- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Формирование метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования
Статья Формирование метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стряпунина В.М. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАОУ «Гимназия № 2»
Формирование
метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования.
Учитель начальных классов
Стряпунина В.М.
Пермь, 2015 год. В начальных классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук. В процессе интеграции формируются метапредметные умения:
- аналитические;
-
учебно - информационные;
-
коммуникативно - речевые.
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение составлять план;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение подбирать цитаты, составлять схемы, графики.
- умение составлять связное устное высказывание;
- умение соблюдать грамматические нормы;
- умение соблюдать эмоциональные паузы и конкретность произношения;
- умение выражать свое мнение и аргументировать его;
- умение оформлять научно - исследовательские работы.
- интегрированные занятия;
- проектную деятельность;
- экскурсии;
- погружение в тему.
В заключительной части урока был собран синквейн, который помог обобщить все знания на тему «Крылатые вестники весны». На уроках математики решали задачи, связанные с жизнью птиц. Учились извлекать познавательную информацию из этих задач. Так, ребята узнали: в среднем - аист может съесть от 8 до 12 лягушек в день, яйцо ласточки весит 6 граммов, за 1 минуту жаворонок ловит 5 мошек. Урок окружающего мира был построен в форме интегрированного занятия. Обучающиеся получили научное представление о жизни птиц в весенний период и познакомились на уроке технологии с техникой «мозаика». Итогом этого учебного дня была поездка в Мотовилихинский парк города Перми. На параллели третьих классов было проведено интегрированное занятие «Капельки - капели перезвон». На этом занятии были показаны фрагменты четырех уроков: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. На уроке литературного чтения ( учитель Секацкая С.Л.) обучающиеся знакомились с текстом, определяли тему, отвечали на жизненный вопрос, что жизнь бесконечна. Эта тема получила продолжение на уроке русского языка (учитель Ширинкина Т.В.). Наряду с этим ребята рассмотрели грамматическое значение слова - капели, находили однокоренные слова и т.д. На уроке окружающего мира (учитель Пестерева Н.В.) эта тема «Капелек- - капели перезвон» была рассмотрена с научной точки зрения. На уроке математики (учитель Воронцова О.Л.) обучающиеся решали задачи, связанные с темой «Капель». На заключительном этапе урока ребята изготовили кораблик, который должны были пустить в ручеек. Ручеек символизирует «Ручеек жизни». Данное занятие было дано в смешанном классе (из каждого третьего класса присутствовало по 5 человек) и явилось результатом активной деятельности всех учителей данной параллели. В течение всего занятия, обучающиеся собирали капельки за хорошо выполненные задания. Это, своего рода, рефлексия: учителя увидели, что понравилось на уроке детям. Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент заключительного этапа занятия. На параллели вторых и четвертых классов была выбрана сложная форма работы - проектная деятельность. Ярче всего, в силу возраста и опыта детей, данная работа получилась у четвероклассников. Особенно хочется отметить творческий подход обучающихся 4В класса (учитель Мильчакова Е.В.). Тема подпроекта «Цветы для школьной клумбы» явилась составной частью проекта «Весенний журнал». Проект состоял из следующих этапов:
- Идея - выпустить журнал.
- Что для этого надо?
- Дети выдвигали версии.
- Подготовка (сбор материалов, составление, поиск …).
- Практическая работа (изготовление журнала в группах: дети делились на группы по 5 человек и выбирали тематику страниц, разделов).
- Сборка журнала.
- Рефлексия.
- Русская весна (дети составляли различные задания по русскому языку, например, текст и к нему задания;
- Весноматика (математика): в этом разделе собраны интересные задачи, ребусы и творчески оформлены ребятами;
- Весенняя литература (в этом разделе ребята разместили стихи, загадки, пословицы о весне;
- Весна в природе (окружающий мир). Здесь размещены пословицы, поговорки, кроссворды, ребусы, интересные факты о весне.
- Раздел «Праздничный» (праздники в классе, праздничный календарь нашей страны).
Проведенная учителями работа по формированию метапредметных результатов на интегрированных уроках помогла выявить и положительные, и отрицательные стороны. По мнению детей, положительным является нестандартная форма занятия, которая способствует повышению мотивации учебной деятельности. Появляется возможность общения, обсуждения в совместной работе с ребятами параллельных классов, что способствует сплочению детского коллектива. С точки зрения учителей, положительным является подготовка к занятиям такого типа - это возможность общения с коллегами с целью обмена педагогическим опытом (совместная разработка уроков, занятий, постановка целей и задач, выбор методов, приемов). Совместная работа способствует сплочению учителей параллели: мы можем рассчитывать на помощь коллег в нужный момент, что так необходимо в современных условиях. У учителей появилась возможность понаблюдать со стороны за работой детей, убедиться в правильности приемов и методов своей работы и при необходимости внести некоторые коррективы. По мнению родителей, благодаря видео и фото, они имеют возможность увидеть своего ребенка с другой стороны. Однако, есть и отрицательные стороны. Так, не все дети активно участвуют в работе, т.к. многие из них с детского сада приучены к шаблонным заданиям и действиям. Не все ребята обладают такими коммуникативными умениями, как работа в группе. Уроки подобного типа конечно же требуют от учителя огромной учебной и эмоциональной нагрузки, больших временных затрат, изучению дополнительной литературы. В связи с большой учебной нагрузкой нет системы в обмене опытом с коллегами по данной тематике. Поэтому в нашей повседневной работе мы чаще можем использовать лишь метапредметные элементы. Но любому человеку свойственно анализировать проделанную работу, учиться на ошибках. Так, учителя нашего методического объединения проанализировав полученный опыт, пришли к выводу, что останавливаться на достигнутом нельзя. Следует чаще включать в свою работу интеграцию. Спасибо за внимание.
5