Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

Цели


  • знакомство с приемами работы на уроках по данной технологии;
  • формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.

Формы и методы работы

беседа, игры, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков

Прогнозируемые результаты:


  • участники мастер-класса получат знания и навыки по развитию критического мышления ;

  • смогут создавать проекты уроков по новой технологии;

  • научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике

Целевая аудитория

учителя начальных классов


Добрый день! Я рада Вас приветствовать! Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников» В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать те методические приемы технологии развития критического мышления, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности, и в группе продлённого дня. СЛАЙД 1

Чтобы мастер-класс прошёл продуктивно, необходимо выяснить, что Вы уже знаете о технологии критического мышления. Давайте с Вами сейчас нарисуем солнышко: в центре РКМЧП, а лучи - все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином. (Выполняют задание в группах)Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников» Посмотрим, что у Вас получилось. Мы с вами использовали один из самых наглядных приемов технологии РКМЧП - построение кластера. СЛАЙД 2 Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»
Рассмотрим один пример использования кластера на уроках окружающего мира. СЛАЙД 3



А теперь от небольшой практики к теории. За время своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП В чем же особенность этой технологии? В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

I фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации

II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Если посмотреть на них с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. А сейчас о приемах работы по ТРКМЧП, наиболее успешно используемые учителями в начальной школе. Их несколько групп. Просмотрите в опорном материале информацию о приемах и скажите, какие из них Вы используете, не предполагая, что они относятся к ТРКМЧП. СЛАЙДЫ 4-7 Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников» А сейчас предлагаю Вам немного попрактиковаться. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Представьте, что Вы ученики 3 класса. У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а Вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. Вопросы:Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва - наша кормилица?
К этой таблице ребята обращаются в течение урока чтобы увидеть, насколько были правы. Делая по ходу урока пометки в третьей строке. СЛАЙД 8
Прием «Буквенный диктант» применяется при изучении новой темы. Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных заданий сами ее определяют. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово. Учитывая возраст учеников, задача учителя состоит в том, чтобы подобрать такое задание, которое не только решалось бы в игровой форме, но и побуждало к познавательной деятельности. Учитель предлагает определить значимое слово, о котором будет идти речь на уроке, отгадав загадки. Возможен и другой вариант. Например, при записи на уроке русского языка словарных слов. Дети записывают слова, при этом из первых букв каждого слова ребята составляют, например тему, над которой будут работать на уроке. Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников» Возьмите, пожалуйста, листочки и ручки, записываем слова - отгадки на мои загадки. СЛАЙД 9

1.С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам(газета)

2.Деревянная дорога,
Вверх идёт она отлого.
Что ни шаг -
То овраг (лестница)

3. Цитрус он, растет на юге,

В теплой роще, не на грядке,

Но любим у нас в округе

Фрукт оранжевый и сладкий.

Мы приходим в магазин,

Покупаем ...(апельсин)

4. Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки (горох)

5. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)

6. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом (лопата)

Чтение текста с остановками («В. Драгунский. Тайное становится явным»). Кто подскажет, как называется данная технология в программе «Школа 2100»? (Технология продуктивного чтения). Перед вами отрывок из рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным»

«Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
- Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
- Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
- А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. - Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников» Коллеги, я предлагаю Вам поработать в группах и придумать вопросы к прочтенному отрывку, которые Вы могли бы задавать во время чтения. СЛАЙД 10

Вспомните ситуации на уроках, когда Вы даете детям задание придумать вопросы по тексту. Чаще всего, дети задают вопросы типа: «Где?..», «Когда?», «Было ли?». А вот прием «Толстые и тонкие вопросы» учит детей задавать вопросы по тексту, которые требуют размышления .СЛАЙД 11Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»


Перед Вами 1 глава повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Предлагаю придумать и задать друг другу вопросы двух видов. (Работа в микрогруппах)

Тонкий.

Толстый Что росло вокруг каждого дома? Почему коротышек так называли? Малыши и малышки дружили между собой? Почему малыши и малышки не дружили? С кем дружил Незнайка? Почему Знайку так называли? Где жил Гунька? Как вы думаете, могут ли малыши и малышки подружиться?


Еще один из приемов, на котором хотелось бы остановиться. Это «синквейн». Синквейн состоит из пяти строк. На слайде Вы видите, какие строки и слова обязательны для написания синквейна. Как правило, синквейн пишется в конце урока, на стадии рефлексии. СЛАЙД 12-13 Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»Мастер-класс «Развитие критического мышления младших школьников»







Предлагаю поработать в группах и составить синквейны на одну из предложенных тем. Тема синквейна лежит в конвертах на столе. Предлагаемые темы: «каникулы», «педсовет», «ученик», «зарплата», «мастер-класс» (После работы учителя озвучивают свои варианты) На этом наш мастер-класс закончен. Я предлагаю Вам на память буклеты, в которых содержится краткая информация о приемах ТРКМЧП. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов, используя систему PROClass (система контроля качества знаний). Итак, вооружаемся пультами. Вопросы: 1.Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем) 2.На каких уроках можно использовать приёмы ТРКМЧП? (на русском языке, на литературном чтении, на любом) 3.Возможно ли в Вашей практике использование приёмов ТРКМЧП? (да, нет, уже применяю) 4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением ТРКМЧП? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его) Коллеги, спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.
Литература:
  1. С.И. Заир - бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004 - 175с.

  2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.

  3. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика.

  4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.

© 2010-2022