- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока с презентацией и физкультминуткой
Конспект урока с презентацией и физкультминуткой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирпичникова Н.К. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Петриловская начальная общеобразовательная школа»
Костромского муниципального района
Костромской области
Муниципальный конкурс в области методики обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста «Калейдоскоп педагогических идей - 2013»
Педагогическое проектирование
Номинация «Презентация к уроку»
(с пояснительной запиской и конспектом урока)
Подготовил учитель начальных классов Кирпичникова Надежда Константиновна
Кострома
2013 год
Конспект урока по предмету
«Окружающий мир»
2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока:
«Путешествие по планете»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны. Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы; - развивать умение работать с физической картой мира, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка; - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы Предметные - уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой мира); - находить на физической карте мира и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; - расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир 2 класс. часть 2. М.: Просвещение, 2012;
рабочая тетрадь : А.А.Плешаков. Окружающий мир 2 класс, ч.2 М: Просвещение, 2012
компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
физическая карта мира (без названий материков и океанов);
макет аквариума, рыбки из картона или цветной бумаги (золотые, серебряные, чёрные), клей.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология проведения (этап урока, цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель: формирование самооценки готовности к уроку | С давних времён из века в век Как мир прекрасен узнавал. | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.
|
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального фона | Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Позвольте начать наш урок с притчи. «Притча» - это рассказ взятый из истории или окружающей среды, суть которого заключается в том, чтобы запечатлеть духовные или нравственные ценности. ИТАК, Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках. Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках. | Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом. |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | Прочитайте слова, написанные на слайде (звёзды, карта, материки, план, океаны, глобус, планеты, Луна). Разделите их на группы: уменьшенное изображение Земли; небесные тела. Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе? Презентация, слайд 2 | Читают слова, делят их на группы. Выслушиваются ответы детей. |
Введение в тему урока Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока
| О чём вы не смогли рассказать? Почему? Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Что же будет нашей целью? Давайте составим план урока. Что мы сейчас сделали? Какое умение формировали? Презентация, слайд 3 Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса. - А вы знаете кто первым совершил кругосветное путешествие? - Фернан Магеллан - На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан? - Как вы думаете, почему? Презентация, слайд 4 Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара. - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Из кого состоит команда на корабле? -В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему? Презентация, слайд 5 В любом плавании принято вести бортовой (судовой) журнал. Туда записываются сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Отправляемся в путешествие? К берегам неведомой земли Плывут по морю корабли, Командам не страшны преграды, На острове всех ждут награды! Полный вперед! | 2 слова остались без группы. Путешествие по планете. Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте. 1. Что такое материки и какие они бывают. 2.Что такое океаны и какие они бывают. Назвали тему урока, наметили цель, составили план урока. Умение организовывать свою работу на уроке. На корабле. Потому что не было самолетов. Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта - это изображение поверхности Земли на плоскости. |
Постановка учебной проблемы Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.
| Откройте карты мира в учебнике на с.114-115. Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся. Презентация, слайд 6
На какие две группы можно разделить увиденное и почему? Каким цветом на карте обозначают водоемы? Опишите встреченные вами водные просторы. Каким цветом на карте обозначают участки суши? Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Раньше они были предметом нашего обсуждения? | Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду. Презентация, слайд 7 Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан. Презентация, слайд 8 Синим. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого. Жёлтым, коричневым, зеленым. Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой. Нет. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.
| Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой? Где можно проверить свои предположения? Делаем вывод, что же такое материки? Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого? Где можно проверить свои предположения? Делаем вывод, что же такое океаны? Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? Все согласны? Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой. Вот как можно с помощью диаграммы представить соотношение суши и воды. Презентация, слайд 9 | Материки. В учебнике. Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой, называются материками (континетами) Океаны. В учебнике. Огромные водные пространства называются океанами. Воды.
|
Первичное применение нового знания Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
| Корабли по морю плыли, К чудо-острову спешили. Ждали там давно гостей, Лучших первооткрывателей. Работа по карте. - Сколько всего материков? Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. - Какой материк самый маленький? Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы не ездили туда? Австралия - самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных - кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, коала. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное - утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии. Презентация, слайд 10 Какой материк самый большой? Действительно Евразия - самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире - Гималаев. Презентация, слайд 11 Как вы думаете, какой материк самый жаркий? Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей - льве, о самом длинношеем животном - жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света - пирамидах. Презентация, слайд 12, 13 Какие материки находятся в западной части? Презентация, слайд 14,15 Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка - самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира - секвойи. Презентация, слайд 16 А какой материк самый холодный? Антарктида - край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя - знаете кто это? Отгадайте загадку. В Антарктиде среди льдов Ходит важный господин В черный он одет сюртук. Крылья машут вместо рук. | Всего материков шесть. Это Австралия. Африка. Северная и Южная Америка Евразия. Антарктида.
Северная Америка и Южная Америка.
Пингвин. |
Физкультминутка «Весёлые смайлики» Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. | Пришло время отдыха на корабле. Путешествуя по планете Утомились мы в пути. Предлагаю вам, ребята, Встать и с корабля сойти. Презентация, слайд 17
| Второклассники под музыку «crazy_frog_-_axel_f» повторяют упражнения за весёлыми смайликами. |
Первичное применение нового знания (продолжение) Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
| Морская прохлада помогла восстановить нам силы, продолжаем путешествие. Давайте рассмотрим океаны и сравним их. - Сколько всего океанов? Найдите самый большой океан. Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли. Презентация, слайд 18 Второй по площади океан - Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида. Презентация, слайд 19 Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко. Презентация, слайд 20 - Найдите самый маленький океан? Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом. Презентация, слайд 21 Три океана - Тихий, Атлантический и Индийский - с юга объединены водным кольцом, которое называют Антарктическим, или Южным океаном. Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу. | Пять. Самый большой - Тихий океан.
Самый маленький - Северный Ледовитый океан.
|
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. | На каких материках много равнин? Где самые высокие горы? Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан? После выполнения этого задания «встаньте», «поставьте себя», пожалуйста, на лесенку успеха. Презентация, слайд 22 | Это Южная Америка и Евразия. В Евразии. (Гималаи) Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)
|
Самостоятельное применение знаний (работа в группах). Проектная работа по составлению карты. Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям. | В рабочих тетрадях есть карта, но на ней нет названий материков и океанов. Поэтому предлагаю сделать маленький проект «Составление своей карты». Но прежде давайте повторим правила работы в группе. Каждая группа получает задание: первая группа подписывает названия материков, вторая группа подписывает названия океанов. Делегаты от групп подписывают свои объекты на карту, которая дана на доске. Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания? | Правила работы в группе: перед работой нужно договориться, кто и что будет делать; не говорить всем сразу; учиться разговаривать вполголоса; не спорить зря, а доказывать, объяснять. Умение работать в группе. |
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить? - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны? Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами лежат аквариумы, которые нужно заполнить рыбками. Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, запустите в аквариум золотую рыбку; если ПОКА не все удавалось, поселите серебряную рыбку; если трудных моментов было много, тогда в вашем аквариуме появится черная рыбка. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали. Презентация слайд 23 | Выслушиваются ответы детей.
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. Обсуждаем заполненные рыбками аквариумы. |