• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка с целью повышения мотивации к учению.

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Русский язык не является исключением. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко2,3 классу отношение меняется. Начинают тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

В своей работе я опираюсь на технологию развития критического мышления ( Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

ТРКМ напрямую связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною программа « Гармония». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании. Решение этих задач возможно при использовании на уроках русского языка ТРКМ.

При всём многообразии определений критического мышления как педагогического термина можно проследить в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А « Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала.

И третья стадия «Рефлексии» есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

Например,

при изучении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера( пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.

Тема « Приставка,,,» Дети фиксируют знания имеющиеся у них о приставке.



Служит для образования новых слов

Стоит перед

- -

По,под,про,от,о,до - пиши с О

Часть слова

С? З? ?????

На,за,над пиши с А

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности. Учащиеся могут при составлении кластера найти непонятные им явления, что может создать проблему на уроке, требующую разрешения.

Стоит перед корнем

Часть словаНа стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

С З

После зв.согл.

Пиши З

После глух.согл. - пиши С

части слова

Использование подобных кластеров способствует развитию у учащихся системного мышления, умению рассматривать объект в целостности связей и характеристик.

Приём «Верные, неверные высказывания».

Не В

ВУчащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую - «неверных» высказываний.

Например, учитель предлагает вопросы по теме « Текст»:

1.Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текс обязательно имеет заголовок

5. Текс не всегда имеет заголовок

6. Текс - обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст может быть не большим по объёму

8. Текс может состоять из нескольких частей

9. Текст всегда состоит из одной части

Не В

ВВерные ответы:

3,5,7,8 1,2,4,6,9

Правильные ответы, учитель заранее пишет на обратной стороне доски. Используется приём самопроверки и рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результат своей работы.

Справился полностью

Есть ошибки

Надо повторить пройденный материал

Приём « Дерево предсказаний»

На своих уроках я использую приём « Дерево предсказаний».

Задаётся прямой вопрос: « Что надо сделать чтобы не допускать ошибки в правописании приставок на С, З? Как научиться правильно строить свою речь? Для чего изучать орфографию? Что надо сделать, чтобы в будущем писать без ошибок?

Ребята отвечают всё, что они думают по данной проблеме, опираясь и доказывая своё мнение на уже имеющиеся у них знания.

Приём « Корзина идей»Обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок « КОРЗИНА», в которую условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:

  1. Задаётся вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает ( строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

  1. Далее, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

  2. Все сведения кратко, в виде тезисов записываются учителем в «корзину» идей( без комментариев» даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.

  3. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информацией.

.

Технология КМ предлагает методический приём, известный как ИНСЕРТ ( интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Авторы Воган и Эстес,1986 г).

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить их ставить на полях в процессе чтения текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения.

Пометки могут быть следующими:

«!» - я это знал ( информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

«+» - новое для меня ( ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом).

« - « - вызывает у меня сомнения ( эта информация идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями)

«?» - вопрос ( отмечается то, что осталось у ученика непонятным и требует дополнительных сведений)

Аналогичная работа проводится в процессе списывания текста или после написанного диктанта. Дети на полях графически обозначают орфограммы:

- - безударная гласная, в корне слова

// - парная согласная в слове

- правописание приставок

- - -правописание суффиксов

А - имя собственное

И тд.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации .На практике, ученики просто пропускают то, что не поняли. А в данном случае, маркировочный знак обязывает их быть внимательнее, и проявить интерес, задать вопрос и самостоятельно найти ответ на непонятный факт. Знак « вопроса» стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ у учителя на следующем уроке.

Главная задача стадии осмысления - поддержать активность, созданную во время первой стадии вызова. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.

Приём « Тонкие и толстые вопросы»

Толстые Тонкие

Объясните, почему? Кто?

Почему вы так думаете? Что?

Предположите, что будет если? Верно ли?

Приём составления маркировочной таблицы:

З

Х

У

В данную таблицу, необходимо заносить сведения и факты только своими словами, не цитируя учебник или текст, предложенный в учебнике. Данный приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то предложить детям завершить работу дома.

Пример:

З

Х

У

Слова признаки

Отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

Каким членом предложения являются, как подчёркиваются в предложении

Слова признаки отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое?какие? в предложении является второстепенным членом и подчёркивается волнистой линией

Завершающим этапом является стадия рефлексии(размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, работа ведётся в парах, индивидуально, группами. Возможно заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям. Написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант и тд.

Приём « Написание синквейна»

В переводе с французского слово « синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам Синквейн - мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к тому, или иному понятию .Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.

Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать 2 прилагательных раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза т обобщения понятий и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

Рефлексию можно провести с применением опоры:

Сегодня на уроке я узнал…

В группе работать мне было…., потому что…

Помогал мне…

Мешал мне…

Пример синквейна:

Имя существительное

Собственные нарицательные

Называют именуют указывают

Без них не понятно о чём речь

Предмет

Предложение

Восклицательное невосклицательное

Повествуют побуждают спрашивают

Из них состоит речь

Мысль

Для того, чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность учащихся, использую приём « Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание « любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, « Являются ли однокоренными слова: отцовский, Отечество, Отчизна. Тебе помогут словари ( орфографический, словообразовательный). Или: узнай значение слово «житница» и откуда в русский язык пришло это слово. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, добытая из энциклопедий, справочников, словарей и художественной литературы.

Использование на уроках ТРКМ учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.









© 2010-2022