Формирование функциональной грамотности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. В моём сообщении даны некоторые советы и рекомендации по формированию функциональной грамотности младших школьников.


Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности у учеников начальных классов обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников в свободных открытых диалогах, делает их подчас интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми. Функциональная грамотность полиструктурна. Освоение функциональной грамотности означает обязательное освоение всех ее составляющих: компьютерной, лингвистической, экологической, правовой, экономической, финансовой, санитарно-медицинской грамотности и др. В данном случае хотелось бы подробнее раскрыть вопрос, касающийся формирования функциональной (элементарной, исходной) грамотности учащихся на уроках русского языка.

Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении русским языком, являются важнейшим условием общей успешности образования школьников; то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.

В школе детей с первых дней пытаются научить говорить и писать красиво и грамотно. Проблема орфографической зоркости всегда вызывала интерес. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует учителей начальной школы, учителей русского языка, родителей, но и также самих учеников. Хорошо, когда ребенку "дано от бога": правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Прежде всего следует отметить, что ничего природного в "природной" грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся читать, много и охотно читающих. Но их ведь единицы. Большинство детей, которые знают правила и пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно в том, что не умеют видеть нужную орфограмму. Исследователи показали, что самостоятельно определяют орфограммы от15 до 45% учеников, а когда изучается данная тема, то 70-90%.

Как же правильно построить работу по формированию функциональной грамотности младших школьников?

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

  • Ввести понятие "опасное место", чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

  • Развивать фонематический слух.

  • Прививать интерес к чтению.

  • Развивать словарный запас детей.

Учителю нужно помнить, что орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда можно добиться положительного результата.

Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы.

Письмо с проговариванием

Списывание.

Комментированное письмо.

( Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но

обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.)

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра "ОГОНЬКИ".

На доске написано предложение. Ученики "зажигают" огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.



Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа.

В связи с этим использую такой вид работы.

п ф б к т х е


ш с р ч е


з ц а

Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Формирование функциональной грамотности младших школьников





Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.

Формирование функциональной грамотности младших школьников





Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.

Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.


Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

БФормирование функциональной грамотности младших школьниковФормирование функциональной грамотности младших школьниковольшой интерес представляет собой прием "усиления" орфограммы. "Усилить" орфограмму - значит сделать более ярким, или "уярчить", то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся.







Таким образом, понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителю формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

.























© 2010-2022