Урок математики в 3 классе на тему Решение сложных уравнений

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













































Заявка на участие в конкурсе


ФИО автора

Должность,

звание

Сокращенное

название

учреждения

Рабочий почтовый адрес

Номинация

Раздел номинации

e-mail

Калинина Ирина Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ Родниковская сош Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

422913 Татарстан, Алексеевский район

с.Родникиул.Центральная д.11

Номинация начальных классов

(математика )

Rodniki

93mail.

ru
































Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

sites.google.com/site/klybnayka

«Решение сложных уравнений»

Номинация начальных классов (математика)

Калинина Ирина Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ Родниковская сош Алексеевского района Республики Татарстан



Цели урока:

. - Познакомить с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения.

- Формировать на автоматизированном уровне способность к нахождению неизвестных компонентов действий и умение комментировать выполняемые операции, называя компоненты действий.

- Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, повторить и закрепить понятие переменной и предложения с переменной, правило порядка действий в выражениях, решать задачи, содержащие переменную.

- Способствовать развитию грамотной математической речи, способности к выражению в речи действий по алгоритмам.

- Развивать навыки самоконтроля.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный. Форма урока: комбинированный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон (в 2-х частях);карточки-помощницы для слабых;эталоны для самопроверки.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

1.Организационный момент

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь…

Открывать!»

-А что именно открывать,вы узнаете,если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитайте слово:

23 3 7 5 30

Н Т Й А Ы

-Итак, запомните наш девиз:

2.Актуализация опрных знаний и мотивация.

-Для того чтобы открыть новую математическую тайну,необходимо провести математическую разминку.

(на доске записаны уравнения).

-Давайте вспомним,что мы знаем об уравнениях.

-Какие вопросы мы обсудим вначале?

-Все ли уравнения,записанные на доске,одинаковы по сложности?

-Есть ли уравнения,которые мы можем решить?

-Вспомним алгоритм решения простого уравнения.

- Решить по два уравнения самостоятельно на выбор:

х+64=92 70 х=280

360:z=9 у 2=300

У 9=99 720-в=540

Х-48=96 340:х=2

120 х=2 в +80=200

900:х=30 а +120=240

х : 20 =8 z - 70=210

у - 27=73

- Рассмотрите оставшиеся уравнения.

Почему вы не можете их решить?

а+23 = 5 . 8 (у-4) 3 = 15

х : 7 =18 : 3 14 - 360 : а = 8

56 : а = 2 . 4 t . 7 - 80 = 340

(а . 80) : 4 = 120

3.Постановка учебной задачи.

- Какой возникает вопрос ?

- Какова тема урока ?

4.Открытие учащимися нового знания.

- Какие есть предположения ?

-Дайте свои разъяснения на примере первого уравнения.

(у - 4) . 3 = 15

- Для того,чтобы решить такое уравнение,надо каким-то образом свести его к уже известным видам.

Может у кого-то из вас есть идеи,как это сделать?

(учитель выслушивает все предложения учащихся.Если верного ответа нет,учитель помогает детям вопросами : )

- Сколько действий в левом выражении ?

- Назовите компоненты при умножении.В каком из этих компонентов стоит переменная?

- Закроем компонент (у - 4) карточкой х.Что мы видим?

- Решите полученное уравнение.

- После этого карточка х убирается,

вместо неё восстанавливается запись (у - 4) и уравнение решается до конца.


- Давайте составим блок-схему решения таких уравнений.


5.Физкультминутка.

Оздоровительная минутка

« Шапка умника»

- Встали,надели «шапку умника» и помассировали ушные раковины.

Начинаем массировать с мочек ушей и идём вверх, массируем вниз, вверх и вниз.Хорошо помассировали . Теперь взялись за верхние краешки ушей, потянули их вниз,как будто надеваете «шапку умника».И эта «шапка умника» поможет вам справиться с самостоятельной работой.

- Садитесь тихонько.

6.Первичное закрепление.

- Прочитайте в учебнике алгоритм решения сложного уравнения.

-выберите уравнения 1-го или 2-го столбика и решите их,проговаривая алгоритм в паре с соседом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Учитель организует решение уравнений оставшегося столбика каждым из учеников)

- Оцените свою работу

- Что нужно ещё сделать ?

8. Включение нового знания в систему знаний.

- № 2 (а, б, в ),с.81

-№2 (г, д, е ),с.81

-№6 ,с.84

9. Итог урока.

- Вернёмся к девизу урока.

- Какую тайну математики открыли?

- Достаточно ли хорошо научились решать сложные уравнения?

- Какие испытывали трудности при решении сложных уравнений ?

- Что получилось ?

- Что ещё предстоит сделать ?

- Оцените свою работу. Начертите на полях шкалу и отметьте , насколько вы усвоили алгоритм решения сложного уравнения.

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок ?

Постарались всё понять ?

Учились тайны открывать ?

Ответы полные давали ?

На уроке не зевали ?

- Спасибо за урок !


Решить устно уравнения:

Х+60=83 23(н)

100:х=20 5(а)

а 15=45 3(т)

у 9=63 7(й)

57-z=27 30(ы)

-ТАЙНЫ

-Мы знаем как решить уравнения.

-Что такое уравнение?

-Что значит решить уравнение?

-Что называют корнем уравнения?

-Как найти неизвестный компонент действия?

-Нет.

-Да.Простые уравнения.

-Определить неизвестный компонент действий;

-применить правило его нахождения;

-выполнить действие и получить ответ;

-сделать проверку;

(у учащихся на столах карточки с уравнениями.Решить уравнения ученик может посмотреть ответ на обратной стороне карточки)

- Мы не знаем алгоритм решения уравнений такого вида.

- Как решить сложные уравнения?

- Способы решения сложных уравнений.

(Выдвигают предположения, проверяют их под руководством учителя.В результате выводится алгоритм решения сложных уравнений).


-Получим простое уравнение на нахождение неизвестного множителя.

(у - 4) . 3 = 15

Х . 3 = 15

Х = 15 : 3

Х = 5

( у - 4) . 3 = 15

У - 4 = 15 : 3

У - 4 = 5

У = 5 + 4

У = 9

( 9 - 4) . 3 = 15

15 = 15

1.Найди последнее действие

2.Выделить неизвестный компонент

3.Применить правило нахождения неизвестного компонента

4.Упростить правую часть

5. Корень уравнения найден

6.Сделать проверку



Ответы учащихся.

Самостоятельная работа.

Решают уравнения с последующей самопроверкой по эталону.

Высказывания детей.

- Продолжить закрепить алгоритм решения сложных уравнений.

Дети комментируют придерживаясь полученного алгоритма.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Коллективное составление схемы к задаче,решение выполнить самостоятельно с самопроверкой по эталону.

- Учитесь тайну открывать.

В простом уравнении выполняется одно действие, а в сложном несколько.

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка.



Пояснительная записка к уроку


Класс, в котором проводился данный урок по успеваемости сильный. В классе преобладают мальчики, но это не сказывается на качестве знаний детей. На уроках дети активны, любознательны, увлеченно работают. В классе обучаются 9 учащихся (6 мальчиков , 3 девочки). Работа по матема тике ведется по примерной программе начального общего образования и примерной программе по математике на основе Концепции стандарта второго поколения, авторы Л.Г.Петерсон. Математика,3 класс. Уроки математики в 3 классе проводятся 4 раза в неделю. На данном уроке дети познакомятся с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения,уметь находить неизвестные компоненты действий и уметь комментировать выполняемые операции, называя компоненты действий,отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, повторить и закрепить понятие переменной и предложения с переменной, правило порядка действий в выражениях, решать задачи, содержащие переменную.Метод, применяемый на уроке : объяснительно -иллюстративный; форма урока: комбинированный; формы работы: фронтальная, индивидуальная; тип урока: объяснение нового материала; оборудование: учебник-тетрадь,

© 2010-2022