Игра в воспитании младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра в воспитании младших школьниковИгра в воспитании младших школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат основного общего образования

села Нунлигран»


Игра в воспитании младших школьников


Игра в воспитании младших школьников


Учитель начальных классов

Эйненкеу Валентина Сергеевна


Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время он либо читает, либо рисует, либо подолгу и с большим интересом играет. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. И все определения правильны, потому что игра для ребёнка - сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. Лапта, салки, шашки, прятки, казаки-разбойники, классики - можно ли представить себе детство без этих игр? Но есть ещё и другие игры - самые любимые и увлекательные. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в лётчиков, пограничников, пожарников; в больницу, в школу, в библиотеку. Такие игры называют творческими, ролевыми, сюжетными, подражательными, вольными. Они не подчиняются готовым и обязательным правилам, как например, спортивные или интеллектуальные игры. В них действие происходит как бы «понарошку»; ребёнок играя в какой-нибудь воображаемой ситуации - на корабле или в гостях, в цирке или дома - сам творит игру, развивает её содержание: ведёт корабль сквозь шторм и ураганы, пикирует вражеский самолёт, спасает пострадавшего во время пожара… Игра всё таки не свободная импровизация и она тоже регламентируется правилами. Ребёнок всегда поступает в соответствии с правилами той роли, которую он выполняет в игре. Именно роль позволяет ему совершать героические, смелые поступки. Благодаря игровой роли ребёнок увлеченно выполняет те трудовые действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным. Игра - ведущая деятельность дошкольного детства. Она должна быть использована для организации жизни и деятельности ребёнка. Это значит, что все запросы, интересы, общение детей будут организованы и удовлетворены преимущественно с помощью игр или в форме игры. В школе же по отношению к ребёнку применяются совершенно другие средства воспитания, очень далёкие от игры: ему показывают, рассказывают, его убеждают, от него требуют, его контролируют, одобряют или порицают. С помощью таких приёмов можно добиться определённых успехов в воспитании младших школьников прилежания, дисциплинированности, опрятности и многих других нужных и полезных навыков и черт поведения. Для ребёнка же этот путь покажется долгим, безрадостным и утомительным. В массовой практике воспитания игра используется слабо и не всегда успешно. Дело в том, что применение игры в значительной мере связано с творчеством самого педагога. Каждый взрослый должен обладать чувством игры, достаточно развитым творческим воображением. Для того чтобы успешно организовать детские игры, необходимо знать основные вопросы педагогической теории и методики её применения. Именно этих знаний и не хватает у большинства педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста.











Игра в воспитании.

Игровые потребности и интересы младшего школьника.


Источником возникновения творческой игры является противоречие между потребностью ребёнка действовать определённым образом, с одной стороны, и возможностью осуществить требуемые действием реальные операции - с другой стороны. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради каких-либо последствий игровой деятельности; игра всегда приносит ребёнку радость и удовольствие - в противном случае он бы не стал играть. В процессе общения ребёнка со взрослыми и накоплением жизненного опыта ему открывается не только мир предметов, но и мир человеческих отношений. Поскольку человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребёнок вступает в коллективные творческие игры. Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы учителя, чтение книг о смелых и мужественных людях вызывают у детей желание быть похожими на них. Невозможность приблизиться как-то к притягательному миру взрослых в обычной школьной обстановке компенсируется игрой. Кроме того, у младших школьников сохранилась ещё свойственная дошкольникам склонность к подражанию, которая часто становится мотивом игровой деятельности. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни, и активно воспроизводят мир и взаимоотношения взрослых. Часто они копируют поведение родителей и соседей (в играх на бытовые сюжеты),подражают интонациям учителей и воспитателей (в играх в школу). Эта адекватность изображения психологически легко объяснима: старшие являются для детей 7-8 лет своеобразным эталоном взрослости, которому дети, не умеющие ещё критически воспринимать поступки окружающих, охотно подражают. Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли, от коллективных игровых сопереживаний. Все творческие игры, типичные для младшего школьного возраста, можно подразделить на несколько групп:

  1. Игры на бытовые сюжеты - в семью, в гости, в день рождения, в столовую и т.д - характерны для детей 7-9 лет, особенно часто их затевают девочки.
  2. Игры на сюжеты из жизни детей - в детский сад, в школу, в театр, в библиотеку и т.д. - специфичны также для учащихся 1-2 классов. В этих играх дети стремятся отобразить то, что кажется им особенно привлекательным в обычной жизненной обстановке: интересные уроки в школе, возможность с успехом выступить в театре, музыкальные занятия.
  3. Профессиональные сюжеты - в шофёров, врачей, пожарных, строителей, учителей и т.д. Выбор сюжетов этой группы зависит от профессионального окружения (родителей, близких), от наблюдений детей и от впечатлений, которые они получают из жизни, а также из книг и кинофильмов.
  4. Игры на героико-романтические сюжеты, самые любимые и интересные для младших школьников. Дети 10-11 лет много читают и у них возникает острый интерес к героическим сюжетам и романтическим переживаниям. Вместе со своими героями они отважно штурмуют космос, ведут расследования, преследуют преступников… Они мечтают о подвиге и именно творческая игра даёт им возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Отсюда непреходящая и превалирующая увлечённость младших школьников играми на героико-романтические сюжеты: в лётчиков, пограничников, космонавтов, разведчиков, моряков…
  5. Игры на сюжеты из книг, кинофильмов и телепередач. Интерес к ним интенсивно возрастает к концу младшего школьного возраста и сохраняется у подростков. В таких играх дети творчески воспроизводят эпизоды, особенно поразившие их воображение. Младшие школьники охотно разыгрывают сюжеты сказок, интересных рассказов, приключенческих книг.

Методика педагогического применения игры будет правильной, если удастся сохранить всю неповторимую прелесть творческого характера игры. Поэтому педагогу необходимо знать психологические особенности свободных (т.е. неуправляемых) игр детей. В ролевых играх учащихся нет последовательно развивающегося сюжета, дети не всегда стремятся к конечной игровой задаче, они по нескольку раз повторяют один и тот же эпизод. Например, играя в семью, повторяют обед и сон; в больницу - выслушивание, уколы, измерение температуры и т.п. Несмотря на однообразие и некоторую процессуальность действий, дети играют увлечённо и самозабвенно.
Игра затрагивает все стороны личности ребёнка - его ум, чувства, воображение, волю. Творческие игры, внешне свободные от каких-либо правил, фактически подчиняются им: ребёнок, будучи в игровой роли, всегда действует по правилам, скрытым в этой роли: врача или больного, учителя или ученика, капитана или матроса, иначе не было бы игры, игра бы распалась. Вот на посту стоит часовой. Пришло время его сменить, но никого нет, начинается сильный дождь, часовой не покидает поста. …Тяжело ранен пограничник. Самый маленький мальчик в отряде, будучи в роли связного, взваливает своего товарища на плечи и, обливаясь потом, доставляет его в медчасть…. Первоклассники играют в школу. Все дети, изображающие учеников (даже самые шаловливые), сидят на уроке правильно, ловят каждое слово учителя и беспрекословно выполняют его требования. В игре каждый может проявить себя хорошим учеником, получить «пятёрку» и похвалу от учителя, а это приятно. Подчинение ребёнка правилам, скрытым во взятой им на себя роли, определяется следующими факторами:
  • в творческой игре побуждения ребёнка всегда связаны с образом человека (чаще всего взрослого), деятельность которого он воспроизводит
  • реальная связь ребёнка с коллективом играющих детей. Этот коллектив поддерживает и контролирует выполнение роли каждым из играющих.
Главное же - в творческой игре содержатся наилучшие возможности для перевода внешних требований учителя во внутренние требования - требования самого ребёнка. Как школьник ребёнок весьма равнодушен к своему внешнему виду, хотя учитель постоянно предъявляет ему требования, делает замечания, но зато как космонавт, пограничник, моряк ребёнок сам следит за своей выправкой - этого требует роль; кроме того, дежурный офицер может сделать ему замечание на утренней проверке, ему могут даже дать наряд вне очереди. Разыгрывая определённые ролевые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, ребёнок в игровом плане не только переживает события, волнующие его, но добровольно, по собственному побуждению вступает в те отношения с окружающими, совершает те действия, которые отвечают его эмоциональным потребностям. При этом он, будучи увлечён игровой ролью, проявляет активность, деловитость, организаторские способности и другие личностные качества. Наблюдая детей в игре, можно видеть процесс перевоплощения ребёнка под воздействием игровой роли: самый недисциплинированный в классе непоседа и шалун Коля целый час смирно сидит, потому что он в секрете; застенчивая, робкая Оля, получив роль начальника санчасти, удивила ребят деловитостью и требовательность - она раздобыла в медпункте всё необходимое для оборудования санчасти, дала подробный инструктаж медсёстрам о порядке приёма раненых, была образцом внимательного и заботливого отношения к поступившим в санчасть пограничникам. Желание ребёнка действовать «по правде», согласно внутренним ролевым правилам настолько сильно, что в игре он с удовольствием выполняет даже те действия, которые в реальной жизни вызывают у него отрицательное отношение. Именно поэтому применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей по каким-либо причинам возникло отрицательное отношение к определённой деятельности или форме поведения. Например, в ситуации давно сложившегося у детей отрицательного отношения ко всем видам бытового труда можно организовать длительную игру в корабль. Дети с увлечением разыграют моряков, и постепенно с помощью игры у них сформируется положительное отношение к труду по самообслуживанию. Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует творческой игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения: дисциплинированности, опрятности, трудолюбия, инициативности и других.

Воспитательное значение игры.

Воспитательное значение игры очень велико. К.Д.Ушинский считал, что в игре удовлетворяются и физические, и духовные его потребности, в ней формируются его ум, сердце и воля, а также общественные отношения у детей, умение выступать в разных позициях - командовать или подчиняться. Н.К.Крупская выдвигает идею комплексного воспитательного влияния игры: «Целый ряд качеств можно воспитать игрой. В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-лидеры, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Ребёнок приучается к порядку, к труду, приучается не ссориться с товарищами и уступать им без капризов и слёз». А.С.Макаренко придавал игре особое значение в формировании качеств будущего работника, гражданина: «игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Действительно, один ребёнок играет увлечённо, творчески, хорошо ладит с партнёрами по игре, другой - вяло, капризно, то и дело ссорясь с товарищами; один во что бы то ни стало доводит игру до логического завершения: например, несмотря на то, что водой размывает плотину, старается её достроить, другой мгновенно отступает перед трудностями и прекращает игру; один, разыгрывая роль космонавта, отважно прыгает с высокого забора, другой боязливо пятится назад. Все эти эпизодические проявления постепенно формируют соответствующие черты характера: коллективизм или эгоизм, целеустремлённость или слабоволие. Не вызывает сомнений, что в творческой игре содержатся большие воспитательные возможности. Но всегда ли творческие игры полезны в воспитательном отношении? Стоит нам пристальнее понаблюдать за младшими школьниками во дворе, в лагере или на детской площадке, и мы видим самые различные игры: в добрую Принцессу и страшного Фантомаса, в забавных малышей Чука и Гека и мудрого Конька-Горбунка, в жадного Кощея Бессмертного и храбрых индейцев. Ведь дети изображают в играх то, что видят в жизни, - и положительные, и отрицательные явления: вот идут в обнимку, падая, смеясь, и улюлюкая, четверо мальчуганов - они затеяли весёлую игру в пьяных и очень довольны ею…

Сюжет игры.

Сюжет творческой игры детей ни в коей мере не может быть нейтральным в воспитательном отношении. Педагог должен следить за сюжетами и не допускать вредных игр. Можем ли мы утверждать, что самопроизвольные детские игры с положительными сюжетами и «нейтральными» ролями всегда ценны с воспитательной точки зрения? Групп детей 7-8 лет играет в семью; они отображают уклад квартиры, сон, прогулку. Игра идёт весело и оживлённо, все ею увлечены и довольны. Но вот беда: отношения, которые складываются внутри игры, оставляют желать много лучшего - мама сердито кричит на детей, часто их наказывает, ставит в угол; дети, пообедав, не благодарят маму, не помогают ей убрать со стола, шумно бегают по квартире. Вероятно, в игре отображаются жизненные наблюдения, а возможно, и опыт собственных семейных отношений. В творческих играх на героические сюжеты, которые потенциально содержат большие воспитательные возможности, также наблюдаются отрицательные явления: содержание игр бедно и ограниченно, лишено творческого воображения, в ходе игры возникают мелкие ссоры, обиды. Всё это подтверждает мысль о том, что воспитательная ценность творческой игры возрастает, если ею руководят взрослые, воспитатели. Каковы же педагогические возможности использования творческой игры для решения конкретных воспитательных задач? Одна из важнейших особенностей игры детей младшего школьного возраста - воспроизведение трудовой деятельности взрослых людей, их взаимоотношений. В этом вхождении в человеческие отношения, в их освоение детьми через ролевые действия заключается главная воспитательная функция ролевой игры. Поэтому педагог может применять и развёрнутую, и деловую игру, основой которой являются ролевые действия как упражнения для формирования положительных моральных качеств, а также для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения. Например, длительная игра в космонавтов может выполнять функции упражнений в воспитании у детей прилежания, сдержанности, организованности. Развёрнутая творческая игра охватывает небольшую группу ребят - звено, звёздочку. Это позволяет создать между играющими атмосферу дружбы, доброжелательности, взаимопонимания по поводу разыгрываемых в игре событий. Именно поэтому творческая игра может быть использована педагогом для формирования коллективистических отношений между детьми. Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и воспитателем. Если педагог выступает перед школьниками в позиции человека, заинтересованного игрой, это сближает его с детьми, создаёт обстановку теплоты и дружбы и вместе с тем позволяет воспитателю осуществлять целеустремлённое руководство игрой. Особенно ценной является позиция воспитателя, взявшего на себя какую-нибудь игровую роль. В процессе ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность: он обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера, отношение к окружающему. Следовательно, игра может быть использована также для изучения нового состава учащихся или для более глубокого изучения детского коллектива. Каждая игра при направляющей роли педагога, помимо выполнения главной воспитательной задачи - той, ради которой она вводится, оказывает комплексное воспитательное воздействие на учащихся. В самом начале учебного года может быть организованна с первоклассниками несколько развёрнуты творческих игр в школу. Главной целью которой будет упражнять первоклассников в выполнении режима школьной жизни с помощью серии игр на один и тот же сюжет. Придя в школу дети не могут привыкнуть к режиму школьной жизни; они могут вставать во время урока, пройтись по классу, с шумом развернуть завтрак и т.п…. Проводя такие игры в течении всей первой четверти можно решить не только главную задачу, но и несколько других: укрепить коллективные отношения; выявить некоторые индивидуальные особенности первоклассников, а в частности уровень развития у них организаторских навыков. Можно проводить с учащимися первых классов творческие игры на различные сюжеты: в гости, в железную дорогу, в город, в разведчиков, в столовую и другие. Играя в столовую, например, вначале дети упражняются в выполнении правил поведения за столом, а позднее, когда эти правила будут усвоены большинством ребят, игра может выполнить функцию проверки и закрепления навыков культурного поведения. В школе провели с детьми 7-9 лет серию периодически повторяющихся игр в школу. Все дети, желающие играть, были объединены в игровые коллективы по 10-12 человек. В играх они воспроизводили школьные занятия - уроки, перемены; дети поочерёдно выступали в роли учеников и учителей. Наблюдения за их ролевым поведением показали, что слабоуспевающие и недисциплинированные ребята в роли учеников в обстановке игры вели себя совершенно по-иному: они были прилежными, дисциплинированными, стремились получить отличные оценки или похвалу «учителя». По-видимому, каждый плохой ученик хотел бы стать прилежным и всеми уважаемым, но в реальной жизни, в обычной обстановке существуют и реальные трудности, которые он пока не мог преодолеть. Зато участие в творческой игре даёт такому ребёнку возможность в воображаемой ситуации пережить и перечувствовать то, чего он не может добиться в действительности. Отсюда большой эмоциональный подъём от успехов, достигнутых в обстановке игры; каждая полученная в игре «пятёрка» радует такого школьника ничуть не меньше, чем если бы он получил её в действительности. Поэтому в игровой обстановке даже слабоуспевающие ученики проявляли большой интерес к тому, что происходит на уроке.

Выбор сюжета.

Выбор сюжета творческой игры определяется конкретной воспитательной целью. Если воспитательная цель игры - формирование коллективных отношений, изучение индивидуальных особенностей детей или сближение с ними, то может быть проведена творческая игра на любой сюжет: в школу, в полярников, в космонавтов и т.д. Если же ставится другая педагогическая задача, например использовать игру в качестве упражнения для формирования положительных моральных качеств или для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения, подбирается игра с наличием ролей, адекватных воспитываемым формам поведения. Например, для того чтобы игра могла выполнить функцию упражнений в вежливом поведении, педагог подбирает игровые сюжеты, основанные на правилах, скрытых в ролях, которые ставят детей перед необходимостью быть вежливыми. Так, сущность ролевого поведения при игре в гости или вдень рождения заключается в проявлении внимания, заботы о гостях или виновнике торжества. Если дети, разыгрывающие роли хозяев, не проявили бы этих качеств, игра просто не могла бы состояться. Таким образом, правила, скрытые в роли, ставят детей перед необходимостью быть вежливыми. Редко можно встретить учителя, который, работая с первоклассниками, не проводил бы на уроках математики игру в магазин, потому что в этой игре содержание ролей продавца и покупателя ставит детей перед необходимостью совершать вычислительные операции. Но дети покупают, взвешивают, отмеряют, получают сдачу в воображаемом магазине, где действует всегда волнующая их игровая ситуация, - и насколько легче считать, и каким интересным кажется урок! В творческих играх, где дети разыгрывают роли, связанные с героическими, романтическими профессиями - космонавта, пограничника, полярника, - они также самой ролью поставлены перед необходимостью совершать в воображаемой ситуации поступки: проявлять выдержку, выносливость, решительность, организованность.

Ошибки в применении игр.

Учителя используют различные варианты игры, но не всегда получают при этом желаемый результат.

Часто игра ( или её компонент ) вводится как эпизод, вне системы других воспитательных воздействий. Эта ошибка является следствием принципиально неверного подхода к игре. Фактически педагоги используют игру для того, чтобы как-то разнообразить внеклассную воспитательную работу, сделать её более интересной и увлекательной для детей. Например, в школе объявляется «день тишины» или «день вежливости». Детям выдают жетончики или значки, которые при нарушении правил поведения могут быть отобраны. К концу дня объявляют класс-победитель. Поиграли всей школой в тишину или вежлиость, отдали день стремлению детей к игре - и всё осталось по-прежнему, ничего не изменилось, так как игровое соревнование было лишь интересным эпизодом в жизни детей, и только. Следующая ошибка в применении игры - недостаточное различение педагогом конкретных воспитательных функций, которые она должна выполнить. Нередко, вместо того чтобы упорядочить организацию реальной деятельности детей, воспитатель вводит игру. Например, в организации коллективного соревнования могут быть допущены такие ошибки - нерегулярно подводятся итоги, необъективно выставляется оценка. Не удивительно, что такое соревнование вызывает у учащихся много недовольства, споров и не стимулирует их к деятельности. Воспитатель решает выправить положение: он объявляет о начале игры «Полёт в космос», основой которой то же является соревнование, без каких-либо изменений в его организации. Дети оживляются, узнав об игре, но быстро разочаровываются. Таким образом, далеко не безразлично, в каких условиях и для чего вводится игровой мотив. Педагог всегда должен отчётливо представлять конкретные воспитательные функции, которые надлежит выполнить игре. Распространённая ошибка в применении игры - погоня за ложной занимательностью. В некоторых школах педагоги намеренно выдумывают таинственные ситуации, чтобы увлечь ребят. Например, в класс принесли письмо с надписью «Совершенно секретно». Когда вскрыли конверт, оказалось, что дети должны подойти к незнакомому мужчине (указывались его приметы) и получить от него дальнейшее указание. Загадочное детективное начало будоражило ребят, они ожидали ярких событий, интересной игры, но сильно разочаровались - оказывается, что таинственный человек сообщил им лишь место сбора, к которому они должны подойти. Этот игровой компонент не был органично включён в содержание реальной деятельности, он являлся только дополнительным привеском, который и отвлёк, и разочаровал детей. Следующая ошибка - извращение в методике руководства творческими играми, организованными педагогом. Например, учительница добивалась чтобы учащиеся играли в столовую. Это желание учителя было обусловлено тем, что многие дети плохо справлялись с обязанностями дежурного по столовой, не умели правильно накрывать на стол, громко разговаривали во время еды. Игра была запланирована после этической беседы. Однако большинство детей не хотели играть, так как учитель не провела никакой предварительной подготовки, ничего не сделала для того, чтобы вызвать у большинства детей интерес к игре на данный сюжет. Существенный недостаток в организации игр - неправильная позиция педагога по руководству уже начавшейся игрой. Известно, что младшие школьники удовлетворяются игрой только в том случае, если они вошли в воображаемую ситуацию и имеют возможность разыграть роли. И если учитель ограничивается в игре только лишь разъяснениями сути игровых действий и распределением ролей и после введения игры ничего не делает для того, чтобы поддержать атмосферную игру, создать интересные ситуации, в которых дети могли бы разыграть роли, игра свёртывается. Методическая ошибка заключается в том, что в игру длительное время не вносится никаких изменений. Игра не развёртывается и перестаёт влиять на поведение детей.

Игра в системе воспитательных воздействий.

Игра в воспитательной работе будет эффективна при правильной оценке её реальных возможностей в системе других воспитательных воздействий. Чтобы дети внутренне были готовы принять игру на предлагаемый сюжет и смогли интересно разыграть роль, нужна большая подготовительная работа ( беседа, рассказ, встречи, экскурсии, демонстрация кинофильмов ). Следовательно, до введения игры учитель применяет формы работы, выполняющие функции метода убеждения. Длительная игра чаще всего выполняет функции приучения к формам общественного поведения, функции упражнения. Интересно организованной длительной игре сопутствует общий эмоциональный подъём; детский коллектив в ходже игры всегда добивается значительных успехов. Но вот игра закончилась - что же дальше? Как сохранить в повседневном опыте детей те формы поведения, которые легко выполнялись ими в ролевых действиях? Для этого проводится продуманная система воспитательных воздействий, организация последействия игры. Организовать закрепление воспитательных форм поведения после окончания игры несложно: обычно дети после длительного разыгрывания ролевых действий психологически готовы к воспроизведению нужных форм поведения вне игровой обстановке. Воспитательной результативности можно добиться лишь тогда, когда учитель не ограничивается введением игрового приёма, а продумывает всю систему воспитательных воздействий на детей, т.е. организует целеустремлённую работу до и после введения игры. Говоря о системе воспитательных воздействий, надо иметь в виду прежде всего накопление детьми опыта общественных отношений, организацию разнообразной коллективной деятельности, а также применение всех форм метода убеждения.




Заключение.


Длительное время педагоги и психологи недооценивали роль игры в школьном возрасте. Они ошибочно полагали, что с поступлением ребёнка в школу, когда основным видом деятельности становится учение, игра перестаёт занимать в жизни детей сколько-нибудь значимое место. Хотя дети младшего школьного возраста, да и подросткового тоже, испытывают большую потребность в игре. Ребёнок 7-10 лет очень нуждается в игре. Она вызывает переживания положительного эмоционального состояния, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию общей деятельности и установление доброжелательных отношений между ними. Всё это создаёт важнейшую предпосылку успеха воспитательной работы с детьми. Одним из важных условий успешного проведения игры является общность игровых интересов. Поэтому важно, чтобы все дети были одинаково заинтересованы игрой и хотели в неё играть. Известно, что младший школьник легче воспринимает и усваивает моральные нормы в процессе деятельности. Здесь многое зависит от того, как именно организована деятельность детского коллектива. Она должна вызывать у ребёнка положительные переживания, быть привлекательной для него, отвечать имеющимся у него потребностям и стремлениям.




Литература.

Абрамян Л.А. Игра дошкольника. М., «Просвещение»,1989

Ануфриева А.И. Игры и занятия для малышей. Горький., «Горьковская правда», 1983

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., Педагогика, 1972

Куприянова Н.Б, Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми. Ленинград., Педагогика, 1974

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., Педагогика,1984

Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М., «Просвещение», 1965.

Филонова Г.Н. Воспитание личности школьника. М., Педагогика,1985

Шилова М.И. Учителю о воспитании школьника. М., Педагогика,1990

Яновская М.Г. Игра в воспитании младшего школьника. М., «Просвещение»,1974


© 2010-2022