- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему «Технология проблемного диалога на уроках в начальной школе» ШМО
Доклад на тему «Технология проблемного диалога на уроках в начальной школе» ШМО
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голубкина О.В. |
Дата | 17.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад на школьном методическом объединении
«Технология проблемного диалога
на уроках в начальной школе»
Введение XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
-
игровая деятельность;
-
создание положительных эмоциональных ситуаций;
-
работа в парах;
-
проблемное обучение.
Технология проблемного диалога
Что же такое технология проблемного обучения?
Технология - это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
- Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
- Поиск решения - этап формулирования нового знания.
Классификация методов обучения Таблица 1
Методы
Проблемные
Традиционные
постановка учебной проблемы
побуждающий от проблемной ситуации диалог
подводящий к теме диалог
сообщение темы с мотивирующим приёмом
сообщение темы
поиска решения
побуждающий к гипотезам диалог
подводящий диалог от проблемы
подводящий диалог без проблемы
сообщение знания Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний. В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Таблица 2
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение
к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Примеры: Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Актуализация изученного -Прочитайте слова на доске? -Моль, Анна, зайка, вьюга объезд -Объясните орфограммы Объясняют -Что это? (Читает загадку о рябине ) -Это рябина! -Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. -Что же мне делать, ребята? -Надо перенести. -А что значит перенести? -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. -Какой знак нам нужен? -Знак переноса. Задание на новый материал. -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. Проверка задания. -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Видят варианты: Ряби-на Ряби-на Ря-бина Рябин-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) Побуждение к осознанию -Задание было одно? -Да -А выполнили его как? -Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) Побуждение к проблеме -Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? -Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) Тема -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске).
Подводящий к теме диалог (Таблица 1) представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Подводящий к теме диалог. -Посмотрите на два столбика слов на доске На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь -Что заметили общего? -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. -В чем различие? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике - с мягким знаком на конце слова. Тема -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
Сообщение темы с мотивирующим приемом. (Таблица 1) Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Пример: Урок русского языка по теме «Дательный падеж» 3 класс
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? -О дательном Тема -Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) -Дательный падеж
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ (Таблица 1) Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога
Побуждение к выдвижению гипотез
Побуждение к проверке гипотез
устной
практической
Общее побуждение
-Какие есть гипотезы?
-Согласны с этой гипотезой? Почему?
-Как можно проверить эту гипотезу?
Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Материал для выдвижения гипотез Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? Разбиваются по группам, начинают работу.
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
Представление гипотез группами. Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
Побуждение к проверке. -Как проверить, какой из двух способов верный? Молчат.
Подсказка к плану. -Может быть, воспользуемся каким-то прибором? Можно проверить на калькуляторе! -Проверьте! Что получилось? -При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). Вывод -Значит, как надо умножать на двузначное число? Формулируют правило (Открытие нового знания)
Учебник -Сравните свой вывод с учебником. -Все верно.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Пример: Урок русского языка 3 класс по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Подводящий без проблемы диалог.
-Прочитайте стихотворение по учебнику.
Читают
-Определите, какой частью речи является каждое слово.
Определяют
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
-Междометия и местоимения.
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю - к которым нельзя задать вопрос (перечисляют). Вывод
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).
Дайте определение.
Формулируют определение.
(Открытие нового знания) Учебник
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?
-Междометия не относятся к служебным частям речи.
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).
Задание на формулирование темы
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).
Однако реальный урок - это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением - на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ИКТ. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Заключение. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: 1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); 3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; • способствует развитию познавательной активности; • осознанности знаний; • предупреждает появление формализма, бездумности; • обеспечивает более прочное усвоение знаний; • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.