Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами»,Письма министерства образования науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей». «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» c учетом специфики работы с детьми с органиченными возможностями здоровья.

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- развитие интереса к чтению и книге;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, использовать книгу для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы , высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства ( музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным чтением, чтением текстов про себя.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов .

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем . Грамотный читатель владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг .Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Авторская программа по литературному чтению сокращена в связи с особенностями здоровья обучающегося. На литературное чтение отводится по программе только 1 час в неделю, что не позволяет в полном объеме охватить учебный материал. Однако все темы сохранены.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»(учебно-методический комплект «Школа России)-.М.: Просвещение, 2014.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения - необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор - 10-12%; русская литература ХIХ века - 15-20%, отечественная литература ХХ века - 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) - 10%, зарубежная литература - 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить ) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора).

Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

● развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

● овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

● воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

Формы проведения уроков чтения отличны от стандартных уроков в начальной школе. Обучение чтению ведется с помощью шрифта Брайля. Из-за отсутствия специальной литературы на самостоятельное чтение на уроке отводится минимум времени. Большой по объему материал воспринимается учащимся на слух. Анализ жанров, особенностей произведений не отличается от традиционной школы.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Литературное чтение» рассчитан в 4 классе на 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели )., при общей нагрузке 8 часов в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения толерантно относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

· делить текст на части, озаглавливать части;

· выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

· подробно и выборочно пересказывать текст;

· составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

· размышлять о характере и поступках героя;

· относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;

· находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

· относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Читательские умения.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в мин, про себя - 115 - 120 слов в мин; прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

составлять личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.

Литературоведческая пропедевтика.

Наличие базы необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

Развитие творческих способностей.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

воспринимать произведения в соответствии с их видожанровыми характеристиками;

характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

составлять представление о писателе на основе его произведения;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

иллюстрировать литературное произведение в словесной,, музыкальной формах;

составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;

создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.

Метапредметные результаты:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

использовать знаково-символические средства;

сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

корректировать свои действия;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

формулировать собственное мнение;

Личностные результаты:

В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

адекватная положительная мотивация к обучению;

личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

уважительное отношение к иному мнению;

навыки сотрудничества в различных ситуациях;

этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Умение отвечать на вопросы, выступать по теме.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная,.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.



Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества народов России. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.



Разделы тематического планирования

Летописи.Былины.Жития (1 ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Чудесный мир классики (6 ч. )

П. П. Ершов «Конёк - горбунок

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»

А. П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь (4 ч )

Ф. И. Тютчев. Стихи о природе

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка

.Н. А. Некрасов «Школьник». наизусть

И. С. Бунин «Листопад» наизусть

Литературные сказки (4 ч )

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек

Делу время- потехе час ( 4 ч )

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Страна детства (3 ч )

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Ёлка»

Поэтическая тетерадь (3 ч )

В. Я Брюсов «Опять сон», «Детская»

С. А. Есенин «Бабушкины сказки

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Природа и мы (5 ч )

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. Пришвин «Выскочка»

Е. В. Чарушин «Кабан»

В. П. «Стрижонок Скрип»

Родина ( 2 ч )

Никитин «Русь» С. С. ,Дрожжин «Родине»(наизусть)

А. В. Жигулин» О, Родина!» (наизусть)

Страна фантазия (2 ч )

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

К. Булычев «Путешествие Алисы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Наизусть

1

Летописи.Былины.Жития

1 ч

2

Чудесный мир классики

6 ч.

3

Поэтическая тетрадь

4 ч

2

4

Литературные сказки

4 ч

5

Делу время- потехе час

4 ч

6

Страна детства

3 ч

7

Поэтическая тетерадь

3 ч

8

Природа и мы

5 ч

9

Родина

2 ч

2

10

Страна фантазия

2 ч



Календарно - тематическое планирование по литературному чтению


Планирование составлено на основе УМК «Школа России», примерной программы начального общего образования (авторы - Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004

Учебник Литературное чтение.4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. / - Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. - М. : Просвещение, 2014.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 КЛАСС

урока

Дата

Тема

урока

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности

обучающихся

План

Факт

предметные

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные

1

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Строить рассуждения.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; Целостное отношение к УНТ

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

2

П. П. Ершов «Конёк - горбунок

Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы

- аргументировать свою позицию

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества

Этническое воспитание.

Адекватная мотивация.

Воспроизводить наизусть текст русских сказок. Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. Давать характеристику герою

3

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора»

Научиться различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах докучных сказок, сочинять их. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанро

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Адекватная мотивация.

Целостное отношение к сказке, к произведениям прикладного искусства

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы - логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

4

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Научиться различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить героев и сказочный текст

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Работать в заданном темпе.

Строить рассуждения.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Строить рассуждения.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Называть основные черты характера героев. Характеризировать героев произведения.

5

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.

Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;

-- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

-устанавливать причинно-следственные связи;

- слушать и понимать речь других.

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения

Делить текст на части. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка.

6

.Л. Н. Толстой

«Детство»,

«Как мужик убрал камень»

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям

Научатся пересказывать текст

-- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

-устанавливать причинно-следственные связи;

- слушать и понимать речь других.

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения

Делить текст на части. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев

7

А. П. Чехов «Мальчики»

Научиться характеризовать героев ; определять последовательность событий, Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

- работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- слушать и понимать речь других

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.Этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения

Научатся находить,

равнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки

8

Ф. И. Тютчев. Стихи о природе

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

- работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте;

- слушать и понимать речь других

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Выразительное чтение стихотворения. Нахождение образных выражений. Составить свое суждение о прочитанном.

9

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

-- составлять план и последовательность действий; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

--устанавливать причинно-следственные связи;-строить рассуждения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции.Чувство прекрасного - умениевоспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Выразительное чтение стихотворения. Нахождение образных выражений. Составить свое суждение о прочитанном.

10

.Н. А. Некрасов «Школьник».

наизусть

Научиться читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-поиск и выделение необходимой информации

-потребность в общении с учителем , умение слушать собеседника

--высказывать и обосновывать свою точку зрения;

своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Выразительное чтение стихотворения. Нахождение образных выражений. Составить свое суждение о прочитанном.

11

И. С. Бунин «Листопад» наизусть

Научиться читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, находить средства художественной выразительности (олицетворение, звукопись)

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- поиск и выделение необходимой информации

--высказывать и обосновывать свою точку зрения;

своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции.Чувство прекрасного - умениевоспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Нахождение образных выражений.

12

Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Научиться характеризовать героев ; определять последовательность событий, Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

- работать по предложенному учителем плану

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- поиск и выделение необходимой информации

--высказывать и обосновывать свою точку зрения;

своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

- находить ответы на вопросы в тексте

- Умение выражать свои мысли полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Определить отношение автора к описанным явлениям и событиям. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Выразительное чтение стихотворения. Нахождение образных выражений. Составить свое суждение о прочитанном.

13

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Научиться характеризовать героев ; определять последовательность событий, Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

- работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте

- Умение выражать свои мысли полно и точно

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- поиск и выделение необходимой информации

--высказывать и обосновывать свою точку зрения;

своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Выразительное чтение стихотворения. Нахождение образных выражений. Составить свое суждение о прочитанном.

14

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Научиться характеризовать героев ; определять последовательность событий, Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

- работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте

- Умение выражать свои мысли полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрасного

- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Передача интонационно отношения к описанным явлениями событиям.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

15

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

- работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте

- Умение выражать свои мысли полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрасного

- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Передача интонационно отношения к описанным явлениями событиям

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

16

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

Научиться читать лирический текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, находить сравнения

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.чувствовать красоту художественного слова,выражать свои эмоции

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.Этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения

Составлять мини-сочинение по собственному опыту.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

17

.В. Ю. Драгунский «Главные реки»

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа

Р- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П --находить ответы на вопросы в тексте

К- -выразительно читать и пересказывать текст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Определять основную мысль произведения. Характеризовать героя рассказа.

18

В. Ю. Драгунский

«Что любит Мишка»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

.Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Определять основную мысль произведения. Характеризовать героя рассказ

19

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

20

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Научится давать характеристику главным героям.

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- сбор, обработка, анализ, передача информации

- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

21

Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Научится давать характеристику главным героям

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- сбор, обработка, анализ, передача информации

- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

22

М. М. Зощенко «Ёлка»

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- -слушать и понимать речь других.

Адекватная мотивация Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

23

В. Я Брюсов «Опять сон»

«Детская»

Научатся понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение,.

- учиться работать по предложенному учителем плану

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; высказывать и обосновывать свою точку зрения

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст . Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения.

24

С. А. Есенин «Бабушкины сказки

Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Выразительное чтение

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Чувство прекрасного

- умение воспринимать красоту природы, бережноотноситься ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Воспринимать стихи на слух. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью

25

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Выразительное чтение

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Чувство прекрасного

- умение воспринимать красоту природы, бережноотноситься ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Воспринимать стихи на слух. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью

26

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Составлять план рассказа.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Прогнозировать содержание раздела. Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

Определять основную мысль рассказа.

27

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод)

- учиться работать по предложенному учителем плану

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность:

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции

Прогнозировать содержание раздела. Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу Определять основную мысль рассказа.

28

М. Пришвин «Выскочка»

Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану

- учиться работать по предложенному учителем плану

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность:

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции

Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

Определять основную мысль рассказа.понимать прочитанное

29

Е. В. Чарушин «Кабан»

Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану

- учиться работать по предложенному учителем плану

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность:

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции

Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

Определять основную мысль рассказа.понимать прочитанное

30

В. П. «Стрижонок Скрип»

Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

-работать по плану, сверяя свои действия с целью,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении

31

Никитин «Русь» С. С. Дрожжин «Родине»

(наизусть

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

-работать по плану, сверяя свои действия с целью,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Передача интонационно любви к Родине, природе. Нахождение выражений, описывающих явления природы.

32

А. В. Жигулин» О, Родина!» (наизусть)

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

-работать по плану, сверяя свои действия с целью,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Передача интонационно любви к Родине, природе.

33

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

Понимать нравственный смысл рассказов.

Составлять план рассказа.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Выражение личностного отношения к прослушанному

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- сбор, обработка, анализ, передача информации

- -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Прогнозировать содержание . Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

Определять основную мысль рассказа.

34

К. Булычев «Путешествие Алисы

Понимать нравственный смысл рассказов.

Составлять план рассказа.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Выражение личностного отношения к прослушанному

- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- сбор, обработка, анализ, передача информации

- -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Прогнозировать содержание раздела. Понимать нравственный смысл рассказа.Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

Определять основную мысль рассказа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, чтение текста).

Чтение наизусть

Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

- правильная постановка логического ударения;

- соблюдение пауз;

- правильный выбор темпа;

- соблюдение нужной интонации;

- безошибочное чтение;

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям.

Оценка "2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Примерная программа начального общего образования по русскому языку.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. - М.: Просвещение, 2014г.

Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе, в двух частях: 4 класс. М.: Просвещение,2014 г.

Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению. Книга для учителя. М.: ВАКО, 2013г.

Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2013г.



© 2010-2022