• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона Конец зимы. Полдень

Разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона Конец зимы. Полдень

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цель урока: обучение учащихся написанию сочинения по картине;

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД - ценить, воспринимать образ Родины, природы через произведения изобразительного искусства;


2. Регулятивные УУД - самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;


3. Познавательные УУД - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации); восприятия картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.


4. Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;


Форма урока: урок развития речи.

Оборудование:

  1. Презентация Power Point;

  2. Раздаточный материал.

Ход урока:

№ п/п


Вид деятельности на уроке

Формирование универсальных

учебных

действий

I

Организация начала урока.

1.1.Эмоциональный настрой

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

1.2.Введение сказочного героя.

-Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто придёт к нам сегодня на урок.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

II

Фонетический разбор слова «ёж».

-Молодцы, но ёжик к нам пришёл сегодня не просто так. Он хочет посмотреть как вы работаете на уроке развития речи.

Регулятивные:

планировать алгоритм действий.

III

Самоопределение темы и целей урока

1.

Актуализация знаний, постановка проблемы.

Учитель:

Весна в лесу

Отчаянные холода

Задерживают таянье.

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,

Еще недели целые

Дороги сковывает лед

Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом всё завалено.

Водою с солнцем пополам

Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.

1956 Б. Пастернак


- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Ответы детей.)(Сл.1)

- Правильно, на уроке развития речи мы будем любоваться красотами родной природы; учиться наблюдать, сравнивать, переживать, передавать своё отношение к происходящим изменениям в природе; последовательно, грамотно излагать устную и письменную речь.(Сл.2)

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, планировать алгоритм действий.

Личностные: Ценить и понимать такие понятия, как «природа», «родина»…


Подготовка работы над новым материалом

1.

Знакомство с творчеством Константина Фёдоровича Юона .


Учитель: Я начала урок со стихотворения Бориса Пастернака «Весна в лесу».

Стихотворение Бориса Пастернака перекликается с картиной известного художника Константина Фёдоровича Юона (Сл.3).

Коммуникативные: Оформлять логически последовательно свои мысли, читать вслух художественные произведения, слушать и понимать других.

2.

Беседа по картинам К.Ф. Юона

Учитель: Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами репродукции картин, их электронный вариант. Картины - подлинники выставляются в музеях. Но я буду говорить именно о картинах.

-Ребята, как вы думаете, почему в картинах изображено одно и тоже время года?

-Какие краски преобладают? Каким настроением наполнены картины Юона?

(При рассматривании картины одновременно звучит музыкальная композиция.)


физминутка

Регулятивные: Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Личностные: Ценить и принимать такие понятия, как «природа», «родина»…Различать понятия «картина» - «репродукция картины».

Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, опираясь на произведения искусств. Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Уметь сравнивать картины, устанавливать закономерности.

IV

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.Полдень»


1.

Знакомство с репродукцией картины.

(Слайд 9 )

Учитель: запишите тему урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

(Слайд 10 - Работа над репродукцией картины)

Некоторые моменты из биографии живописца вам пригодятся при написании сочинения, внимательно послушайте.


Учитель: Итак, благодаря любви к родной природе родилась эта живописная композиция «Конец зимы. Полдень». Ребята, внимательно рассмотрите картину.




Регулятивные: соблюдать правильное оформление, запись в тетрадях.

Познавательные: Знакомиться с творчеством художника И.С. Остроухова.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки живописца. Уметь прослеживать связь между понятиями «природа» - «родина».

2.

Устная работа по картине.

Какую местность изобразил художник?


-Опишите подробнее, что изобразил художник?
- Как можно начать сочинение?
Как художник передал приближение весны? - Какие краски преобладают в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
-Что будете описывать и в какой последовательности?
-Чем закончите сочинение?


Учитель: Ваша задача - объединить предложения и записать текст в определённой композиционной последовательности.

Регулятивные: Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Личностные: Ценить и принимать такие понятия, как «природа», «родина»…

Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, ориентируясь на произведения искусств. Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Ориентироваться и применять в своей речи такие понятия как «полотно, композиция, пейзаж», «цветовая гамма, оттенки цвета», «ощущение, чувство, настроение» и т.п. Уметь анализировать и составлять полные ответы на вопросы.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения об увиденном на картине.

3.

Устное составление учащимися сочинения - описания. Пересказ вслух.

Вариант сочинения: «к.ф. Юон талантливый русский художник. В своём творчестве он любил писать зиму и весну. Много картин посвящены деревенской жизни. В своём сочинении мы буде описывать картину Юона «Конец зимы. Полдень» Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни. На переднем плане деревянный дом. На крыше его ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора поленницы дров. Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик… Лыжники спешат покататься по последнему снегу. Они остановились у забора и с интересом наблюдают за красивым петухом. Всё залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искрится. От берёз протянулись длинные голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег также подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень».

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в таблице «Словарь настроений» и на картине, анализировать, сравнивать, описывать явления природы.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения об увиденном на картине.

4

Практическая работа.

Учитель: Итак, проба пера! Записываем сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» в тетрадь. По окончании работы возможна взаимопроверка в парах. Удачи вам!

(Учащиеся записывают сочинение в тетрадь)

Регулятивные: определять план выполнения задания, соблюдать алгоритм действий.

Познавательные: Уметь письменно передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Контролировать правильность и аккуратность записи.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

V

Рефлексия.

Учитель: Ребята, ёжик очень хочет узнать, понравился ли вам сегодняшний урок. У каждого из вас на столе лежит по 2 яблока. Красный цвет -понравился и вы довольны своей работой.

Жёлтый - урок для вас был не интересен, вам было скучно. Пройдите к доске и прикрепите яблоки ёжику на спину.

Коммуникативные: Понимать и воспринимать, адекватно оценивать свою работу и точку зрения другого.

VI Итог урока. Чему учились на уроке развития речи? Что больше всего запомнилось? (Ответы учащихся) Да, мы любовались красотой нашей Родины, наступающей весной и поняли, что это время года бывает таким прекрасным и таким многообразным…

-Молодцы, спасибо за работу!

Регулятивные: уметь соотнести выполненное задание с поставленной задачей урока.

Личностные: ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.

Раздаточный

материал

Индивидуальный прайс - лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?





Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)



Весна в лесу

Отчаянные холода

Задерживают таянье.

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,

Еще недели целые

Дороги сковывает лед

Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом всё завалено.

Водою с солнцем пополам

Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.

1956 Б. Пастернак


Вариант сочинения: «Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни. На переднем плане деревянный дом. На крыше его ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора поленницы дров. Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик… Лыжники спешат покататься по последнему снегу. Они остановились у забора и с интересом наблюдают за красивым петухом. Всё залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искрится. От берёз протянулись длинные голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег также подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень».

Словарная работа

Художник - известный, талантливый,

Зима - снежная, пушистая, сказочная,

Постройки - деревянные, жилые, скромные;

Снег - грязноватый, тяжёлый, рыхлый; прозрачные синие тени; блестит, переливается, поскрипывающий под ногами;

Деревья - высокие, тёмно-зелёные, дымка, окутывающая лесные дали; буро-зелёные ели; голые беспомощные берёзы,

Солнце - яркое, слепящее,

Лыжники - катающиеся на лыжах, готовящиеся к прогулке;

Куры - копающиеся в снегу, роющиеся в снегу, красный петух.





Индивидуальный прайс - лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Индивидуальный прайс - лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Индивидуальный прайс - лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

Индивидуальный прайс - лист

Работа над сочинением по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Как вы поняли, что это деревня?

3. Кто оживляет этот уголок деревни?

4.Какой период зимы изобразил художник? Почему вы так думаете?

5. Какой стоит день?

6. Почему художник, рисуя снег, использовал разные оттенки красок?

7.Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?





© 2010-2022