- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс УМК Планета Знаний Борис Заходер «На Горизонтских островах»
Конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс УМК Планета Знаний Борис Заходер «На Горизонтских островах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Выганяйло Э.Н. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Борис Заходер
«На Горизонтских островах». Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогощать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное. Развивать речь, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера. Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, ноутбук.
Ход урока. Отрывок из мультфильма «Песенка Винни-Пуха» (слайд 2).
- Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели? - А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки? - Нам предстоит узнать, кто автор этого произведения, познакомиться с биографией и творчеством этого писателя. Оргмомент. - Узнайте фамилию писателя, расшифровав эти картинки (по первым буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3).
- Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя? - Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.
- А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия.. (слайд 4).
- Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? - спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».
Чтение стихотворения «Моя Вообразилия».
Моя Вообразилия.
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
- Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (тем, у кого есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать). Речевая разминка. - Для того, чтобы отправиться в волшебную страну, необходимо подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку.
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
(слайд 5 - 6)
- Б.В. Заходер родился 9 сентября. С раннего детства главной привязанностью мальчика были животные и литература. Борис рано потянулся к книгам, творчеству. Он придумывал сказки, загадки, любил рассказывать их товарищам, а товарищи любили слушать. Окончательный выбор профессии был сделан не сразу. Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все это время продолжает писать. Поэзия занимает все больше места в его жизни. Он заканчивает литературный институт и становится настоящим писателем. - В 7 лет Борис убежал из дому. За что-то обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на работу, мальчик убежал из дому. Чуть ли не целый день один-одинешенек странствовал он по Москве. Движение, к счастью, в то время было небольшое, автомобилей было мало. В конце концов вечером он добрался до своего приятеля. Здесь его, уже поздно вечером, отыскал отец. Бориса не наказали, а стоило бы. Может быть потому, что пришли гости. Но только папа прочел вслух и показал всем записку, написанную сбежавшим сыном. И это было хуже всякого наказания. Там было написано следующее: «Сиводня я ухажу навсигда». - Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои - дети младшего школьного возраста. Сценка «Два и три» (слайд 7).
- Б. Заходер - переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по-русски Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна. - Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни-Пуха? - Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном. Выставка книг Заходера (слайд 8).
- В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера.
В моей Вообразилии,
Моей Вообразилии-
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.
- Отправимся туда? На чём бы вы думали?
Нам не нужен вездеход,
Не годится самолёт -
На летающей корове
Мы отправимся в полёт!
- Полетели!
Мы мечтаем приземлиться
На одном из островов,
Во владенья Трулялинского,
Пана песен и стихов.
Познакомимся? (слайд 9) - физминутка под песню «Про пана Трулялинского»
(Из Ю. Тувима)
Работа с учебником. - Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова! (слайд 10) Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова.
Чтение слов в учебнике - с. 40 Словарная разминка.
-
Самостоятельное чтение.
-
Коллективное чтение.
-
Что такое «горизонт»? (слайд 11) Горизонт - воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли.
-
Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?
-
Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)
Поиск информации.
-
Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот», «свидетельство».
-
Бычки в томате - консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд 12)
-
Кашалот - зубастый кит. (слайд 13)
-
Свидетельство - слова свидетеля о событии, при котором он был.
-
Свидетель - человек, который присутствовал при каком-то событии.
На Горизонтских островах
(Из Яна Бжехвы)
Первичное восприятие. Читает учитель. - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
Вторичное восприятие. - Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано. - Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть? - Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу? Словесное рисование.
- Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз
- Коллективное чтение с соблюдением всех пауз
- Упражнение "Спринт". Ученикам предлагается отыскать в книге отрывок.
Итог (слайд 14).
Закончи предложения:
- Я узнал на уроке …
- Учился на уроке …
- Мне было интересно …
- Я считаю, что работал …
- Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.
МОУ гимназия №1
Разработка урока по литературному чтению
по программе «Планета Знаний».
1 класс
Борис Заходер
«На Горизонтских островах»
Составитель: Выганяйло Э. Н.
учитель начальных классов
г. Миллерово
2012 г.