Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гатауллина Р.Р. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Гатауллина Р.Р., учитель начальных классов МБОУ «Татаро-английской гимназии № 16» г. Казани. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Универсальные учебные действия в стандарте сгруппированы в четыре основных блока: - личностные;
- регулятивные;
- общепознавательные (включая общеучебные, логические, постановку и решение проблем);
- Коммуникативные.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего,«лабиринты», упорядочивание,«цепочки» [4, с.36], хитроумные решения; Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока; творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Регулятивные учебные действия связаны с умениями прогнозировать, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат. Освоенные регулятивные учебные действия лежат в основе следующих умений: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Одно из важных умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД, - умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:«преднамеренные ошибки» [3, с.12];поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе;«ищу ошибки»; контрольный опрос на определенную проблему. Коммуникативные учебные действия связаны с формированием следующих умений: - строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жизни, при решении различных проблем. Поэтому, формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» [2, с.69] и т. д. Школьники обсуждают, как необходимо вести себя в школе и дома, в гостях, в магазине, в транспорте, как правильно разговаривать по телефону, как отстаивать свою точку зрения, как спорить и как мириться и т.д. Сделать эти учебные ситуации коммуникативными и живыми помогают задания, привлекающие внимание обучающихся к поведению героев учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике. Учащиеся обсуждают поведение героев, приводят аргументы. Начиная с первого класса, обучающиеся осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, анализируя выступления одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре, объясняя учителю и классу причину опоздания на урок и т.д. Готовят небольшие выступления (по окружающему миру, литературному чтению и развитию речи) для тех, кто младше, что также является условием применения речевых умений на практике. Другим условием создания коммуникативных ситуаций является новая форма проведения уроков по окружающему миру и литературному чтению. Уроки проводятся в форме заседаний школьного клуба (клуб любителей чтения и загадок русского языка). Это позволяет давать часть учебного материала в виде докладов и выступлений. Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках целесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Как правило, работа в группах проходит как мини-проект на уроке . Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное - научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с. каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли. «Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе» [1, с.35]. Включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, развивает способность решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека. Дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Литература: -
А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.,2000 с.34-36.
-
И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. - ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 - 2004 г., стр. 69
-
И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 - 2003 г., стр. 12
-
О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 - 2003 г., стр.36