Конспект урока по русскому языку на тему Оглушения звонких согласных на конце слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Оглушения звонких согласных на конце слова»


Ход урока:


Задача

Этап

Учебная ситуация

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организовать детей на деятельность

Организационно - мотивационный

- Здравствуйте дорогие ребята!

- Здравствуйте.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Провести минутку чистописания

Минутка чистописания

- Откройте свои тетради по чистописанию на стр. 32 урок №74

- Что вам нужно прописать?

- Соединения букв и слова

- Какие?

- Соединения букв: за, у, до, пере, с

Слова: задул, утюг, доктор, перелом, спорт

- Хорошо, прописываем

- Следим за осанкой

- Прописали?

- Да

- Отложите тетради на край стола

- Теперь в обычных рабочих тетрадях записываем число, классная работа

- Семнадцатое апреля

Классная работа

Провести словарную работу

Словарная работа

- Сейчас мы с вами будем опять прописывать словарные слова под мою диктовку


- Ваша задача правильно записать слово и поставить ударение


Слова: артист, береза, вокруг, город, народ, русский, улица, театр, учитель, овощи, девочка


- Проверьте себя сами


- Обменяйтесь тетрадями, откройте учебник на стр. 172 и проверьте правильность выполнения работы


- А теперь оцените работу одноклассника по критериям


Критерии:

1. Правильно записано слово

2. Правильно поставлено ударение

- (имя ученика) оцени свою деятельность по критериям и алгоритму самооценки


Алгоритм самооценки:

Какова была цель задания (задачи)?

Удалось получить результат (решение, ответ)?

Правильно или с ошибкой?

Самостоятельно или с чьей - то помощью?

- Хорошо, молодцы


Актуализировать знания детей полученные ранее

Актуализация знаний

- Откройте учебники на стр. 150 прочитайте название раздела

- Буквы звонких и глухих согласных в конце слова

- Назовите ключевые слова

- Согласные, в конце слова

- Рассмотрите кадр кинопленки, расположенный после названия раздела


- Как вы думаете, что означает звонок в руках Пети Зайцева? Что он вам напомнил?

- Звонкие согласные звуки в «Букваре» обозначали звонком

- Приведите примеры звонких согласных звуков.

- [л], [м], [н], [р], [г], [д], [г'], [д'] и т.д.

- Какие группы звонких согласных вы знаете?

- Парные и непарные

- Назовите звонкие парные. Сколько таких парных звуков?

- 6 твёрдых и 6 мягких

- Назовите звонкие непарные звуки. Сколько их?

- 4 твёрдых и 5 мягких + [й']

- Продолжим рассматривать картинку


Что сделала Катя?

- Она заткнула уши. Ничего не слышит. Глухая

- Как обозначали мы глухие согласные звуки?

- Человечкам рисовали чёрные шляпки

- Приведите примеры глухих согласных звуков.

- [п'], [п] и т.д.

- Назовите глухие парные звуки, глухие непарные

- Где будем наблюдать эти согласные звуки?

- В конце слова

- Попробуем показать это на схеме:

? (на конце изображены звонок или шляпка)


Сформулировать совместно с детьми тему и цель урока

Формулировка темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать тему урока

- Тема: «Буквы звонких и глухих согласных на конце слова»

- Какие согласные звуки произносятся в конце слова, как их можно проверить?

- Поставьте перед собой цель

- Цель: «Узнать какие согласные звуки произносятся в конце слова и как их можно проверить?»

Поставить проблему перед детьми

Постановка проблемы урока

- Ребята запишите предложение: «Перед нами лежал лу[к]

- Кто как записал слово лу[к]

- Перед нами лежал лук

Перед нами лежал луг

- Какая перед вами возникла проблема?

- Как различать слова, чтобы стал понятен смысл? Какую букву нужно написать в конце слова?

Совместно с детьми открыть знания по теме: «Буквы звонких и глухих согласных на конце слова»

Открытие знаний

- Давайте выполним упр. 236 учебника стр. 151

- Прочитайте задание, что вам нужно сделать?

- Произнести слова. Послушать, из каких звуков они состоят. Назвать в каждом слове звуки, которые обозначены другой буквой. Определить где находятся эти звуки в слове.

- Прочитайте каждое слово отдельно: хлеб, лес, глаз, год, уж, сон, гром, спор, ствол

- Сравните в них произношение звуков и соответствующие буквы

- В каких случаях вы обнаружили несоответствие?

Запишите его в направлении от звуков к буквам, указав рядом слово, в котором есть это несоответствие:

[п] → б (хлеб)

[с] → з (глаз)

[т] → д (год)

[ш] → ж (уж)

- С какими звуками произошли изменения?

- Со звонкими согласными

- Уточните, все ли звонкие звуки подверглись изменениям?

- Изменились ли в произношении звуки н, м, л, р?

- Нет, изменения произошли только с парными звонкими звуками

- Где находятся эти звуки в слове?

- В конце слов

- Какой вывод можете сделать?

- Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими

- Давайте прочитаем вывод, который дают нам авторы учебника стр. 151 после упр. 236

- Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки в конце слов заменяются парными глухими - оглушаются: [сат] - сад

- Как вы поняли, что значит, звуки оглушаются, происходит оглушение?

- Ответы детей

- Какие ещё звуки, кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться?

- [в], [г]

- Попробуйте подобрать свой пример

- Зуб, клюв, дуб

- Что для этого нужно помнить?

- В конце пишется буква звонкого парного согласного


Запомните! Глухие звуки - это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

- Какое уточнение в это стихотворение нужно внести, чтобы оно полностью соответствовало правилу?

- Парного по звонкости соседа

- Мы с вами говорили о несоответствии написания и произношения в словах хлеб, глаз, год, уж. Вспомните, как называется такое место в слове?

- Орфограмма

- А почему такое происходит?

- Почему мы слышим одно, а пишем другое?

- Есть ли здесь какое-то правило?

- Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237 стр. 151

- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».

Морж

Морж спросил у Кенгуру: - Как выносишь ты жару?

- Я от холода дрожу!

Кенгуру сказал Моржу.

- Что мы наблюдаем в этом слове?

- В конце слова произносим [ш], а пишется буква ж

- Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении

- Прочитайте это слово

- Моржу

- Как оно называется?

- Проверочное

- Докажите, что это слово проверочное

- Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем

- Какая буква пишется в этом слове после ж?

- Буква гласного

- Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова

- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный

При помощи определенных заданий и упражнений показать детям практическую значимость умения

Применение знаний на практике

- Откроем упр. 240 из дидактического материала

- Что вам нужно сделать?

- Запишите слова парами

Подвести итог урока

Итог урока

Итак, ребята, над какой темой мы работаем?

- Тема: «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова»

- Какие умения мы формировали?

- Ответы детей

- Хорошо, молодцы

Задать домашнее задание

Домашнее задание

- Упр. 237 стр. 152

- Выпишите слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне. Подберите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.

- Спасибо всем за урок!


© 2010-2022