- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горелова П.М. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
4 класс
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
г. Нижневартовск
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка. Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний - это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемы (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
-
класс, в конце года 15 - 17
-
класс, в конце первого полугодия 25 - 30
II класс, в конце года 35 - 45
-
класс, в конце года 55 - 65
-
класс, в конце первого полугодия 65 - 70
IV класс, в конце года 75 - 80
4 класс
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на контроль-
ные работы
В том числе на работы по развитию речи
Примерное количество часов на самостоя-тельные работы учащихся
1 Повторение изученного
20
2
3
2
2 Однородные члены предложения
6
1
1
3 Текст
3
1
4 Имя существительное. Склонение имен существительных
15
1
2
2
5 Три склонения имен существительных
4
1
6 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения
15
1
2
2
7 Множественное число имен существительных
8
1
1
8 Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имен прилагательных
2
9 Склонение имен прилагательных
6
1
1
10 Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
7
1
1
11 Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода
7
2
1
12 Склонение имен прилагательных во множественном числе
5
1
1
13 Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном
4
1
1
14 Местоимение. Понятие о местоимении
2
15 Правописание местоимений с предлогами
4
1
1
16 Глагол. Общее понятие
1
17 Изменение глаголов по временам
2
18 Неопределенная форма глагола
2
1
19 Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)
2
1
20 I и II спряжение глаголов
3
1
21 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
9
2
1
22 Глаголы-исключения
4
1
1
23 Правописание глаголов в прошедшем времени
7
1
1
1
24 Повторение в конце учебного года
32
2
3
5
Итого
170
13
20
24
4 класс (136 ч)
Повторение изученного (17 ч) Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Однородные члены предложения (6 ч) Однородные члены предложения. Предложение с однородными членами, соединенными союзами И, А, НОи без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами И, А, НО (наблюдения).Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения)
Текст (4 ч) Обобщение сведений о тексте как связном высказывании; тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение).
Имя существительное. (32 ч)
Склонение имен существительных (10 ч)
Три склонения имен существительных (4 ч)
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения (10 ч)
Множественное число имен существительных (8 ч) Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -МЯ, -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи.
Имя прилагательное. (28 ч)
Правописание родовых окончаний имен прилагательных (2 ч)
Склонение имен прилагательных (6 ч)
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (6 ч)
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода (6 ч)
Склонение имен прилагательных во множественном числе (4 ч)
Повторение изученного
об имени прилагательном и имени существительном (4 ч) Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении, основные функции в речи. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие). Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ЬЯ, -ЬЕ, -ОВ, -ИН). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение. Понятие о местоимении (5 ч)
Правописание местоимений с предлогами Местоимение как часть речи. Местоимение 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
Глагол. (29)
Общее понятие (1 ч)
Изменение глаголов по временам (2 ч)
Неопределенная форма глагола (2 ч)
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (2 ч)
I и II спряжение глаголов (3 ч)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (8 ч)
Глаголы-исключения (4 ч)
Правописание глаголов в прошедшем времени (7 ч) Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак (Ь)после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают?, что делать?. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
Повторение в конце учебного года (15 ч) Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово - единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
4 класс
Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
4 класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-
изученные части речи и их признаки;
-
признаки однородных членов предложения.
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 - 80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, Ьпосле шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами А, НО, И;
- производить фонетический разбор слов;
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
-
составлять план текста;
- распознавать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания (обучающее);
- писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Список литературы
Литература для учащихся:
- Основная:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык 4 класс, М.: Дрофа, 2008
- Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык: 4 класс: Тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи к учеб. в 2-х частях Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». - М.: Дрофа, 2013
Пособия для учителя:
1. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова Поурочные разработки по русскому языку. УМК 4 класс. Москва 2010.