Урок литературного чтения по теме В. Драгунский. Сверху вниз наискосок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения.

Тема: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

Цели урока: 1. Создание условий для восприятия и первичного осознания учащимися рассказа; осмысления связей и отношений между героями через выразительное чтение, инсценировку и работу над текстом.

2. Развитие навыка чтения через выборочное чтение, чтение по ролям; комуникативных способностей через работу в парах.

3. Воспитание личностных качеств учащихся через разгадывание «секрета» произведения.

Ход урока:

I Организационный момент.

Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать по книге «Литературное чтение» и вновь распутываем тайны сюжета нового произведения. Но сначала повторим домашнее задание.

II Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

  • Что готовили дома? (Э. Успенский «Разгром»)

  • Проверяю выразительное чтение, постарайтесь, чтобы герои у вас получились непохожие друг на друга. ( 3-4 ученика).

  • Что помогает маме «выстоять» при виде разгрома? (чувство юмора)

  • Сегодня мы познакомимся с новым произведением. С каким?

  • Можно ли, не читая произведения, предположить, что у него есть что-то общее со стихотворением Э. Успенского? (это юмористический рассказ)

  • Как вы догадались? (нам знаком автор, у него веселые рассказы)

  • Предположите по заголовку, о чем идет речь? Что можно делать сверху вниз, наискосок? (писать, рисовать, раскрашивать)

  • Прежде чем познакомиться с рассказом, давайте прочитаем пословицу.

Не место красит человека, а человек место.

  • Как понимаете смысл этой пословицы?

  • После чтения рассказа мы вернемся к пословице и подумаем, может ли она являться эпиграфом к рассказу?

Вспоминаем, что такое эпиграф?

Эпиграф - изречение перед началом произведения, настраивающее на него или выражающее его главную идею. («Литературное чтение» I часть)

III Усвоение навыков знаний и способов действий.

Чтение произведения учителем и хорошо читаемым учеником

  • Итак, исследователи, в путь! Чтобы разгадать «секрет» этого произведения нужно быть очень и очень внимательными.

IV Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и навыков действий.

  • Правы ли мы были, предположив, что Драгунский написал юмористический рассказ? Докажите!

Драгунский написал этот рассказ, чтобы нас с вами развеселить. Вот как мы дружно смеялись. (Нет, это произведение написано не просто для веселья, здесь есть «секрет»)

  • Этот «секрет» мы и попытаемся сегодня раскрыть.

  • Вернемся к пословице, является ли она ЭПИГРАФОМ к рассказу?

Автор размышляет о том, что есть такие профессии, они очень интересны и привлекательны для ребят, они доставляют одно удовольствие. Выполнять такую работу легко и приятно.

  • Какая профессия была интересна ребятам из рассказа Драгунского? (Маляр)

  • Докажите отрывком из текста, что профессия нравилась ребятам.

Выборочное чтение

*красиво одеты

*работали складно и аккуратно

  • Какое чувство испытывали ребята, когда однажды тетя Саня, тетя Раечка и тетя Нелли ушли обедать? (Любопытство) Почему?

Чтение отрывка по ролям

  • Показать голосом, что ребятам любопытно (стр. 72 - 73)

  • Ребятам хочется попробовать себя во взрослом деле и им это удалось.

  • Почему рассказ называется «Сверху вниз, наискосок»? (Название отражает направление движений в работе малярной кистью)

Физкультминутка:

Дети выполняют движения маляров: сверху вниз, наискосок.

  • Что покрасили юные маляры?

  • стену

  • Аленку

  • белье

  • дверь

  • управдома

  • Ребята были очень довольны своей работой. Докажите это отрывком из текста.

* исчезли синяки

* «обновили» белье

* Аленка превратилась в настоящую «индейку»

  • Таким образом мы доказали, что работали маляры очень легко и всем было весело. (Нет, не всем, управдому было невесело.)

  • Докажите, что управдому было невесело. (стр. 75)

  • Почему остолбенел управдом Алексей Акимыч? (Он остолбенел от неожиданности)

  • Почему не отвел шланг с краской Денис? (Сначала он был в азарте, потом испугался и красил управдома по инерции)

  • Как вели себя Аленка и Мишка?

Почему?

Инсценировка:

Выбираем Аленку, Мишку, Дениску, управдома и изображаем их действия в то время, когда появился управдом.

Работа в парах:

  • Сейчас мы рассмотрим, как менялось состояние души героев в течение всего рассказа?

На доске и перед детьми карточки со словами:

ТРУДНО, ИНТЕРЕСНО, ПЛОХО, ХОРОШО, ГРУСТНО, СКУЧНО, ЛЮБОПЫТНО, ВЕСЕЛО, ОБИДНО, БЕЗРАЗЛИЧНО

  • Расставьте цифры 1, 2, 3 на карточках и покажите, как в течение рассказа менялось душевное состояние героев? (Самостоятельная работа в парах)

  • Проверяем. Приготовили ладошки, если согласны - хлопаем, если не согласны - топаем.

  1. ИНТЕРЕСНО

  2. ЛЮБОПЫТНО, ХОРОШО, ВЕСЕЛО

  3. ГРУСТНО, ПЛОХО, ОБИДНО

У нас появился своеобразный план рассказа

  • Почему в конце рассказа героям стало плохо? (Героям стало плохо, так как их наказали)

  • Взрослые НЕСПРАВЕДЛИВО обидели ребят. Ребята просто хотели стать малярами, попробовать себя во взрослом деле. (Дети доказывают, что наказание было справедливым)

  • Переверните карточки. У нас появились буквы. Составьте из них слово. Это совет ребятам из рассказа.

Из букв дети составляют слово «УЧИТЬСЯ». Делаем вывод, что каждому делу надо учиться.

VI Подведение итогов занятия. Рефлексия.

  • Итак, вернемся к пословице, является ли она эпиграфом к рассказу?

Да, является. Каждый человек должен делать свое дело. То, что он умеет, то, что ему хорошо удается. А каждому делу нужно УЧИТЬСЯ, чтобы про результат вашего труда не сказали:

И готово, да бестолково… (пословица на доске)

  • Вы согласны с моим утверждением, что для того, чтобы стать маляром, Денису стоит только подрасти? (Нет, ему нужно еще учиться)

  • Какое из изученных стихотворных произведений, на ваш взгляд, подтверждает данный вывод. (стихотворение Р. Сефа «Странное дело»)

VII Информация о домашнем задании.

  • Ребята, в этом рассказе очень часто используется прямая речь. Если ее заменить речью рассказчика, будет так же смешно? (Нет, прямая речь здесь необходима, она передает индивидуальность, настроение и состояние героев.)

  • Предположите, над чем вам придется поработать дома? (Инсценировать данное произведение.)

  • Домашнее задание

1. Стр. 72-75 пересказ, подготовка к инсценировке.

2. Попробовать сформулировать «закон смешного»:

Смешно, когда…

  • Над какими понятиями мы сегодня работали?

  • Эпиграф

  • Юмористический рассказ

  • Прямая речь ( вспомнили)

  • В чем «секрет» произведения?

  • Каждому делу нужно учиться.

  • Если делать любую работу с душой, она будет доставлять радость и тебе и окружающим.



© 2010-2022