Рабочая программа по факультативному курсу Танец

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Танец

Пояснительная записка Урок танца в школе является наиболее массовой, общедоступной формой приобщения школьников к хореографии. Продолжительность занятий - 40 минут. В репертуарном списке руководитель может выбрать танцы, доступные для усвоения учениками, примерно до 8 - 10 танцев в год. Целью хореографических занятий является формирование личности школьника, нравственной направленности его сознания в отношении к хореографической культуре нашей страны и прогрессивным явлениям в этой области в других странах. Танец, связанный, как ни один жанр хореографии, с социальными явлениями своего времени, требует повышенной эстетической чуткости в его оценке, отборе и исполнении. Исходя из этих целей, в программу включен танцевальный материал социально значимых жанров хореографии: элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца - репертуар включает танцы разных стилей. Содержание программы дает возможность ученикам на собственной практике, сопоставляя, сравнивая и осмысленно исполняя движения, получить тот запас знаний, умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве хореографии. Основой программы является репертуар, который рекомендуется для разучивания и исполнения на школьных праздниках. В репертуар входят народные и детские танцы. Танцевальный материал дается в упражнениях, движениях, включающих элементы классического, историко-бытового, народного и современного танца. Разделы программа в процентном отношении распределяются примерно следующим образом: 40% отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения и разучивание элементов танцев репертуара; 60% занимает разучивание композиций репертуара танцев и тренировочная работа. Естественно, что в возрастном аспекте соотношения могут несколько изменяться, что видно из почасовой раскладки танцевального материала. Элементы и движения разучиваются по правилам школы классического, народного и бального танца. В программу частично введены задания на импровизацию танца на основе разучиваемых движений. Музыка и танцы авторской композиции в некоторых случаях могут быть использованы для составления собственных произвольных композиций на основе движений данного танца. Следует поощрять импровизации на тему национальной и современной музыки, развивая творческое воображение учеников путем бесед, раскрывая характер музыки и стиль танца. Рекомендуется, чтобы современные танцы интерпретировались в духе спортивной пластики, вводились изобразительные ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца. В программе изложены требования, предъявляемые к танцевальным знаниям, умениям и навыкам учеников, чтобы было ясно, чему должны научиться ребята за истекший год занятий и за весь курс обучения в целом. Как показывает практика, именно на занятиях, в общении с музыкой и танцем часто преодолеваются возрастные конфликты и проблемы отношений мальчиков и девочек. Руководителю следует пользоваться любым поводом на занятиях, чтобы расширить круг эстетических представлений и интересов учеников, рассказывать о «большой хореографии», устраивать просмотры телепередач о танце, то есть не замыкаться в рамках бального танца. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов. К музыкальному сопровождению надо предъявлять высокие требования и учить этому детей. Музыка должна быть эмоционально выразительной, точно передающей характер движения, ритм и темп. Нужно твердо помнить, что при плохом музыкальном сопровождении не может быть ни успешного обучения, ни хорошего исполнения. Танцевальная музыка должна играть важную роль в формировании хорошего вкуса. Программа является типовой и предусматривает возможность внесения дополнений и изменений с учетом особенностей учащихся.

Распределение учебных часов


Первый год обучения Содержание и виды работы Общее кол-во часов Теория Практика Учебно-тренировочная


Азбука музыкального движения 4 1 3 Элементы классического танца 1,5 0,5 1 Элементы народного танца 3 0,5 2,5 Элементы историко-бытового танца 2,5 0,5 2 Пластические движения (специальная гимнастика) 3 - 3 Репертуар 17 1,5 15,5 Мероприятия воспитательного характера


Организационная работа 1 - 1 Беседы об искусстве 1 1 - Прослушивание музыки, экскурсии, посещение театров, концертов, музеев 2 - 2 Итого: 35 5 30




Второй год обучения Содержание и виды работы Общее кол-во часов Теория Практика Учебно-тренировочная


Азбука музыкального движения 4 1 3 Элементы классического танца 1 0,5 1 Элементы народного танца 2 0,5 2,5 Элементы историко-бытового танца 2 0,5 2 Пластические движения (специальная гимнастика) 4 - 3 Репертуар 17 1,5 15,5 Мероприятия воспитательного характера


Организационная работа 1 - 1 Беседы об искусстве 2 2 - Прослушивание музыки 1 0,5 0,5 Экскурсии в музеи, посещение театров, концертов, просмотр телепередач о хореографии 1 - 1 Итого: 35 5,5 29,5






Третий год обучения Содержание и виды работы Общее кол-во часов Теория Практика Учебно-тренировочная


Азбука музыкального движения 4 1 3 Элементы классического танца 2 0,5 1,5 Элементы народного танца 3 0,5 2,5 Элементы историко-бытового танца 3 0,5 2,5 Пластические движения (специальная гимнастика) 2 1 1 Репертуар 17 1 16 Мероприятия воспитательного характера


Организационная работа 1 - 1 Беседы об искусстве 1 1 - Прослушивание музыки 1 0,5 0,5 Экскурсии в музеи, посещение театров, концертов, просмотр телепередач о хореографии 1 - 1 Итого: 35 6 29




Четвертый год обучения Содержание и виды работы Общее кол-во часов Теория Практика Учебно-тренировочная


Азбука музыкального движения 2 1 1 Элементы классического танца 1 0,5 0,5 Элементы народного танца 2 0,5 1,5 Элементы историко-бытового танца 2 0,5 1,5 Пластические движения (специальная гимнастика) 2 - 2 Специальные упражнения 2 - 2 Репертуар 19 1 18 Мероприятия воспитательного характера


Организационная работа 1 - 1 Беседы об искусстве 1 - 1 Прослушивание музыки 1 - 1 Экскурсии в музеи, посещение театров, концертов, просмотр телепередач о хореографии 1 - 2 Итого: 35 3,5 31,5













Пятый год обучения Содержание и виды работы Общее кол-во часов Теория Практика Учебно-тренировочная


Азбука музыкального движения 1 0,5 0,5 Элементы классического танца 2 0,5 1,5 Элементы народного танца 2 0,5 1,5 Элементы историко-бытового танца 2 0,5 1,5 Пластические движения (специальная гимнастика) 2 0,5 1,5 Специальные упражнения 2 - 2 Репертуар 18 1 17 Мероприятия воспитательного характера


Организационная работа 1 - 1 Беседы об искусстве 2 1 1 Прослушивание музыки 1 - 1 Экскурсии в музеи, посещение театров, концертов, просмотр телепередач о хореографии 2 - 2 Итого: 35 4,5 30,5




Шестой год обучения Содержание и виды работы Общее кол-во часов Теория Практика Учебно-тренировочная


Азбука музыкального движения 1 0,5 0,5 Элементы классического танца 1 0,5 0,5 Элементы народного танца 2 1 1 Элементы историко-бытового танца 2 0,5 1,5 Пластические движения (специальная гимнастика) 2 0,5 1,5 Специальные упражнения 2 0,5 1,5 Репертуар 18 1 17 Мероприятия воспитательного характера


Организационная работа 1 - 1 Беседы об искусстве 2 1 1 Прослушивание музыки 1 - 1 Экскурсии в музеи, посещение театров, концертов, просмотр телепередач о хореографии 2 - 2 Итого: 35 5,5 29,5













ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Азбука музыкального движения Теория. Элементы музыкальной грамоты. Характер музыки - веселая, грустная, спокойная; темп - медленный, умеренный, быстрый. Практика. Движение в характере и темпе музыки. Шеренга, колонна. Перестроение из колонны по одному в пары на месте; построения - круг, сужение и расширение. Танцевальный шаг (с носка), шаг на полупальцах, легкий бег, шаг с подкосом. Танцевальные шаги и бег в образе лисы, журавля, кошки, мышки, медведя. Движения в образах любимых героев мультфильмов - Зайца, Волка, Чебурашки, крокодила Гены. Поклоны мальчика, книксен у девочки. На шагах - пропусти девочку вперед. В образе зайца и белочки, «вежливый заяц».

Классический танец Теория. Элементарные сведения о классическом танце как азбуке танца. Классический танец - основа балетного спектакля. Постановка корпуса, ног, рук, правила азбуки классического танца. Практика. Упражнения на осанку. Позиции ног - 1, 2, 3, 6. Положение и позиции рук. Подготовительное положение, 1, 3, 2-я позиции. Положение рук за платье у девочек. Полуприседание (деми плие) по 1, 2, 3-й позициям. Вытягивание ноги (батман тандю) в сторону, впере из 1-й и 3-й позиций. Прыжки по 6-й позиции. Подъем на полупальцах по 6-й и 1-й (полувыворотной) позиции. Подскоки на месте.

Элементы народного танца Теория. Ознакомление с музыкой и танцами народов своей национальности, с русским танцем. Прекрасное в образах сказочных героев, например Иванушки и Царь-Девицы из балета «Конек-Горбунок» по сказке Ершова. Практика. Разучивание элементов русского танца. Вытягивание ноги в сторону и вперед с переводом с носка на каблук. Удары стопой по 6-й и 3-й позициям, тройной притоп. Движения рук: раскрывание рук вперед, в сторону, из положения на поясе. Положение рук в парном танце: за одну руку, накрест, за две руки. Положение рук в общем круге: подъем и опускание рук при сужении и расширении круга. Движение и повороты вправо, влево. (На месте и на шагах.)

Пластические движения (специальная гимнастика) Теория. Выразительная пластика. Практика. Добрый котенок, злая кошка, цирковая лошадка, усталая лошадка. Веселые барабанщики, бедный шарманщик. Крадущийся шаг. Оправдай позу, зеркало, обезьянка. Одновременные движения рук вверх, вперед, в сторону, мягкие, жесткие. Шаг с приставкой, с координацией рук, в образах Чебурашки, солдатиков, кукол, негритят и т.д. Едем на лошадке. Спортсмены - играем в волейбол, плывем на байдарке, плаваем.

Импровизация Падают и кружатся осенние листья, снежинки и т.д. Буратино, Мальвина. Движения в образах любимых героев мультфильмов - крокодила Гены, Чебурашки и т.д.



Бальный танец

(народные и детские бальные танцы) Теория. Характер массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая точность. Танец-игра, его особенности и характер.

Репертуар Русский танец «Первые шаги» на музыку народной песни «Посею лебеду». Хороводный танец, построенный на шагах, тройном притопе и поворотах вправо и влево. Авторская композиция. Хореография Л. Шмидт. Русский танец «Как на тоненький ледок» - парный, построен на переменном шаге, ковырялочке, притопах простых и тройных, поклоне. Авторская композиция. Хореография Л. Шмидт. «Веселая пара» - парный, построен на танцевальном шаге, шагах с подскоками и галопе. Авторская композиция. Хореография Л. Богатковой. «Вару-вару» - парный, построен на боковом ходе в сторону и с поворотом, отведении ноги вперед на носок, в сторону на каблук, хлопках в ладоши. Авторская композиция. Хореография В. Калнынь. «Приглашение» - парный, построен на поклонах мальчика и девочки, простых шагах в повороте, подскоках, тройном притопе. Немецкий танец «Танец с хлопками» - парный, построен на легком беге и хлопках. Чешский танец «Страшак» - народный вариант, парный, построен на галопе, притопах, хлопках. «Берлинская полька» - парный, построен на шаге польки, хлопках в ладоши. «Летка-енка» - массовый, построен на прыжках с подъемом ноги, прыжках вперед и назад. Авторская композиция. Хореография Ниеминен. «Утята» - хороводный, построен на изобразительных движениях: клюв, крылья, хлопки, шаг с подскоком. «Сиртаки» - массовый, построен на шаге в сторону с приставкой с закрещиванием ноги впереди, выпадах и бросках ног. Соединение фигур. Несложные композиции.
Требования. Иметь представление о своем национальном танце, о его характере, выразительности. О русском танце. Иметь навыки общения в танце - вежливость, доброжелательность. Знать о ведущей роли мальчика в танце. Уметь строиться в линию и круг. Мальчику уметь правильно подать руку девочке, девочке ответить на приглашение и положить руку на кисть мальчика. Уметь раскрыть и закрыть руки в положении на поясе. Уметь перестроиться из колонны в шеренгу и обратно, исполнить фигурную маршировку.












ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Азбука музыкального движения Теория. Строение музыкальной речи (предложение, музыкальная фраза). Длительности - половинные, четверти, восьмые. Практика. Передача в движении изменения темпа. Построения и перестроения из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре. Перестроение в пары, обход одним партнером другого, смена места с поворотом лицом друг к другу.

Элементы классического танца Теория. Правила постановки корпуса, рук, ног, головы. Практика. Повторение пройденного. Выдвижение ноги (батман тандю) назад из 1-й и 3-й позиций вперед, в сторону. Поднимание ноги на 250 (релеве лян) из 1-й позиции вперед и в сторону. Деми рон де жамб (вперед и в сторону). Движения рук. По де бра из подготовительного положения в позицию 1-ю, 3-ю, 1-ю и снова в подготовительное положение.

Элементы народного танца Теория. Особенности построений и рисунков русских хороводов. Ходы русского танца. Практика. Простой шаг в рисунке русского хоровода. Движение на месте, ковырялочка, тройной притоп. Для мальчиков хлопки ладонями по бедрам. Белорусский танец. Ход в полуприседании. Присядка мальчика, перескок из стороны в сторону на обеих ногах на низких полупальцах в глубоком приседании по 6-й позиции. Движения рук в русском танце из положения на талии. Открывание двух и одной руки во 2-ю позицию. Движения рук узбекского, таджикского танца - движение от кисти, от локтя (по Т. Ткаченко).

Элементы историко-бытового танца Теория. Характеристика историко-бытовых танцев, их связи со своей эпохой. Использование танцев, их связи со своей эпохой. Использование танцев, таких, как менуэт, гавот, в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Раймонда» А.К. Глазунова. Практика. Па маршэ. Поклоны и реверанс. Па галопа по 6-й позиции. Па польки по 6-й позиции, на месте и с продвижением вперед.

Пластические упражнения Теория. Координация движений рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным. Практика. Шаг с приставкой, шаг с вынесением ноги вперед на носок в образах Буратино, Мальвины, кузнечика и др. Танцевальная импровизация на современную музыку, заданную руководителем. (Музыка в записи.)

Бальный танец

(народные и детские бальные танцы) Теория. Детские бальные танцы, их простота, веселость, органичность движений, народная основа.

Репертуар «Веночки» - хороводный, построен на простом и переменном шаге. «Русский хоровод» - построен на простых и переменных шагах, приплясе на тройном притопе, мелком дробном ходе с каблука и боковых шагах. «Танец с хлопками» - парный, построен на шагах с подскоками, танцевальных шагах, поворотах под руку и хлопках. Авторская композиция. Хореография З. Бархатовой. «Полянка» - парный, построен на тройном ходе вперед и повороте, притопах, припляске, па де баске. Авторская композиция. Хореография С. Чудинова. Латышский танец «Приглашение» - парный, построен на танцевальном шаге, беге, поклонах, шагах с подскоком и тройном притопе. Белорусский танец «Полька-янка» - парный, построен на польке, галопе, шагах с подскоком и притопах. Авторская композиция. Хореография И. Диментман. Литовский танец «Субателе» - народный вариант, парный, построен на движениях польки вперед и в повороте. Композиция по усмотрению руководителя. Чешский танец «Аннушка» - музыка народная, парный, построен на танцевальных шагах, прыжках на двух ногах, хлопках и поворотах. Авторская композиция В. Светинской. Хореография Е. Коноровой. «Конькобежцы» - парный, построен на шагах и шассе. Авторская композиция. Хореография Н. Яковлева. «Венгерка» - парный, построен на танцевальных шагах, «ключе» и поворотах в разные стороны. «Чебурашка» - парный, построен на движениях: основной шаг (походка крокодила Гены), «неваляшка», «гармошка», припадание, «футбол», «проказник», «дразнилка». Авторская композиция. Хореография А.Н. Беликовой.
Требования. Дополнительно знать темповые движения русских танцев, ходы, припадание, ковырялочку, основные позиции и движения рук.




















Третий год обучения


Азбука музыкального движения Теория. Знакомство с музыкальными размерами 4/4, 3/4, 2/4. Понятие о такте и затакте. Характер русской плясовой музыки. Практика. Тактирование. (Дирижерский жест.) Шаги с акцентом на «раз» по четыре и три шага. Вступление к маршу. Построение из одного круга в два концентрических. Движение в колонне по одному с разных сторон по диагонали.

Элементы классического танца Теория. Грамотность и содержательность движений классического танца. Правила выворотности ног во всех движениях ( колени повернуты в сторону). Правила постановки рук. Движения рук (пор де бра), их четкий рисунок, красота и выразительность. Практика. Повторение пройденного. Выдвижение ноги (батман тандю) назад из 1-й и 3-й позиций. Выдвижение ноги с полуприседанием (батман тандю, деми плие) из 1-й и 3-й позиций назад. Деми рон де жамб (в сторону, назад). Подъем на полупальцы - релеве в сочетании с полуприседанием (деми плие). Прыжки на двух ногах (тан леве сотэ) по 6-й и 1-й полувыворотной позиции. Движение рук. Пор де бра (по А.Я. Вагановой). Из подготовительного положения в 1-ю позицию, затем во 2-ю и опустить в подготовительное положение.

Элементы народного танца Теория. Образы русской народной хореографии (по книге К.Я. Голейзовского). Характер музыки и пляски скоморохов в опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Практика. Повторение пройденного. Русский переменный ход. Поклон. Припляс на тройном притопе. Позиции рук, движение рук (по Т. Ткаченко). Поочередные раскрывания рук во 2-ю позицию (через 1-ю из положения на поясе с одновременным поворотом головы).

Элементы историко-бытового танца Теория. Правила исполнения движений по 3-й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2-я позиция), маленькая позиция. Практика. Маленькая позиция (ладони повернуты вниз). Па дегаже - перенос корпуса с одной ноги на другую; из 3-й во 2-ю позицию с последующей подставкой ноги назад и вперед. Па глиссе - одинарный скользящий шаг вперед. Па полонеза вперед. Па вальса.

Пластические упражнения (специальная гимнастика) Теория. Последовательность упражнений - от легких к более сложным; координация ног, рук, корпуса, головы.

Народный и современный бальный танец Теория. Особенности отечественного бального танца. Национальная основа и разнообразие ритмов. Одухотворенность, красота, грация, музыкальность и выразительность исполнения.


Репертуар Русский танец «Березка» - парный, построен на переменном шаге и поворотах. Авторская композиция. Хореография В. Светинской. Русский танец «Веселый хоровод» - построен на переменном шаге, припадании и дробном шаге. Авторская композиция. Хореография Л. Богатковой. Белорусский танец «Бульба» - исполняется тройками, построен на шаге польки. Авторская композиция. Хореография Л. Богатковой. Латышский танец «Цимду парис» - народный вариант, парный, построен на шаге польки вперед и в повороте. «Школьная полька» - парный, построен на шаге польки, поклонах и галопе. Вариант по усмотрению руководителя. Авторская композиция. Хореография Г. Семеновской. «Полонез». Основные движения: шаг полонеза, шаг глиссад, балансе менуэт. Соединение фигур из учебной программы. Несложные композиции. «Слоненок» - парный, построен на отведении ноги в сторону на носок, подъеме согнутой ноги вперед, броске ноги вперед, хлопках в ладоши, прыжках на двух ногах в повороте и на месте. Соединение фигур по усмотрению руководителя.
Требования. Знать правила грамотного исполнения бальных танцев указанных групп. Уметь правильно открывать и закрывать руки в русском танце (держать локоть). Иметь навык красивой осанки в шаге полонеза и других бальных танцах. Иметь навыки движения в паре. Знать основные позиции: открытая, закрытая, променада и т.д. Ориентироваться в зале: направление движения по линии танца, против линии танца. Знать происхождение танца полонез.
























ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Азбука музыкального движения Теория. Музыкальное понятие «из-за такта». Музыкальные размеры ритмического фокстрота, медленного вальса и квадратной румбы. Ритмическая основа танца «Ча-ча-ча». Практика. Передача в движении характера музыки и ее ритмического рисунка. Дирижерский жест - тактирование руками - 2/4, 3/4, 4/4. Выделение сильной доли. Движение «из-за такта», «и». Построения и перестроения. Построение «корзинка» из двух концентрических кругов. Построение «цепочки» (шеи).

Элементы классического танца Теория. Закрепление правил выученных движений. Выразительность рук в пор де бра. Практика. Повторение пройденного. Дополнительно: выдвижение ноги (батман тандю) из-за такта. Маленький бросок ноги (батман тандю жете) на «раз».

Элементы народного танца Теория. Особенности манеры и движений рук в русском танце. Связь бальных танцев с народными. Практика. Припадание, припляс (па де баск), веревочка (простая), присядка с выдвижением ноги на каблук вперед и в сторону (для мальчиков). Положение рук с платочком в 3-й позиции для девочек. Движение рук: открывание рук в стороны с поворотом головы.

Элементы историко-бытового танца Теория. Особенности стиля танца по 3-й позиции. Практика. Движение на польки, повороты вправо. Вальсовая «дорожка». Па полонеза вперед, назад.

Современный бальный танец Теория. Особенности шага с каблука, опускание и подъем в медленном вальсе, наклоны, движение бедер в танце «Квадратная румба».

Репертуар «Сударушка» - парный, построен на тройном ходе с ударом, боковых шагах, шаге-каблук, «свеча» (положение рук). Авторская композиция. Хореография Л. Тарасова. Русский танец «Травушка-муравушка» - парный, построен на переменном шаге, боковом шаге с приставкой и ковырялочкой. Авторская композиция. Хореография Л. Шмидт. «Полянка» - парный, построен на тройном ходе вперед и в повороте, притопах, приплясе. Авторская композиция. Хореография С. Чудинова. Немецкий танец «Шварцвальдская мазурка» - народный вариант, парный, построен на переменном шаге и вальсовом повороте на переменном шаге. «Перикона-вальс» - парный, со сменой пар, построен на вращении в парах на полтора тура и поклонах. «Краковяк» - построен на по де баске, шагах, «голубцах», тройном притопе, па вальса. Авторская композиция. Хореография Н. Говликовского. «Иоксу-полька» - эстонский танец, народный вариант, парный, построен на беге с подскоком и парном вращении. «Ритмический фокстрот». Начало изучения. Простейшая форма на музыку фокс-марша (т.е. шаги исполняются на каждую музыкальную долю). Четвертные повороты, пивот-поворот (правый, левый). «Медленный вальс». Начало изучения. Перемена с правой и левой ноги, правый поворот, левый поворот. «Квадратная румба». Правый и левый квадрат, полуквадраты, разрыв, правый поворот, правый квадрат с сольным поворотом девочки. «Ча-ча-ча». Начало изучения. «Чек», рука в руке, повороты на месте, плечо к плечу, поворот под рукой направо у девочки.
Требования. Понимать характер бального танца, исполняемого в зале, на сцене, дома. Чувствовать национальный характер танца, его выразительность и ритм. Знать позиции в паре в отечественных и международных танцах. Ориентироваться в движении по залу. Основные направления: по линии танца, против линии танца, к стене, к центру. Промежуточные: диагонально к стене и по линии танца, диагонально к центру и по линии танца. Знать происхождение танцев сударушка, медленный вальс, квадратная румба, ча-ча-ча.






























ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Азбука музыкального движения Теория. Народная танцевальная украинская музыка: медленная - лирическая, быстрая - зажигательная. Особенности метроритма танца «Гопак». Самба и джайв. Практика. Тактовые и затактовые вступления в танец (в медленном и быстром темпе).

Элементы классического танца Теория. Правила разучивания движений. Эстетика и художественность поворотов корпуса, эпольман. Практика. Батман тандю симпль, батман тандю жете вперед и в сторону (из-за такта) из 1-й позиции. Батман тандю сутеню вперед в сторону. Рон де жамб пар тэр, ан деор и ан дедан - слитно. Эпольмн - (поза с поворотом плеч), круазе, эффассе, 2-е пор де бра. Прыжки по 1-й и 3-й позициям.

Элементы народного танца Теория. Характер медленных, напевных и быстрых, задорных движений украинской народной хореографии. Практика. Основные позиции, положения и движения рук, корпуса, головы в украинском танце (по Т. Ткаченко). Движения украинского танца: «бегунец», «тынок» (па де баск), «голубец», синкопированные движения русского танца (притоп, переступание).

Элементы историко-бытового танца Теория. Некоторые сведения о связи бального танца XIX века с балетной и оперной музыкой композиторов-классиков (М.И. Глинка. «Иван Сусанин» - польский бал). Практика. Вальсовая дорожка по 3-й позиции, па вальса, балансе. Полонез в рисунке.


Пластические упражнения (специальная гимнастика) Теория. Сила и гибкость в танцевально-пластических движениях. Характер движений в танцах рилио и самба. Практика. Упражнения для рук: - последовательное сгибание и разгибание пальцев, вращение кистей, предплечий; - отведение рук рывком вверх, вниз, в стороны; вращение всей руки в различных плоскостях. Упражнения для шеи: - повороты головы в стороны, наклоны головы вперед, назад, в стороны; смещение головы вперед, назад, в стороны при неподвижных плечах; - вращательные движения. Упражнения для плеч: - поднимание и опускание, выдвижение вперед и назад; вращательные движения. Упражнения для корпуса: - повороты в стороны; наклоны вперед, назад, в стороны; - смещение верхней части корпуса вперед, назад, в стороны; - волнообразные движения; - вращательные движения в плечевом и тазобедренном поясе.
Упражнения для ног: - смещение бедер вперед, назад, в стороны при неподвижной верхней части корпуса; - различные выпады вперед, в стороны, по диагонали; растяжки; поочередное выгибание колена назад; различные движения для стопы работающей (поднятой ноги); подъем на полупальцы и перекат на каблуки; подскоки (по 1, 3, 6-й позициям) на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, типа «ножницы».

Репертуар Украинский танец «Гопак» - парный, построен на движениях: «бегунец», «тынок», ковырялочка, припадание, боковой шаг с поворотом и увиванец. Авторская композиция. Хореография И. Диментман. Закарпатский танец «Гуцулка» - парный, построен на движениях: шаг с подскоками, дробный бег, вращение на каблуке с соскоком на две ноги, полуповороты по 6-й позиции у девочек и полуповороты с выставлением ноги на каблук у мальчиков. Авторская композиция. Хореография О. Мотылевой-Оберг. Закарпатский танец «Коломбийка» - народный вариант, парный, построен на тройном шаге и кружении в паре. «Рилио» - построен на основном шаге, двойном шаге на месте, вперед и в повороте, движении «каблучки», сольных поворотах. Авторская композиция. Хореография А. Гинейтиса. «Па зефир» - парный, построен на движениях: шаг вперед с приседанием, шаг назад с приподниманием ноги вперед, шассе и шаг в сторону с выставлением ноги на носок вперед. Авторская композиция. Хореография Н. Яковлевой. «Миньон» - парный, построен на па балансе, вальсовой дорожке вперед и назад и боковом шаге со скользящей приставкой на полуповороте вальса. Авторская композиция. Хореография Н. Гавликовского. «Парти крайс» - построен на хлопках по бедрам, хлопках в ладоши друг с другом, ходе с хлопками со сменой мест, круговых движениях рук вправо и влево, каблучном повороте. Авторская композиция. Хореография А. Мюллера. «Ритмический фокстрот» - на музыку блюза, медленного и быстрого фокстрота. Фигуры те же. Дополнительно спин-поворот для быстрого фокстрота и баланс, сольный поворот для блюза. «Медленный вальс». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: «виск», поступательные шассе из позиции променада, открытые перемены назад. «Ча-ча-ча». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: открытое основное движение, «веер», «хоккейная клюшка». Соединение фигур. Несложная композиция. «Самба». Начало изучения. Правое основное движение, «виск» направо и налево, ход в променаде. «Джаив». Начало изучения. Основные фоллэвей движение, смена места справа налево и слева направо, смена рук за спиной, звено. Соединение фигур, несложная композиция.
Требования. Различать музыкальные размеры: марша - 4/4, вальса - 3/4, польки - 2/4. Понимать танец не как отдельные движения ног, а как гармоничное сочетание движение ног, рук, корпуса и головы. Знать правила исполняемых элементов. Знать характер исполнения па полонеза, па польки, вальсовой дорожки вперед. Стремиться выразить в танце свое внутреннее состояние - задор, веселость, приветливость. Обладать «чувством стиля». Знать происхождение танцев рилио, самба, джайв.

Ориентировка в зале и направления шагов

  1. Направление по отношению к залу.
Основные: по линии танца, против линии танца, к стене, к центру. Промежуточные: диагонально к стене по линии танца; диагонально к центру по линии танца; диагонально к стене против линии танца; диагонально к центру против линии танца.
  1. Направления шагов (по отношению к корпусу).
Основные: вперед, назад, направо, налево. Промежуточные: диагонально вперед, направо; диагонально вперед, направо; диагонально вперед, налево; диагонально назад, направо; диагонально назад, налево.





































ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Азбука музыкального движения Теория. Характер и ритмические особенности народной музыки Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана - по выбору руководителя. Музыкальный размер и характер музыки быстрого фокстрота. Практика. Ритмические хлопки в ладоши, прищелкивания в характере кавказских и среднеазиатских танцев.

Элементы классического танца Повторение пройденного, закрепление навыков разученных движений.

Элементы народного танца Теория. Характерные черты пластики танцев народов Закавказья (женские и мужские), а также танцев Средней Азии. Практика. Основные элементы танцев - основной ход грузинского танца вперед и назад, тройное переступание на месте - «гасма». Основные позиции положения рук, корпуса, головы (женские и мужские) (по Т. Ткаченко). Основные элементы узбекского танца: каблучный шаг с переступанием, ход с выносом ноги на каблук, полуповорот на трех шагах; позиции, положения и движения рук (по Т. Ткаченко).

Элементы историко-бытового танца Теория. Сведения о бальных танцах XVIII - XIX веков. Практика. 1, 2, 3-я формы па шассе (по Н.П. Ивановскому). Вальс по 3-й позиции. Повторение пройденного. Дополнительно: левый поворот.

Пластические упражнения (специальная гимнастика) Теория. Закономерности переноса корпуса с ноги на ногу - мягкие переходы. Последовательность мышечных ощущений в различных группах мышц. Значение хорошей координации движений. Практика (по выбору руководителя). Упражнения для рук: - последовательное сгибание и разгибание пальцев, вращение кистей, предплечий; - отведение рук рывком вверх, вниз, в стороны; вращение всей руки в различных плоскостях. Упражнения для шеи: - повороты головы в стороны, наклоны головы вперед, назад, в стороны; смещение головы вперед, назад, в стороны при неподвижных плечах; - вращательные движения. Упражнения для плеч: - поднимание и опускание, выдвижение вперед и назад; вращательные движения. Упражнения для корпуса: - повороты в стороны; наклоны вперед, назад, в стороны; - смещение верхней части корпуса вперед, назад, в стороны; - волнообразные движения; - вращательные движения в плечевом и тазобедренном поясе.



Упражнения для ног: - смещение бедер вперед, назад, в стороны при неподвижной верхней части корпуса; - различные выпады вперед, в стороны, по диагонали; растяжки; поочередное выгибание колена назад; различные движения для стопы работающей (поднятой ноги); подъем на полупальцы и перекат на каблуки; подскоки (по 1, 3, 6-й позициям) на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, типа «ножницы».

Современный бальный и народный танец Теория. Лучшие бальные танцы, их характеристика

Репертуар «Сибирская полечка» - парный, построен на балансе вперед и назад, переменном ходе вперед, назад и в повороте, «моталочке», вальсовых поворотах. Авторская композиция. Хореография И. Харчевникова. Импровизационные композиции на материале танца. Русский танец «Молодежная кадриль» - парный, построен на простых шагах и притопах. Авторская композиция. Хореография В. Нигоф. Грузинский танец «Картули» - парный, построен на основном ходе вперед и назад, тройном переступании на месте, «гасме». Авторская композиция. Хореография И. Израилова. Армянский танец «Ой назен». Построен на движениях: «манрук» вперед-назад и из стороны в сторону, двели вери-вери, керцы. Авторская композиция. Хореография Н. Арбатова. Молдавский танец «Молдаванеска» - парный, построен на шаге с подскоком, беге, боковом шаге с притопом и боковом беге на одну ногу. Молдавский танец «Букурия» - народный вариант, построен на беге, беге с поворотом и шагом на каблук, боковом беге на одну ногу. Болгарский танец «Димчо-Димчо» - народный вариант, круговой, построен на перекрестном шаге, шаге с выносом ноги вперед и подъемом на полупальцы или с подскоком на опорной ноге, шаге с ударом об пол. «Чардаш» - парный, построен на ходе чардаша одинарном и двойном, шаге накрест вперед и назад, переступаниях на месте и с прыжком, сольных поворотах. «Греческий хоровод». Построен на шагах в сторону, вперед и назад, поворотах, переступаниях на невысоких полупальцах. Авторская композиция. Хореография Г. Тейдера. «Самсон». Построен на боковых шагах накрест влево, вправо, движениях бедер, двойном ходе вперед, полуповороте влево. «Фигурный вальс» - парный, построен на балансе в сторону, вперед и назад, правом и левом повороте, сольном повороте девочки, дорожке. Авторская композиция. Хореография С. Жукова. «Быстрый фокстрот». Начало изучения. Четвертные повороты, правый поворот, локстеп вперед и назад. Соединение фигур. Несложные композиции. «Медленный вальс». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: наружная перемена, левое кортэ. Соединение фигур. Несложная композиция. «Ча-ча-ча». Повторение пройденного. Дополнительно: алемана, хип твист (закрытый и открытый), три «ча-ча-ча». Соединение фигур. Несложная композиция. «Самба». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: поступательное основное движение, ход на месте, боковой самба ход, карта джака. Соединение фигур. Несложные композиции. «Джайв». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: балл чейндж, американский спин, «стой-иди», хлыст с разделением. Соединение фигур. Несложные композиции. Требования. Различать ритмы народов Закавказья и Средней Азии, понимать стиль и характер движений. Знать особенности манеры и стиля танцев XVIII, XIX, XX веков, уметь связать их с известными произведениями балетного и оперного искусства - балетами П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», знать, композитор и балетмейстер использовали менуэт, гавот. Понимать стиль танцев XIX и XX веков. Знать позиции парных танцев, разучиваемых на занятиях. Понимать, что такое баланс, посыл корпуса и противодвижение корпуса, и уметь применять на практике.

БЕСЕДЫ Первый год обучения Содержание балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Проигрывание фрагментов музыки. Второй и третий годы обучения Красиво танцевать, двигаться - это не роскошь, а необходимость. Правила поведения в танце и обществе - этикет. Вежливость, внимательность, доброжелательность, уважение к людям - нравственные качества личности. Четвертый и пятый годы обучения Этапы развития бального танца в Росси со времен Петра I (ассамблеи). Умение танцевать - составная часть общей культуры человека. Что дают человеку занятия бальными танцами? Шестой год обучения Пути развития отечественного бального танца. Народные корни бального танца

ПЛАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА) Упражнения для рук: - последовательное сгибание и разгибание пальцев, вращение кистей, предплечий; - отведение рук рывком вверх, вниз, в стороны; вращение всей руки в различных плоскостях. Упражнения для шеи: - повороты головы в стороны, наклоны головы вперед, назад, в стороны; смещение головы вперед, назад, в стороны при неподвижных плечах; - вращательные движения. Упражнения для плеч: - поднимание и опускание, выдвижение вперед и назад; вращательные движения. Упражнения для корпуса: - повороты в стороны; наклоны вперед, назад, в стороны; - смещение верхней части корпуса вперед, назад, в стороны; - волнообразные движения; - вращательные движения в плечевом и тазобедренном поясе. Упражнения для ног: - смещение бедер вперед, назад, в стороны при неподвижной верхней части корпуса; - различные выпады вперед, в стороны, по диагонали; растяжки; поочередное выгибание колена назад; различные движения для стопы работающей (поднятой ноги); подъем на полупальцы и перекат на каблуки; подскоки (по 1, 3, 6-й позициям) на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, типа «ножницы».

Специальные упражнения


Для быстрого фокстрота

  1. Шаг вперед с правой ноги (п. н.) с каблука, вернуть вес на левую ногу (л. н.), подтягивая
п. н. каблуком. То же с л. н.
  1. Вынос п. н. назад от бедра, без переноса веса. То же с л. н.
  2. Вынос п. н. назад, с последующим переносом веса. То же с л. н.
  3. Ход по кругу лицом вперед.
  4. Ход по кругу спиной.
  5. Ход по кругу парами в учебной позиции (соединив две руки) лицом и спиной. То же с
контактом корпуса, не соединяя рук.
  1. Ход парами в танцевальной позиции лицом и спиной.
  2. Брашстеп с п. н. вперед и подставить л. н.
  3. Правый и левый поворот па шассе, шаг назад и подставка без переноса веса.
  4. Каблучный поворот вправо (с л. н. назад, поворот, с л. н. вперед и подставить п. н.).
  5. Шаг п. н. в ППДК (положение противоположного корпуса), боковое шассе налево (МББМ), шаг назад в ППДК(М). То же направо с л. н.
  6. Локстеп вперед и назад, добавляя один шаг.
  7. Пивот-поворот за партнершу (вперед с п. н. с поворотом, два шага назад, подставка).
  8. Пивот-поворот за партнера (назад с л. н. с поворотом, два шага вперед, подставка).
  9. Кросс шассе вперед (начиная с п. н.) и назад (начиная с л. н.).

Для «медленного вальса» Используются упражнения 1 - 11 «быстрого фокстрота».

  1. Стоя в 6-й позиции, опускаться и подниматься.
  2. Шаг вперед с п. н., подтягивая л. н., шаг назад с л. н., подтягивая п. н. (опускаясь на 1, поднимаясь на 2, 3, в конце снижение). То же, начиная с л. н.
  3. Шаг в сторону с п. н., подтягивая л. н. с опусканием и подъемом. Наклон на 2, 3. То же, начиная с л. н.
  4. «Правый квадрат» (п. н. вперед, в сторону, подставить, л. н. назад, в сторону, подставить). То же, начиная с л. н.
  5. Перемены с п. н. и л. н. по кругу (партнер лицом, партнерша спиной).
  6. То же парами в учебном положении (с соединением рук).
  7. То же парами в танцевальной позиции.
  8. «Большой правый квадрат», начиная с п. н. (то же, что в упражнении № 4, но добавляя поворот на ¼ вправо на каждый такт).
  9. «Большой левый квадрат», начиная с п. н. (то же, что в упражнении № 4, но с поворотом на ¼ влево на каждый такт).
  10. «Правый развернутый квадрат» (первая половина правого поворота с поворотом на 3/8, заканчивая второй половиной с поворотом на 1/8. Всего ½ поворота).
  11. «Левый развернутый квадрат» (то же что в упражнении № 10, но используя левый поворот).
  12. «Правый развернутый квадрат назад» (вторая половина правого поворота с поворотом на 3/8, заканчивая первой половиной с поворотом на 1/8).
  13. «Левый развернутый квадрат назад» (то же, что в упражнении № 12, но используя левый поворот).

Для танго

  1. Ход вперед (партнерша назад) по маленькому кругу, повертываясь влево.
  2. «Левый квадрат» (кортэ вперед и назад).
  3. «Левый большой квадрат» (поворот влево на кортэ по четвертям).
  4. «Левый развернутый квадрат» (в первой половине поворот на 3/8, во второй на 1/8).
  5. «Левый открытый развернутый квадрат» (то же, что в упражнении № 4, но первая половина открытая).
  6. «Левый развернутый квадрат назад» (делая 3/8 и 1/8 поворота).
  7. «Левый открытый развернутый квадрат назад» (то же, что в упражнении № 6, но первая половина открытая).
  8. «Рокк» (покачивание вперед и назад) в ритме ББМ.

Для вальса

  1. «Правый развернутый квадрат».
  2. «Левый развернутый квадрат» с закрашиванием.
  3. Перемены с п. и л. ног.

Для самбы

  1. Небольшие приседания на 1-й и 2-й удары, ноги вместе.
  2. Основное движение с п. н. и с л. н. в ритме 1 а 2 (3/16, 1/16, 4/16).
  3. Виск направо и налево.
  4. Ход на месте с п. н. и с л. н.
  5. Ход самбы по одному.
  6. Променадный ход в парах.
  7. Корта джака с п. н. вперед и с л. н. назад.
  8. Поступательное ботафого лицом и спиной.
  9. «Правый квадрат».
  10. «Большой левый квадрат»
  11. «Развернутый левый квадрат» с закрещиванием.

Для ча-ча-ча

  1. Перенос веса с ноги на ногу, выгибая колено назад (л. н. впереди).
  2. Открытое шассе налево-направо (тайм степ).
  3. Основное движение без поворота и с поворотом влево.
  4. Повороты влево из открытой променадной позиции в правую боковую позицию и вправо из обратной открытой променадной позиции в левую боковую позицию («чек»).
  5. Четверть поворота налево и направо с шагом назад (рука в руке).
  6. Полный поворот направо и налево.
  7. Лок шассе назад и вперед.

Для румбы

  1. Переносы веса с ноги на ногу с выгибанием колена назад.
  2. То же, но л. н. впереди.
  3. Основное движение без поворота и с поворотом.
4-6. См. упражнения для ча-ча-ча.

Для джайва

  1. Открытое шассе налево и направо (основное движение на месте).
  2. Открытое шассе вперед и назад (шаг л. н. назад, перенос веса и шассе вперед, шаг п. н. вперед, перенос веса и шассе назад).
  3. Шаг п. н. назад, шассе вперед с поворотом на ½ влево, шаг л. н. назад, шассе вперед с поворотом на ½ вправо (для партнерши).


ЛИТЕРАТУА

  1. Методика
Светинская В.Н., Ладыгин Л.А. Современный бальный танец. Учебное пособие/Сост. А.Н. Беликова. М., 1976. Соколовский Ю.Е. Основы педагогики бальной хореографии. Учебное пособие. М., 1976. Копорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М., 1972. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека: Возрастные особенности с основами школьной гигиены. М., 1974
  1. По ритмике, народному, классическому и историко-бытовому танцу
Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л. - М., 1964. Воронина И. Историко-бытовой танец. М., 1980. Ткаченко Т.С. Народный танец. М., 1975. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие. М., 1972.
  1. По современному бальному танцу
Современный бальный танец / Под ред. В.Н. Стриганова, В.И. Уральской. М.1978. Бальные танцы. Сб./Сост. А.Н. Беликова. М., 1984. Дени Ги, Дассвиль Люк. Все танцы/Сокр. Пер. с фр. Г. Богдановой, Е. Ивченко. Киев, 1983. Гусев С.И. Детские бытовые массовые танцы. М., 1985.












© 2010-2022