Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Гатауллина Р.Р., учитель начальных классов МБОУ «Татаро-английской гимназии № 16» г. Казани. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Универсальные учебные действия в стандарте сгруппированы в четыре основных блока:
  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. общепознавательные (включая общеучебные, логические, постановку и решение проблем);
  4. Коммуникативные.
Познавательные учебные действия свя­заны с формированием умений, направлен­ных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образо­вательного процесса. Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего,«лабиринты», упорядочивание,«цепочки» [4, с.36], хитроумные решения; Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока; творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Регулятивные учебные действия связа­ны с умениями прогнозировать, осущест­влять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат. Освоен­ные регулятивные учебные действия лежат в основе следующих умений: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; - планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектив­ные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - определять общую цель и пути ее дос­тижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих. Одно из важных умений, которое фор­мируется при освоении регулятивных УУД, - умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, ис­кать средства ее осуществления. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:«преднамеренные ошибки» [3, с.12];поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе;«ищу ошибки»; контрольный опрос на определенную проблему. Коммуникативные учебные действия связаны с формированием следующих умений: - строить речевое высказывание в соот­ветствии с задачами коммуникации и состав­лять тексты в устной и письменной формах; - использовать речевые средства и средства информационных и коммуника­ционных технологий для решения комму­никативных и познавательных задач; - использовать различные способы по­иска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуника­тивными и познавательными задачами; - готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровожде­нием; Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жиз­ни, при решении различных проблем. Поэ­тому, формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и вы­ходящие за его пределы. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» [2, с.69] и т. д. Школьники обсуждают, как необхо­димо вести себя в школе и дома, в гостях, в магази­не, в транспорте, как правильно разговаривать по телефону, как отстаивать свою точку зрения, как спорить и как мириться и т.д. Сделать эти учебные ситуации комму­никативными и живыми помогают задания, привле­кающие внимание обучающихся к пове­дению героев учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, матема­тике. Учащиеся обсуждают поведение ге­роев, приводят аргументы. Начиная с первого класса, обучающиеся осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, ана­лизируя выступления одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре, объясняя учителю и клас­су причину опоздания на урок и т.д. Готовят небольшие выступления (по окружающему миру, литературному чтению и развитию речи) для тех, кто младше, что также является условием применения речевых умений на практике. Другим условием создания коммуникативных ситуаций является новая форма проведения уроков по окружающему миру и литературному чтению. Уро­ки проводятся в форме заседаний школьного клуба (клуб любителей чтения и загадок русского языка). Это позволяет давать часть учебного материала в виде докладов и выступлений. Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках це­лесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их сос­тав. Как правило, работа в группах прохо­дит как мини-проект на уроке . Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное - на­учить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта жела­тельно оговорить с. каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли. «Од­ним из эффективных средств, способствую­щих развитию познавательной мотивации, а также формированию универсальных учеб­ных действий, является создание проблем­ных ситуаций в учебном процессе» [1, с.35]. Включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение уро­ка в технологии деятельностного метода обу­чения способствует формированию у уча­щихся универсальных учебных действий, разви­вает способность решать любые жизнен­ные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека. Дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информа­цию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии постав­ленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современ­ных условиях.
Литература:
  1. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.,2000 с.34-36.

  2. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. - ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 - 2004 г., стр. 69

  3. И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 - 2003 г., стр. 12

  4. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 - 2003 г., стр.36





© 2010-2022