• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Формирование метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования

Статья Формирование метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Гимназия № 2»








Формирование

метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования.








Учитель начальных классов

Стряпунина В.М.















Пермь, 2015 год. В начальных классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук. В процессе интеграции формируются метапредметные умения:

  • аналитические;
  • учебно - информационные;

  • коммуникативно - речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, обучающиеся активно познают действительность, находят причинно - следственные связи. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у обучающихся метапредметные учебно - информационные умения:
  • умение извлекать информацию из разных источников;
  • умение составлять план;
  • умение отбирать материал по заданной теме;
  • умение подбирать цитаты, составлять схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно - речевые метапредметные умения:
  • умение составлять связное устное высказывание;
  • умение соблюдать грамматические нормы;
  • умение соблюдать эмоциональные паузы и конкретность произношения;
  • умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  • умение оформлять научно - исследовательские работы.
Для достижения цели на уроках учителя начальных классов гимназии используют разнообразные методические приемы и формы:
  • интегрированные занятия;
  • проектную деятельность;
  • экскурсии;
  • погружение в тему.
20 марта 2015 года на параллели первых классов (учителя Силина С.В., Вострецова Т.А., Сазонова Н.В., Стряпунина В.М.) провели учебный день под единой темой « Крылатые вестники весны». Цель: создание условий для формирования представления о жизни птиц весной с точки зрения различных учебных дисциплин. Так, на уроке литературного чтения обучающиеся расширили свои знания о перелетных птицах за счет художественных и научно - популярных произведений. На уроках русского языка учились правильно соотносить произношение и написание, правильно выражать свои мысли в письменной и устной форме.


В заключительной части урока был собран синквейн, который помог обобщить все знания на тему «Крылатые вестники весны». На уроках математики решали задачи, связанные с жизнью птиц. Учились извлекать познавательную информацию из этих задач. Так, ребята узнали: в среднем - аист может съесть от 8 до 12 лягушек в день, яйцо ласточки весит 6 граммов, за 1 минуту жаворонок ловит 5 мошек. Урок окружающего мира был построен в форме интегрированного занятия. Обучающиеся получили научное представление о жизни птиц в весенний период и познакомились на уроке технологии с техникой «мозаика». Итогом этого учебного дня была поездка в Мотовилихинский парк города Перми. На параллели третьих классов было проведено интегрированное занятие «Капельки - капели перезвон». На этом занятии были показаны фрагменты четырех уроков: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. На уроке литературного чтения ( учитель Секацкая С.Л.) обучающиеся знакомились с текстом, определяли тему, отвечали на жизненный вопрос, что жизнь бесконечна. Эта тема получила продолжение на уроке русского языка (учитель Ширинкина Т.В.). Наряду с этим ребята рассмотрели грамматическое значение слова - капели, находили однокоренные слова и т.д. На уроке окружающего мира (учитель Пестерева Н.В.) эта тема «Капелек- - капели перезвон» была рассмотрена с научной точки зрения. На уроке математики (учитель Воронцова О.Л.) обучающиеся решали задачи, связанные с темой «Капель». На заключительном этапе урока ребята изготовили кораблик, который должны были пустить в ручеек. Ручеек символизирует «Ручеек жизни». Данное занятие было дано в смешанном классе (из каждого третьего класса присутствовало по 5 человек) и явилось результатом активной деятельности всех учителей данной параллели. В течение всего занятия, обучающиеся собирали капельки за хорошо выполненные задания. Это, своего рода, рефлексия: учителя увидели, что понравилось на уроке детям. Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент заключительного этапа занятия. На параллели вторых и четвертых классов была выбрана сложная форма работы - проектная деятельность. Ярче всего, в силу возраста и опыта детей, данная работа получилась у четвероклассников. Особенно хочется отметить творческий подход обучающихся 4В класса (учитель Мильчакова Е.В.). Тема подпроекта «Цветы для школьной клумбы» явилась составной частью проекта «Весенний журнал». Проект состоял из следующих этапов:

  • Идея - выпустить журнал.
  • Что для этого надо?
  • Дети выдвигали версии.
  • Подготовка (сбор материалов, составление, поиск …).
  • Практическая работа (изготовление журнала в группах: дети делились на группы по 5 человек и выбирали тематику страниц, разделов).
  • Сборка журнала.
  • Рефлексия.
Внимание на экран - на слайдах представлен результат работы: Титульный лист. Разделы:
  • Русская весна (дети составляли различные задания по русскому языку, например, текст и к нему задания;
  • Весноматика (математика): в этом разделе собраны интересные задачи, ребусы и творчески оформлены ребятами;
  • Весенняя литература (в этом разделе ребята разместили стихи, загадки, пословицы о весне;
  • Весна в природе (окружающий мир). Здесь размещены пословицы, поговорки, кроссворды, ребусы, интересные факты о весне.
  • Раздел «Праздничный» (праздники в классе, праздничный календарь нашей страны).
Итог проекта - самооценка и отзывы детей.
Проведенная учителями работа по формированию метапредметных результатов на интегрированных уроках помогла выявить и положительные, и отрицательные стороны. По мнению детей, положительным является нестандартная форма занятия, которая способствует повышению мотивации учебной деятельности. Появляется возможность общения, обсуждения в совместной работе с ребятами параллельных классов, что способствует сплочению детского коллектива. С точки зрения учителей, положительным является подготовка к занятиям такого типа - это возможность общения с коллегами с целью обмена педагогическим опытом (совместная разработка уроков, занятий, постановка целей и задач, выбор методов, приемов). Совместная работа способствует сплочению учителей параллели: мы можем рассчитывать на помощь коллег в нужный момент, что так необходимо в современных условиях. У учителей появилась возможность понаблюдать со стороны за работой детей, убедиться в правильности приемов и методов своей работы и при необходимости внести некоторые коррективы. По мнению родителей, благодаря видео и фото, они имеют возможность увидеть своего ребенка с другой стороны. Однако, есть и отрицательные стороны. Так, не все дети активно участвуют в работе, т.к. многие из них с детского сада приучены к шаблонным заданиям и действиям. Не все ребята обладают такими коммуникативными умениями, как работа в группе. Уроки подобного типа конечно же требуют от учителя огромной учебной и эмоциональной нагрузки, больших временных затрат, изучению дополнительной литературы. В связи с большой учебной нагрузкой нет системы в обмене опытом с коллегами по данной тематике. Поэтому в нашей повседневной работе мы чаще можем использовать лишь метапредметные элементы. Но любому человеку свойственно анализировать проделанную работу, учиться на ошибках. Так, учителя нашего методического объединения проанализировав полученный опыт, пришли к выводу, что останавливаться на достигнутом нельзя. Следует чаще включать в свою работу интеграцию. Спасибо за внимание.


5


© 2010-2022