- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова И.А. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
_________________ зам. директора по УР Директор
Протокол № ______ «___»__________2014 г ______/Калашникова Н.В./
От « __» _________ 2014 г __________/Яшина И.Е/ «____»________2014 г
Руководитель МО__________
Рабочая учебная программа по
«Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры»)
4 «б» класс
Год разработки 2014
составлена на основе
примерной программы начального общего образования
Программу составила
Смирнова И.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу рабочей программы по «Основам религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса положена авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики». А. В. Кураева «Просвещение», 2010 и обеспеченная учебникомА. В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012. Учебникрекомендован к использованию Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является:
- Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Конституция Российской Федерации;
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047;
- .
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Данная программа включает содержание 6 модулей: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществлен родителями (законными представителями) учащихся школы. Зафиксирован протоколам родительского собрания и письменными заявлениями родителей. Изучение осуществляется по учебно-методическому комплекту «Основы духовно-нравственной культуры народов России» издательства «Просвещение» через модуль, выбранные на основании опроса и пожелания родителей «Основы православной культуры».Автор учебника Андрей Вячеславович Кураев.В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цель учебного курса «Основы православнойкультуры» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
- 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур;
- общность социально-политического пространства.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
МЕТОДЫ,ТЕХНОЛОГИИ,ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
Технологии диалогового взаимодействия: -технология рефлексивного чтения; -технология обсуждения проблем; -технология взаимного обмена заданиями. Познавательно-исследовательские методы: -беседа-распознавание; -диалог-сравнение; -исследовательский проект.
Методы обратной связи: -интерпретация; -загадки-притчи; -проблемная пресс-конференция; - разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы: - игра-испытание; - ролевая игра; - продуктивный труд.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеклассные занятия - классные семейные праздники.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа реализуется в соответствии сучебным планом на 2014 - 2015 учебный год и рассчитана на 34 часа. В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часав год в 4 классах (1 час в неделю).Все учебные часы по блокам распределены следующим образом:
№ п/п
Наименование раздела, блока
Количество часов 1. Введение в православную духовную традицию. Раздел I. 16 2. Православие в России. Раздел II. 18
Итого 34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Личностные результаты: - формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - развитие этических чувств; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий; - осуществлять информационный поиск; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты: - знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие; - знакомство с основами религиозной морали; - формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
- Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа
- (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;
- эвристическая; творческая).
- Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
- Самоконтроль;
- Фронтальный контроль;
- Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
- Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по
- индивидуальной теме в рамках курса.
Требования к уровню подготовки учащихся На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание. В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ Основы православной культуры
Количество часов на изучение программы 34 Количество часов в неделю 1
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. 1.Россия - наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. 2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. 3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия. 4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. 5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры 6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. 7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. 8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. 9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. 10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. 11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. 12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры 13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. 14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. 15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. 16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России. 17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. 18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. 19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. 20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. 21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. 22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) 23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. 24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. 26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. 27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. 28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. 29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. 31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме. 32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Учебно-тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ Основы православной культуры по учебнику А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Всего 34 часов (1 раз в неделю)
Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов)
Ария короля Рене. Опера Иоланта. П. Чайковский
Слава Богу за все
Чуют правду. Ария Сусанина. М. Глинка С. 8-11, вопросы
Сезар Франк - Оратория Заповеди Блаженств. Пролог
Слово мама дорогое. А. Широченко С.20-23, вопросы
Кресту Твоему на греческом. Хор Ватопедского монастыря
Кресту Твоему на грузинском
Радуйся, Живоносный Кресте С.24-27, вопросы
«Воскресение Иисуса Христа», Аудио: Пасхальный звон
Светлый праздник. С. Рахманинов
тропарь Пасхи
Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. XIX в.», «Сошествие во ад (Воскресение Христово). Русская икона 14», «Ге «Вестники Воскресения С.28-31, вопросы, рис., поделки
Когда душа поет. М. Блантер
Литература: Круговая порука добра
Душа и тело храма
Книга жизни почти дочитана С. 32-35, вопросы
Петя и волк. С. Прокофьев с. 36-39, вопросы
2 триместр(11 часов)
видео С. 42-45, вопросы, примеры из жизни .
презентация «Храмы», иллюстрации соборов С. 48-51, вопросы
3 триместр(13 часов)
С.70-71, вопросы
3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
33 4 Итоговая презентация творческих проектов учащихся Творческие работы детей Подготовить сообщение по выбранной теме
34 5 Итоговая презентация творческих проектов учащихся Творческие работы детей Подготовить сообщение по выбранной теме
Темы творческих работ и проектов. «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012
Для учителя:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение»
Для родителей: Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012.
Перечень учебно-методического обеспечения Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. Энциклопедическая и справочная литература Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2012. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г.
Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: lib.pstgu.ru/icons/, pravolimp.ru zakonbozhiy.ru, azbyka.ru/tserkov/