некрасовская СОШ

Литература

1. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» - Москва 1995год.

2. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии». «ВАКО» - Москва 2004год.

3. Е.И. Ковалевский «Офтальмология». «Медицина» - Москва 1995год.

4. Н.И. Кудряшова «Зрение: сохранение, нормализация, восстановление». «НТ - Центр». Москва 1995год.

5. Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева «Охраняем и развиваем зрение» Санкт - Петербург. «Детство-пресс» 2002год.

6. Л.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения». Москва 1998год.

7. Л.Ф. Тихомирова «Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики» Ярославль 2004год.


© 2010-2022