Рабочая программа внеурочной деятельности Я - читатель для 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности Я - читатель для 1 класс

Пояснительная записка.



Чтение - важнейшее средство литературного и общего развития, направленное на формирование у учащихся средствами детской литературы реальных знаний об окружающем мире, создание представлений о нравственно-эстетических и художественных ценностях, воспитания духовности и гражданственности. Чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию ребенка.

Цели курса по внеурочной деятельности:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования
  • формирование читательской компетентности, понимание прочитанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, стремление к духовной потребности в книге и чтении

Задачи курса по внеурочной деятельности:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения, воспитание интереса к книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка, интереса к процессу чтения, умение осознанно читать тексты

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением ориентироваться в книге, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства, развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.), возможность создавать свои собственные произведения на основе прочитанных книг.

  1. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром.



Общая характеристика курса по внеурочной деятельности:

Программа курса предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как с источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений. Учащиеся приходят к пониманию книги как особого вида искусства, учатся сравнивать искусство слова с другими видами искусства.

Место курса в учебном плане:

Данный курс занимает важное место в учебной программе, так как чтение в начальной школе является необходимым звеном в решении серьезных задач обучения и воспитания. Полноценное восприятие художественного текста формирует нравственно-эстетическое и духовное развитие личности.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности

В ходе занятий формируется мотивированный выбор круга чтения, устойчивый интерес к самостоятельной читательской деятельности. Ведущим элементом данного курса является творческая деятельность младших школьников, которая включает в себя чтение по ролям, постановку «живых картин», инсценирование, драматизацию.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные:

Личностными результатами данного курса можно назвать: понимание значимости книги и чтения для своего постоянного самосовершенствования, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, полноценное восприятие художественной литературы как особого вида искусства

Метапредметные:

Метапредметными результатами обучения можно отметить: освоение приемов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, овладение основами коммуникативной деятельности

Предметные:

Предметными результатами данного курса можно назвать: овладением необходимым уровнем читательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу, умение пользоваться словарями и справочниками, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности:

Учащиеся в ходе занятий овладевают библиографической культурой, знакомятся с элементами книги (титульный лист, аннотация, иллюстрации), получают первые знания о справочных изданиях (справочники, словари, энциклопедии).

В результате обучения будет обеспечена готовность к дальнейшему образованию, повышен уровень литературного развития, который характеризуется как умения:

  • осознавать место и роль чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями

Примерное распределение учебного времени по темам курса (33 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

Книга в нашей жизни

2

Приобщение к чтению, изучение роли книги в жизни, понимание бережного отношения к книге Воспринимать на слух информацию, отвечать на вопросы, отражать главную мысль

2.

История книги

6

Познакомиться

с историей книги от её истоков до настоящего времени. Понимание содержания излагаемой информации, участие в диалоге. Подготовка групповых и индивидуальных проектов на тему: «История книги»

3.

Искусство книги

6

Умение увидеть работу художника, понимание глубинной связи иллюстрации с текстом, творческой манеры художника, Наблюдать, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, озаглавливать иллюстрации. Участие в проектах: «Я -художник» (выполнение иллюстрации к своей любимой книге). Изготовление макета книги «Моя самая любимая книга»

4.

Структура книги

2

Знакомство с элементами книги, понимание, какую службу несут все структурные части. Умение характеризовать книгу, анализировать ее структуру - обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Участие в диалоге, верная формулировка вопросительных предложений, конструирование монологических высказываний

5.

Газеты и журналы для детей

4

Развитие интереса к периодике, стремление научиться правильно читать газеты и журналы, умение выстраивать связный монолог - подготовка докладов на тему: «Журнал, о котором я хотел бы рассказать» Создание отзыва, рассуждения о прочитанном

6.

Система библиотечного обслуживания читателей

2

Знакомство с крупнейшими библиотеками страны, города, с правилами записи в детскую библиотеку, с отделами библиотеки: абонементом и читальным залом. Умение ориентироваться в библиотеке, сравнивать различные типы библиотек

7.

Справочные издания.

6

Получение навыков работы со справочными изданиями, пополнение знаний учащихся о словарях и энциклопедиях. Выполнение мини-докладов и сообщений с помощью справочных изданий.

8.

Самостоятельная работа с книгой.

5

Получение основных навыков работы с книгой, ведение дневников чтения, выступление с сообщениями на тему «Книга, которую я советую всем прочитать». Участие в подготовке и проведение литературного праздника «Волшебный мир сказок»

В результате обучения будет достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется как умения:

  • осознавать место и роль книги в познании мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека

  • умение работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями

В ходе проведения занятий широко используются разнообразные формы поощрения творческой активности учащихся: подготовка проектов на различные темы, проведение занятий с элементами игры, широкое использование в течение всего курса внеурочной деятельности тематических конкурсов и викторин, подготовка и проведение литературных праздников.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. -М.: Просвещение, 2010. - 31с.

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения)

Учебно - методические средства обучения:

Для учителя:

Гафурова И.М. «Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную» - СПб, «Паритет», 2003.

Гольдберг «Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие». - М.: «Новая школа», 2001.

Краткий справочник школьного библиотекаря. - СПб: «Профессия», 2001.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч.1,2. - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2002.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в начальной школе», - Ростов-на-Дону, 2000.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: «Академия», 1998.

Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сборник научно-методических и управленческих материалов. - М.: «Педагогический поиск», 1997.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011.

Проектно - исследовательская технология. Теория и практика. Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКРО, 2005.

«Школьная библиотека». Журналы с 2001 по 2011г.г.

Для учащихся:

Андерсен Г.Х. «Райский сад» - СПб.: «Братство», 1993.

В некотором царстве. Русские народные сказки. - Новосибирск: 1993.

Гримм Я., Гримм В. «Золотая птица. Сказки». Минск: «Полифакт-Альфа», 1994.

Журналы для детей: «Веселый затейник», «Мурзилка», «Тошка», «Юный эрудит» и др.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. - М.: «Либерея», 1999.

«Рассказы о природе». Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,1989.

Розов Н.Н. «Русская рукописная книга». - М., 1971.

Сказки России. Сказки русских писателей. - М.: « Россия молодая», 1993.

Тубельская Г.Н. «Детские писатели России. Сто имен. Библиографический справочник». М.: «Школьная библиотека», 2002.

Чудесный ларец - М.: «Молодая гвардия», 1994.

Чудо чудное: Русские народные сказки от А до Я. - М.: «Дом», 1993.

Электронно - программное обеспечение:

1.Компьютер.

2. Телевизор.

3. Диски с записями отечественных и зарубежных художественных и мультипликационных фильмов по сказкам





© 2010-2022