Пректная деятельность учеников начальной школы на уроках матаматики

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учеников начальной школы

на уроках математики.

Гуцан О.Э.

(МАОУ «Керчевская СОШ»)

Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы.

Учитель старается изо всех сил научить детей тому, что им, часто, не интересно и не всегда понятно. Как заинтересовать, увлечь школьников такой не простой наукой - математикой?

Оказывается и здесь есть свои приемы. Один из них - метод проектов. В контексте образования, проект - это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной, познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе.
Стать таким организатором не просто. Нужно не перекладывать большую всю работу на плечи учеников и их родителей, а создавать условия, при которых ученики сами с интересом приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения различных познавательных и практических задач. И всё это при непосредственной поддержке учителя, который выступает в роли тьютора, помогает не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Тогда удаётся уйти от пресловутого авторитарного метода, стать другом, помощником ученика.
Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает память, наблюдательность, логическое мышление, творческие способности. Он помогает ребятам научиться сортировать, обрабатывать информацию, выделять главное. Метод проектов развивает навыки взаимодействия и коммуникативные навыки: учит ребят работать в парах, в группе, общаться со сверстниками и взрослыми.
Именно это и привлекло меня и моих учеников в методе проектов.

Конечно, подготовка к такой работе с учениками, отличается от традиционной подготовки к уроку. Начинать нужно с выбора типа проекта, тем проектов, количества участников в группах. Будет замечательно, если ученики смогут сами придумать темы.
Для каждой темы учитель должен продумать несколько вариантов проблем. Эти проблемы не выкладываются ученикам в готовом виде, ученики приходят к ним самостоятельно, например, в режиме «мозгового штурма», учитель только направляет учеников.
В 2013 году ко мне пришли первоклассники, и началась работа по внедрению ФГОС. Проектная деятельность была запланирована по всем предметам, в том числе и по математике. Ученики с удовольствием включились в работу над проектами.

В 1 классе ребята выполняли творческие проекты в виде математических газет. Темы для газет были очевидны, например, «Цифра 1»,в которой были собраны стихотворения, загадки, пословицы, ребусы и всё об этой цифре. Класс делился на несколько групп (важно, чтобы группы были по 3-4 человека) и искали материал: одна группа стихотворения о цифре 1, другая пословицы, в которых есть число один, следующая группа работала с ребусами, в которых встречается 1 и т.д. Собранный материал оформили на листах, а потом объединили в одну газету. В этом возрасте ребятам интересно попробовать разные роли, поэтому при работе над проектом часто «журналист» превращался в «художника».

Обязательным этапом работы над проектом является его представление, защита, поэтому мы провели несколько занятий, на которых ученики выступали со своей газетой, рассказывали не только содержание проекта, но и говорили о стадиях работы, о роли каждого ученика в группе. Конечно, такие проекты носят больше информативный характер, но они позволяют ребятам расширить кругозор, учат выбирать и обрабатывать информацию.

В течении года по математике были реализованы и другие проекты-газеты . Это - «Геометрические фигуры», «Задачи в стихах», «Старинные единицы измерения».

В следующем учебном году ребята выполняли краткосрочные проекты по математике «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами». При работе над проектом «Оригами» на первом и втором этапах разделились на группы и в течение недели узнали: 1 группа - что обозначает слово «Оригами», 2 группа - когда и где возникло , 3 группа - познакомились с техникой выполнения работы. На последующих этапах дети работали самостоятельно. Каждый ученик выбрал понравившуюся модель, сложил её. В завершении проекта устроили выставку работ.

В третьем классе запланированы проекты «Математические сказки», «Задачи-расчёты». Такие проекты являются практико-ориентированными. Ученики результат своего проекта предлагают другим, например, решить составленную самим ребёнком задачу.
Таким образом, проектная деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.
Используя метод проектов, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучным материалом мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в жизни.
А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуйте, и у Вас всё получится!

Список литературы

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум -М., 2001.

  3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

© 2010-2022