- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Развиваем логику
Рабочая программа по внеурочной деятельности Развиваем логику
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевченко И.А. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к курсу «Развиваем логику» Программа курса «Развиваем логику» для младших школьников полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам - логическое - лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Развиваем логику» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Система занятий по курсу «Развиваем логику» позволяет решать следующие аспекты: Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
- воспитание системы межличностных отношений;
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Курс «Развиваем логику рассчитан на 4 года обучения.
Место курса в программе - в 1 классе 32 часа, 2, 3,4 классы 34 часа.
Содержание программы
1 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
- Действия предметов (8 часов)
-
Элементы логики (6 часов)
-
Сравнение (3 часа)
- Комбинаторика (3 часа)
- Развитие творческого воображения (6часов)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Учебно - тематическое планирование
1 класс
№
Разделы
.
Количество часов
Часы
Примечание
теория
практика
1
Свойства, признаки и составные части предметов.
6
4
2
2
Действия предметов.
8
6
2
3
Элементы логики.
6
4
2
4
Сравнение.
3
2
1
5
Комбинаторика.
3
2
1
6
Развитие творческого воображения.
6
4
2
итого
32
12
10
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Развиваем логику»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса « Развиваем логику» В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание программы
2 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
- Сравнение (6 часов)
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
- Комбинаторика (4 часа)
- Элементы логики (7 часов)
- Развитие творческого воображения (2 часа)
- Практический материал (7 часа)
Учебно - тематическое планирование 2 класс
№
Разделы
Количество часов
Часы
Примечание
теория
практика 1 Свойства, признаки и составные части предметов. 5 4 1
2 Сравнение. 8 6 2
3 Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. 5 4 1
4 Комбинаторика. 5 4 1
5 Элементы логики. 9 7 2
6 Развитие творческого воображения. 2 2
итого
34 27 7
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Развиваем логику» во втором классе. В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
Содержание программы
3 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (5 часа)
- Сравнение (3 часа)
- Комбинаторика (3 часа)
- Действия предметов (5 часа)
- Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (5 часа)
- Элементы логики (10 часов)
- Развитие творческого воображения (3 часа)
- Практический материал (11 часа)
Учебно - тематическое планирование
3 класс
№
Разделы
Количество часов
Часы
Теория Практика
Примечание
1
Свойства, признаки и составные части предметов.
5
4
1
2
Сравнение.
3
2
1
3
Комбинаторика.
3
2
1
4
Действия предметов.
5
3
2
5
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.
5
3
2
6
Элементы логики.
10
7
3
7
Развитие творческого воображения.
3
2
1
Итого
34
23
11
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Развиваем логику» в третьем классе: В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание программы
4 класс
- Сравнение (5 часов)
- Комбинаторика (5 часов)
- Элементы логики (12 часов)
- Развитие творческого воображения (12 часов)
- Практический материал (10 часов)
4 класс
Учебно - тематическое планирование
№
Разделы
Количество часов
Часы
Примечание
теория
практика
1 Сравнение. 5 3 2
2 Комбинаторика. 5 3 2
3 Элементы логики. 12 9 3
4 Развитие творческого воображения. 12 9 3
Итого 34 24 10
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе. В результате изучения курса «Развиваем логику» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Ресурсное обеспечение программы
1. 1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
2.Гилобух, Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника [Текст] / Ю.З. Гилобух. - Киев: Институт психологии АПН Украины, 1993. - 231 с.
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В. Григорьев, П.В, Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223 с. (Стандарты нового поколения).
4. Диагностика детской одарённости и развитие творческих способностей у детей [Текст] / Под ред. А.Ф. Андреева. - М.: Московский государственный педагогический университет, 1995. - 15 с.
5. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с.
6. Зак, А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей / А.З. Зак. - М.: Интерпрайс, 1994. - 408 с.
7. Краткий тест творческого мышления [Текст]: Фигурная форма: Пособие для школьного психолога. - М.: Интор, 1995. - 48 с.
8. Овчинникова, В.С. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / В.С. Овчинникова // Начальная школа, 2000. - № 2. - с. 73-78
9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111с. (Стандарты нового поколения).
10.Развитие творческого мышления [Текст] / составитель Г.Н. Старабахина. - Нижний Новгород: Новгородский ГУ им. Ярослава Мудрого, 1995. - 40 с.
Интернет-ресурсы:
-
develop-kinder.com/math4kinder/pupils-logic-2.html
-